Продолжаем исследовать модельный ряд недорогих корректоров от Fezz Audio. Компания предлагает солидный ассортимент подобных предусилителей на все случаи жизни, придерживаясь аудиофильского правила предельно короткого звукового тракта.
Но несмотря на простоту этих компактных их созданию предшествовала большая работа с привлечением специалистов в разных областях.
Наш грядущий обзор адресован тем, кто предпочитает ММ-головки и намерен выжать из них всё, на что они способны.
ХАРАКТЕР ПО НАСЛЕДСТВУ
Вообще говоря, на современной элементной базе сделать хороший корректор совсем несложно. Но если копнуть чуть глубже, сразу возникают вопросы: если частотная характеристика жёстко оговаривается стандартом RIAA, да и коэффициент усиления у всех схем примерно одинаков (для ММ 40 дБ), почему же все корректоры звучат по-разному? И чем объяснить такое разнообразие подходов к конструированию? Соревноваться в достижении рекордно низких шумов и искажений тоже смысла нет, они у самой пластинки гораздо выше, чем у любой схемы. Тем не менее, у каждого производителя свой подход, а некоторые предлагают двух-, трёх- и даже четырёхблочные корректоры по совершенно фантастическим ценам. И это вполне имеет право на жизнь, поскольку характер звучания определяется массой различных факторов, и даже самую простую схему можно улучшать до бесконечности.
Уши — главный инструмент
Польская Fezz Audio идёт другим путём — руководствуясь собственными звуковыми приоритетами находит кратчайшие пути к их достижению. Напомню, что что главные приоритеты (открытое, живое звучание на любых музыкальных жанрах) были выработаны знакомым ведущим польского радио, который заказал специалистам Fezz Audio компактный и относительно недорогой фонокорректор для проигрывания пластинок в музыкальной программе. Для компании это было в новинку (в то время она выпускала только ламповые усилители), и для разработки прототипа были приглашены авторитетные гуру в области транзисторной схемотехники. После нескольких месяцев работы над схемой и бесконечного количества экспертных прослушиваний результат был заказчиком одобрен.
Хочу напомнить: пригодность корректора для качественного музыкального вещания оценивалось не по техническим параметрам, а по характеру его звучания.
Который раз рассказывая эту историю, хочу напомнить: пригодность корректора для качественного музыкального вещания оценивалось не по техническим параметрам, а по характеру его звучания.
И модель Gaia MM унаследовала ту самую схемотехнику, что была разработана для описанного выше прототипа.
«Сердцем» корректора стал гибридный сдвоенный операционный усилитель Burson Audio V5i Dual с малыми искажениями (0,005% на 1 кГц) и полосой усиления без обратной связи от 0 Гц до 45 кГц. Но выбран этот довольно дорогой элемент не только из-за своих характеристик — с ним характер звучания корректора больше всего понравился разработчикам.
Второй важный момент — применение тороидального трансформатора заведомо большей мощности, чем требуется для питания операционного усилителя. За счёт запаса реально снижается излучаемое электрическое поле, которое может негативно повлиять на схему, чувствительную к наводкам.
И, наконец, то, что я всегда отмечаю в корректорах Fezz Audio — нестабилизированное питание. В плохих стабилизаторах (трёхвыводных LM-ках) разработчики смысла не видят, а хорошие обойдутся дороже самой питаемой схемы. В этом отношении фильтр из трёх резисторов и четырёх конденсаторов — простое и чрезвычайно эффективное решение, обеспечивающее постоянное напряжение без помех и пульсаций.
В плохих стабилизаторах (трёхвыводных LM-ках) разработчики смысла не видят, а хорошие обойдутся дороже самой питаемой схемы.
Входное сопротивление корректора 47 килоом, т.е. стандартное для ММ-картриджей и МС с высоким выходом. Входы и выходы — на гнёздах RCA.
Корпус Gaia MM — стальной, надёжно защищающий схему от внешних наводок. Снаружи покрывается белой, чёрной, бордовой или красной эмалью.
Невысокая себестоимость конструкции обусловлена тем, что у Fezz Audio и производство тороидальных трансформаторов, и покрасочные камеры — собственные.
Ширина и глубина
В этот раз тракт у нас выстроился транзисторный: сигнал с фонокорректора подавался на интегральный усилитель Fezz Audio Torus 5060. Акустические системы — полочные MartinLogan Motion 35XTi и напольные Motion 20i — мы слушали по очереди.
Источник в нашей системе современный, проигрыватель Thorens TD1500 с ММ-головкой Ortofon Bronze.
