В его технике нет ничего принципиально нового — он лишь довел до ума то, что не смогли другие. Потому что обладает редким сочетанием качеств: высочайшей квалификацией инженера-механика, любовью к музыке и технике, пытливостью исследователя, упорством в реализации своих идей и терпением — чтобы дождаться времени, когда их осуществление станет возможным. Давайте знакомиться: Джонни Бергманн, основатель датской компании Bergmann Audio.
ПОДЪЕМНАЯ СИЛА
Жизненный путь Джонни Бергмана Расмуссена (Johnnie Bergmann Rasmussen) типичен для создателей High-End-брендов: любовь к музыке с детства вызвала интерес к звуковоспроизводящей технике и стремление самому создать то, что было недоступно для приобретения. Друг его отца был заядлым аудиофилом и обладателем легендарной британской вертушки Strathclyde Transcription Developments STD 305M. Огромное впечатление на 10-летнего Джонни произвело и звучание этого проигрывателя, и то, что у него был вакуумный клэмп, прижимавший пластинку к опорному диску.
После окончания школы юноша обзавелся собственной аппаратурой: усилителем NAD и колонками DALI, а чуть позже — вертушкой Micro Seiki DDX 1500 с тонармом Rega и картриджем Ortofon. Одержимость винилом предопределила и выбор призвания — он поступил в институт, где получил специальность инженера-механика. Следил за всеми выходившими в Дании журналами об аудиотехнике, в одном из них прочитал о проигрывателе Forsell Air Reference с воздушными подшипниками и тангенциальным тонармом, и понял, что пойдет именно в этом направлении.
Изучи всё что есть, и сделай лучше
Заметим, что все выпускавшиеся в 80-е годы прошлого века проигрыватели с воздушными подшипниками работали нестабильно, были ненадежными, сложными в установке и настройке… Джонни это понимал, и все свои силы направил на преодоление недостатков.
В начале 90-х годов XX века в возрасте 22 лет сделал первые чертежи своего проигрывателя, в котором опорный диск не только опирался на воздушный подшипник, но и центрировался давлением воздуха, то есть не имел механического контакта с шасси. Но это было время, когда вошедший в моду компакт-диск стремительно вытеснял аналоговую звукозапись с рынка, поэтому думать о запуске в производство нового проигрывателя винила было бы безумием. Но Джонни продолжал разработки, постоянно улучшая конструкцию. После 12 или 13 лет такой сугубо теоретической работы (он сам точно уже не помнит) — сделал для себя единственный экземпляр проигрывателя и убедился, что он прекрасно работает. Этот прототип впоследствии лег в основу модели Sleipner — проигрывателя с воздушными подшипниками не только в узле вращения опорного диска, но и в тангенциальном тонарме. Ещё лет 6 — 7 Джонни потратил, доводя конструкцию до готовности к серийному производству, а в 2008 году вывел её на рынок — так появилась модель Sindre.
Все выпускавшиеся в 80-е годы прошлого века проигрыватели с воздушными подшипниками работали нестабильно, были ненадежными, сложными в установке и настройке.
Отчасти это была компромиссная конструкция. Чтобы уменьшить габариты и массу проигрывателя, пришлось отказаться от воздушной центровки шпинделя — в горизонтальной плоскости его фиксировала втулка длиной около сантиметра из особого пластика — сила трения в этом узле была минимальной и практически не сказывалась на качестве звучания. Но зато особое внимание было уделено самой слабой и проблемной подсистеме всех проигрывателей с воздушными подшипниками, выпущенных в «эпоху до Бергманна», — помпе.
Некоторые выпускавшиеся прежде насосы были столь шумными, что их приходилось выносить в соседнее помещение. Джонни разработал свою систему, которая поразила видавших виды экспертов своей бесшумностью — услышать её можно было только в абсолютно тихом помещении. Задач была решена традиционно, но эффективно: произведенный с минимальными допусками механизм был помещен в алюминиевый цилиндр с несколькими слоями звукопоглощающего материала между ним и внешним корпусом. В выпускавшихся другими фирмами насосах применялась жидкая смазка, которая попадала в воздух и создавала «масляный туман», оседавший на деталях проигрывателя. Бергманн придумал, как обойтись без масла. Еще одно его новшество — буферная емкость, куда поступал воздух перед подачей в трубки — она сглаживала импульсы насоса и устраняла шумы потока. Воздушный фильтр не создает флуктуаций и легко заменяется. Руководство пользователя рекомендует делать это ежегодно — если проигрыватель работает в крупном городе. Сам Бергманн живет в маленьком городке Хобро с населением около 12 тыс. человек, где практически нет источников загрязнения, — в таких стерильный условиях фильтр можно не менять лет 10.
Проигрыватели Джонни Бергмана показали, что влияние трения в узлах вращения значительно сильнее, чем приято было считать.
В сущности, конструктор осуществил те идеи и принципы, что были придуманы задолго до него — он лишь избавил их от недостатков, из-за которых воздушные подшипники в проигрывателях винила долгое время оставались экзотикой, требовавшей от пользователя не только немалых затрат, но и хлопот.
