Крепкие, устойчивые и стильные стойки, производимые венгерской Pillartech Audio, уже не воспринимаются большой редкостью, ведь грамотно спроектированная AV-мебель быстро находит применение в ведущих салонах High End Audio. Но сегодня мы опробуем изделия, которые не всегда на виду, хотя они тоже созданы для самых серьезных аудиосетапов.
СИСТЕМНАЯ ЗАЩИТА
Описываемые ниже демпферы под компоненты и кабельные опоры появились в каталоге Pillartech Audio относительно недавно — летом 2019 года. Но здесь показателен не сам факт новизны, а то, что компания представила их как важное дополнение к ранее спроектированным стойкам. Такой системный подход к конструированию уже сам по себе выгодно отличает её от большинства конкурентов.
Подавляющее большинство производителей мебели для AV-систем подобной «мелочевкой» не занимаются вообще и сосредотачивает усилия лишь на том, чтобы дать максимальное разнообразие отделок и форм в своих модельных рядах. Максимум — выпускают какие-либо подпятники и подвесы, прокладки или демпферы, чтобы заполнить раздел «аксессуары» фирменного каталога.
Perunal — сплав алюминия с цинком, легированный магнием и медью. Относится к группе высокопрочных материалов.
У Pillartech Audio модельная гамма стоек весьма широка и разнообразна, а для тестируемых сегодня принадлежностей на сайте выделен отдельный раздел Isolation. И при близком знакомстве понимаешь, что это нечто большее, чем просто «обязательные» аксессуары. Изготовлены они, кстати, из того же немагнитного материала Perunal, из которого Pillartech Audio вытачивает и опоры своих стоек.
Perunal — сплав алюминия с цинком, легированный магнием и медью. Относится к группе высокопрочных материалов, пригодных для применения в структурных элементах, испытывающих как статические, так и динамические нагрузки. Сплав отлично подходит для механобработки, существенно плотнее обычного алюминия и немного тяжелее тех «дюралей», что применяются в авиастроении, но при этом обладает не слишком высоким модулем упругости. Иными словами, он немного мягче. И такое сочетание свойств делает Perunal ценным материалом для изготовления виброразвязывающих элементов.
Следите за шариками
Теперь поближе рассмотрим опоры Isopoint. Они выпускаются в двух разновидностях — те, что маркированы как S-8 (26 910 руб. шт.), способны выдерживать настолько высокие нагрузки (до 100 кг каждая), что их можно использовать в качестве «пяток» под AV-мебель (что, кстати, и делается в самых продвинутых аппаратных стойках Gravity Cera Base).
В описании сказано, что «изопойнты» работают по принципу механического диода — в одну сторону вибрация проходит, обратно — нет. За такую «проводимость» отвечает верхняя часть из двух шайб разного диаметра из «перунала». Они соединяются стальной шпилькой (резьба позволяет подстраивать высоту опоры в пределах от 30 до 42 мм), а протекающие через них колебания, образно говоря, «заземляются» на более широкий и массивный элемент. Из этого следует, что в перевернутом виде Isopoint S-8 использовать нежелательно, они просто не будут работать.
Из этого следует, что в перевернутом виде Isopoint S-8 использовать нежелательно, они просто не будут работать.
Вся опора в целом тоже составная — у нее есть третий нижний элемент, который зеркален широкой части «диода». Эти половинки контактируют между собой через три керамических шарика диаметром 10 мм. Последние обеспечивают конструкции должную степень свободы в горизонтальной плоскости. Чтобы нагрузка на такой «подшипник» распределялась равномернее, к фланцам верхнего опорного элемента приклеены прокладки из плотного фетра.
Модель S-6 (24 210 руб. шт.), идентична по замыслу и исполнению, но размером поменьше: внешний диаметр составляет 60 мм (против 80), масса не 370, а 230 г, и выдерживают они до 80 кг.
Поставляются принадлежности комплектами по четыре штуки, хотя, наверное, имело бы смысл предлагать и поштучно, ведь некоторые компоненты лучше ставить на три опоры.
Линия звукопередачи
Элементы Cable Elevator, представленные также в двух размерах K-8 и K-11 (цифра указывает на высоту в сантиметрах, цена 20 610 руб. за штуку независимо от модели), устроены проще. Здесь нет керамических шариков, зато есть проточки на верхних элементах под укладку кабеля диаметром до 30 мм. Выбор высоты, вероятно, продиктован тем, что опоры надо подбирать под фактическую длину и гибкость кабеля. Если в вашей системе стоит достаточно жесткий короткий провод, то можно взять опоры-«восьмерки». Но если он склонен к провисанию, то надо брать столбики повыше. Конечная цель проста — надо добиться такой подстановки, чтобы кабель нигде не соприкасался с полом.
Любой кабель чувствителен к вибрациям — пришедшие от дрожащей опоры колебания вызывают в проводнике и диэлектрике т.н. трибоэффект.