Куда дует ветер?
Долгие годы и десятилетия главным врагом виниловой звукозаписи считались (и считаются по сей день) механические вибрации — от привода, акустических систем и прочих внешних источников. Тогда как пагубное влияние трения в подшипниках на звук недооценивалось или преодолевалось самыми примитивными способами. К примеру, увеличивалась масса опорного диска (что требовало поднять крутящий момент двигателя) — таким образом улучшалась равномерность вращения, а влияние на нее трения в подшипниках становилось как бы незаметным. Трение в подшипниках тонарма компенсировали, увеличивая прижимную силу и т.д.
Фирме исполняется в этом году 15 лет — это достаточный срок, чтобы приблизить конструкцию к совершенству.
Одно время разработчики поворотных тонармов усиленно боролись с тем, что игла касалась канавки не под тем углом, под каким она формировалась резцом рекордера (т.н. угловая ошибка). Как известно, в профессиональных записывающих машинах применяются исключительно тангенциальные тонармы, перемещающие резец строго по радиусу пластинки. В идеале и считываться данные должны таким же образом. Вот только реализовать тангенциальную конструкцию с обычными подшипниками крайне сложно (попытки делались неоднократно, но были не очень удачными). Обычный поворотный тонарм перемещает картридж по дуге, и угол считывания меняется от начала канавки к её концу и лишь в некоей точке траектории оказывается оптимальным. В итоге между сигналами правого и левого канала образуется меняющийся временной сдвиг, то есть фазовые искажения. Чтобы преодолеть этот недостаток, увеличивали длину тонармов, делали конструкции с изменяемой геометрией (они казались проще, чем тангенциальные), но у них были свои недостатки. В конце концов, решили просто не обращать внимание на угловую ошибку, сочли её несущественной. Типичный подход для производителей массовой техники: если не можешь исправить недостаток, просто не замечай его. Но техника класса High End как раз и отличается тем, что для неё существенно абсолютно всё.
Проигрыватели Джонни Бергмана показали, что влияние трения в узлах вращения значительно сильнее, чем приято было считать. А его устранение с помощью систем воздушного подвеса в высшей степени благотворно сказывается на звуке. В ходе множестве тестов, опубликованных в ведущих специализированных журналах, их авторы сравнивали звучание проигрывателей Bergmann с более дорогими моделями с традиционными подшипниками. И отмечали заметное превосходство воздушных в звучании. Прежде всего, оно выражалось в многократно возросшем разрешении: проигрыватели Bergmann выявляли тончайшие детали и гармонические оттенки музыкальных произведений, которые скрадывались другими вертушками. Необыкновенно точно и масштабно передавали пространства студий и концертных залов. Звучали необыкновенно реалистично и естественно, создавая полную иллюзию живого исполнения.
Воздушная система имеет достаточно простую конструкцию (максимальная простота во всем — важный элемент концепции Бергманна), практически свободную от износа, поскольку в ней нет трущихся друг от друга частей.
Многие эксперты, отмечали, что не встречали у виниловых аппаратов традиционной конструкции столь низкого уровня фоновых шумов, которые обычно приписывались самому диску. Как выяснилось, эти помехи создавались подшипниками — они доходили до головки через жесткую механическую связь между стальным шпинделем, пластинкой и иглой звукоснимателя. У воздушных подшипников такой связи не было, соответственно и шумы оказались существенно ниже.
Причем восторженные отзывы касались уже первых серийных моделей — топового проигрывателя Sleipner с полной воздушной развязкой опорного диска и тонарма, а также с вакуумным прижимом пластинки, и слегка упрощенной и уменьшенной в габаритах модели Sindre. Современные проигрыватели и тонармы бренда звучат еще интереснее. Все-таки фирме исполняется в этом году 15 лет — это достаточный срок, чтобы приблизить конструкцию к совершенству, учтя опыт эксплуатации первых моделей. Тем более, что Джонни Бергманн — из тех людей, что никогда не удовлетворяются достигнутым.
Продукты местного промысла
Большинство механических деталей для проигрывателей и тонармов Bergmann изготавливаются на собственной фабрике в Хобро. Лишь небольшая их часть заказывается сторонним производителям, но и они расположены неподалеку. Так что 100% всей механики делается в Дании. Сборка — вручную. Тестовые и опытные образцы Джонни делает, как правило, сам. Любит человек работать не только головой, но и руками.
В актуальном модельном ряду — три базовых проигрывателя и два тонарма. Которые также выпускаются в версиях Gold Edition с отделкой 24-каратным золотом, иногда выходят «подписанные» версии Signature. Это естественно, ведь среди тех, кто способен приобрести технику столь высокого класса, есть любители эксклюзива. Но восторг у авторов High End-журналов вызывают абсолютно все модели.
Тангенциальные тонармы не нуждаются в антискейтинге, поскольку скатывающая сила у них не возникает.