На взгляд большинства обывателей, это чисто декоративная опция. Но давно подмечено, что если акустический кабель лежит на голом полу, а не на ковролине, то звучание системы слегка меняется. И на то есть простое объяснение. Любой кабель чувствителен к вибрациям — пришедшие от дрожащей опоры колебания вызывают в проводнике и диэлектрике т.н. трибоэффект, чем-то аналогичный микрофонному, то есть вызывает нежелательную модуляцию звукового сигнала (она на слух проявляется, как размывание фокуса в стереосцене). Похожие искажения могут создаваться из-за вибраций в точках контакта кабеля с терминалами (они проявляются как потеря тональной ясности, а то и вовсе как посторонние призвуки) — тем, кто подключал акустику через саб по высокоуровневым линиям, эта проблема, думаем, хорошо знакома.
Решение от Pillartech Audio по идее снимает обе проблемы — в том числе и за счет массивности опор. Так что они не просто красиво поднимают кабели над полом.
Практика большого скачка
Теперь посмотрим, насколько эффективно все это работает в деле. Но обратим внимание на одно важное обстоятельство — проверять виброизоляционные принадлежности мы будем в системе, компоненты которой уже стоят на жестких стойках Pillartech. Это правильно и с системной точки зрения, и для оценки влияния Isopoint на конкретные компоненты.
Но Cable Elevator будем испытывать именно на голом полу — в этом случае они и должны показать максимум положительных качеств, если таковые проявятся. С них и начнем.
Бас получается более аккуратным, очищается от тяжёлых оттенков, в сцене улучшается локализация вглубь.
В исходном состоянии референсная система без дополнительных виброразвязок звучит с явно выраженной динамикой и прекрасно открытыми тембрами, но немного резковато — звук живой, отчетливый и откровенный, но не слишком комфортный. Отмечаем также незначительный недобор «силовой» внятности в басе, хотя это нисколько не умаляет музыкальности сетапа. В его подаче нет «синтетики» или «техничности», звук натурален и невероятно подробен, да и сцена поставлена в целом правильно, без аномалий.
Подстановка K-8 (по две на каждый кабель) не позволяет избавиться от контакта колоночной «линии» с полом, но эффект, как ни странно, от применения есть. Бас получается более аккуратным, очищается от тяжёлых оттенков, в сцене улучшается локализация вглубь. Большие К-11 при аналогичной установке сказываются на звучании иначе: меньше меняют сцену, но больше «зачищают» бас.
Если же использовать на каждый кабель комбинацию из пары K-8 и пары K-11, то… нет, эффект не усиливается вдвое. Просто в сцене образуется та читаемость по эшелонам, которая снимает очень многие вопросы ко всему воспроизведению. Возникает ощущение, что звучание прочистилось во всех диапазонах, а не только в нижнем.
Небольшие Isopoint S-6 мы подставили под цифровой источник (стример/ЦАП dSC Bartok) — сначала под его корпус (по идее, так правильно), а затем — под его ножки (для сравнения). И выяснилась любопытная вещь: под штатными опорами «Бартока» S-6 дают минимальный эффект — едва заметное уточнение локализации и легкое заострение резких панчевых звуков. Но если их переместить непосредственно под шасси аппарата, т.е. поставить между ножками, то заметно ослабляется динамика в мидбасах. Низ передается отчетливо, структурно, но словно обескровлен. Если бы в нашей системе был слишком густой или гулкий бас, то такие опоры были бы, наверное, спасением.
Сцена по эшелонам разложилась идеально, а фокус вышел стойким и отчетливым.
Самое интересное, что под источником точно также отработали и крупные Isopoint S-8, разве что масштаб ослабления нижнего регистра был не так заметен. Так что результаты следует трактовать так: вероятно, штатные ножки у «Бартока» настолько хорошо подобраны и виброразвязаны самим производителем, что в альтернативных нет особой надобности.
В заключительном тесте мы поставили на Isopoint не только источник, но и предварительный усилитель (такие компоненты, как и фонокорректоры, обычно лучше всего откликаются на виброзащиту). Все опоры — под шасси, чтобы исключить влияние штатных ножек.
И в воспроизведении произошло то, что можно без преувеличения назвать качественным скачком. Появилось довольно мощное прояснение всех тембров и их гармоник — звук чуть убавил в яркости, но стал более выразительным. Бас уже никуда не съехал и не съежился — напротив, проступил еще фундаментальнее. Сцена по эшелонам разложилась идеально, а фокус вышел стойким и отчетливым. Те резкие звуки, которые не очень-то «стреляли», стали пугающе четкими и натуралистичными, хотя верх остался прозрачным и воздушным. Наконец, все благозвучное голосовое и инструментальное наполнение стало просто естественнее и мягче.
Разбирая сетап обратно, мы попробовали убрать ножки из под источника, но оставить их под предусилителем и… волшебство пропало. А затем перекинули колоночные кабели с опор на пол и нам показалось, что в звучании вообще «сломалась» вся сцена.
Получается, эти вещи работают только вместе, а не по отдельности. И, наверное, в таком порядке их и надо демонстрировать всякому, кто сомневается в их пользе — потеря качества всегда ощутимее его прироста.
СИСТЕМА
- Источники
- ноутбук Apple MacBook Air A1465
- стример dSC Bartok
- Предварительный усилитель Boulder 1110 Pre
- Усилитель мощности Boulder 1160 Stereo
- Акустические системы Focal Kanta #2
- Стойки Pillartech Audio