Самый компактный, простой и доступный проигрыватель — Modi. Алюминиевый диск массой 7,5 кг опирается стальным шпинделем на воздушную подушку, а его центровка осуществляется подшипником скольжения из особого полимера, который обеспечивает минимальное трение. Привод ременный, мотор постоянного тока — с электронным управлением и схемой «мягкого» старта, которая защищает пассик от растяжения или обрыва. Вот почему многие производители предпочитают моторы переменного тока — они стартуют плавно и не требуют ухищрений для защиты ремня, хотя создают электромагнитные помехи.
Габариты проигрывателя 395 x 460 x 124 мм, масса 17,5 кг. Воздушный насос вынесен в отдельный корпус размерами 355 x 195 x 107 мм и массой 7,8 кг. Он снабжает воздухом и сам проигрыватель, и тонарм. Вертушка позволяет установить до двух тонармов любого типа — тангенциальных или радиальных 9”-12”. Производитель комплектует эту модель своим младшим тонармом Thor, который может использоваться и со старшими проигрывателями бренда.
Среднюю позицию занимает модель Magne T.T. (Magne Turntable system), у которой все подшипники воздушные. Опорный диск массой 5,5 кг лежит на субдиске массой 1,5 кг, который и приводится пассиком во вращение. Габариты 440 x 495 x 165 мм, масса 20 кг, но это — со штатным тангенциальным тонармом. Воздушный насос, как и у других проигрывателей бренда, вынесен в отдельный корпус с габаритами 370 x 195 x 175 мм и массой 8,3 кг. Давление регулируется двумя винтами на тыловой панели проигрывателя — раздельно для диска и тонарма.
Мелкосерийное прецизионное производство с большой долей квалифицированного ручного труда вкупе с разработками и экспериментами, на которые требуются годы, — все это очень дорогое удовольствие.
Флагманская модель Galder допускает одновременную установку до четырёх тонармов. Это, по сути, эволюция проигрывателя Sleipner, может продаваться отдельно или с топовым тонармом Odin. Его главное отличие от Thor в том, что неподвижный воздуховод, над которым парит внешняя подвижная трубка с тонармом, закреплен с двух сторон, что увеличивает жесткость конструкции.
Двигатель вынесен в боковую секцию, прикрепленную к общему шасси из алюминия, но развязанную от корпуса. Регулируемые ножки сложной конструкции из алюминия с керамическими шариками внутри обеспечивают эффективную виброизоляцию от поверхности, на которую установлен проигрыватель.
Воздушный насос создает здесь не только избыточное давление для опорного диска и тонарма, но и разрежение для вакуумного прижима пластинки. Поэтому необходимо использовать исключительно штатный клэмп. Не удивительно, что масса одной лишь помпы 18,2 кг при габаритах 465 x 225 x 235 мм. Сам проигрыватель (без тонарма) весит 38 кг, его габариты (Г х Ш х В) — 365 x 480 x 190 мм. Тонарм Odin увеличивает массу конструкции еще на 5,7 кг.
Неравномерность вращения у этого проигрывателя не превышает 0,0027%. Впрочем, у модели Magne не сильно хуже — 0,003%. Без полного комплекта воздушных подшипников у опорного диска такие показатели вряд ли возможны.
При этом воздушная система имеет достаточно простую конструкцию (максимальная простота во всем — важный элемент концепции Бергманна), практически свободную от износа, поскольку в ней нет трущихся друг от друга частей, и потому она стабильно сохраняет свои свойства. Вдобавок тангенциальные тонармы не нуждаются в антискейтинге, поскольку скатывающая сила у них не возникает.
В ноябре прошлого года к 15-летию компании была выпущена эксклюзивная модель Galder Signature, у которой диск выполнен из стали и весит 36 кг, а сам проигрыватель весит 61 кг. Этот вариант поставляется с более мощной помпой, позволяющей поднимать значительно более тяжелый диск.
Естественно, чтобы реализовать все преимущества воздушных подшипников, необходимы точные расчеты и минимальные допуски при изготовлении деталей. Эти задачи Бергманн успешно решил, благо его зависимость от сторонних поставщиков минимальна. Он сам вытачивает некоторые детали и, по его словам, получает большое удовольствие от этой работы. Будучи хорошим мастером, Бергманн вкладывает частичку души в свои изделия.
Естественно, это не делает продукцию бренда массово доступной. Мелкосерийное прецизионное производство с большой долей квалифицированного ручного труда вкупе с разработками и экспериментами, на которые требуются годы, — все это очень дорогое удовольствие, что неизбежно отражается на цене техники. Но ведь авторская и ювелирная по сути работа не может стоить дёшево.
Комментарии [1]
АБ
Замечательная статья, с огромным удовольствием прочел. А еще, притягивает внимание лицо Джонни Расмуссена, увлеченного творческого человека, живущего идеей и претворяющего идею в жизнь.
Понравился снимок с напильником в руке и заготовкой будущей вертушки. 🙂