Первым делом, как всегда, оцениваю шумы корректора. Когда слушаешь музыку, этот параметр не имеет большого значения, но если вы занимаетесь оцифровкой винила, на него стоит обратить внимание. Так вот, Gaia MM — корректор предельно тихий.
С Gaia MM звучание получается по-настоящему увлекательным — эпатажным, броским, с контрастным саундом и широкой панорамой.
Начинаю слушать с подключенными полочниками. Альбом Малкольма Макларена [1] изобилует динамическими контрастами, у ритм-секции явно выражена басовая основа, плюс очень фактурный мужской и женский вокал в псевдо оперном стиле. С Gaia MM подача получается по-настоящему эпатажной, броской, с контрастным саундом и широкой панорамой. Для середины 70-х — настоящий авангард, и все приёмы, которые использует продюсер, система раскрывает с лёгкостью. Бас внятный и достаточно глубокий для полочников, тембральные оттенки и реверберации проявляются во всей красе. Передний план впечатляющий, колонки можно ставить широко и пустоты в сцене не будет. Пространственные эффекты во всём своём великолепии, чувствуется и перспектива в глубину сцены.
Первое издание «Chicago Transit Authority» 1969 года [2] записано с удивительным динамическим диапазоном, словно в студии компрессоры вообще не использовались. И это чувствуется в звучании системы — саунд открытый, энергичный, с рельефной прорисовкой каждого инструмента. Чтобы оценить его в полной мере, переключаюсь на напольные Motion 20i и вот он, настоящий джаз-рок с медными духовыми, бьющими по ушам тарелками и стреляющим басом. Никаких искажений на резких ударах, хотя пик-фактор на этих пластинках почти такой же, как на мастер-лентах.
Никаких искажений на резких ударах, хотя пик-фактор на этих пластинках почти такой же, как на мастер-лентах.
И снова впечатляющая панорама: звук и в центре, и в колонках, и даже за пределами стереобазы. Чувствуется, что нижний регистр подрезан при записи (обычная практика в то время), но ударной энергии в нём с избытком. Духовые — реальный металл с характерным «наждачком» в саунде.
Стинг, как известно, мастер тонкой нюансировки, и его альбом «…Nothing Like the Sun» лучшее тому свидетельство. Тщательно выстроенная атмосфера, каждый отдельный звук на своём месте в трёхмерном в пространстве. Ударные прописаны ненавязчиво, но причудливой ритмической сетке подчинена остальная картина, и она перед нами как на ладони. В тональном балансе всё ровно, ничего не выделяется — от басовых субгармоник до рассыпчатых вибраций тарелок всё починено общей гармонии. Если воспроизводить альбом в фоновом режиме, он не произведёт особого впечатления, но стоит вслушаться повнимательнее, понимаешь, насколько продумана и искусно аранжирована каждая композиция.
Похоже, модель Gaia MM действительно унаследовала характер прототипа, заточенного именно на выразительность и открытость звучания. И демонстрирует такие качества на самых разных жанрах, а это не всегда можно сказать и про более дорогие корректоры.
МУЗЫКА
- Malcolm McLaren, «Fans». Island Records, 1984
- Chicago Transit Authority. Columbia Records, 2 LP 1969
- Sting, «…Nothing Like the Sun». A&M Records, 1987
КОМПОНЕНТЫ
- Проигрыватель Thorens TD1500 с головкой Ortofon Bronze
- Интегральный усилитель Fezz Audio Torus 5060
- Акустические системы MartinLogan Motion 35XTi, Motion 20i,
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros Ultra RCA
- акустические Hi Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Gaia MM
Производитель: Fezz Audio (Польша)
Частотная характеристика: RIAA || Входное сопротивление: 47 кОм|| Коэффициент усиления: 53 дБ || Отношение сигнал/шум взвешенное: >-92 дБ || Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц — 20 кГц): >0,005 % || Переходное затухание каналов: >95 дБ || Входы: RCA || Выходы: RCA || Питание: 220/240 В || Потребляема мощность: 10 ВА || Масса нетто: 1,95 кг || Габариты: 163 х 65 х 320 мм || Цветовые варианты: белый, чёрный, красный, бордовый || Цена: 48 000 руб.
Комментарии [14]
Павел
да, вот еще нюанс: напряжение на вторичке тр-ра всего 11 вольт. печаль…
Николай ЕФРЕМОВ
Там примерно +/-14 В после фильтра получается. Именно потому, что максимальное питание этого ОУ +/-15 В, и оставлен запас на случай повышенного напряжения в розетке. Что касается стабилизаторов — без них вполне можно обойтись, поскольку нестабильность сети даже в пределах, отмеченных вами (40%!), даст разницу вторичного питания чуть больше 2 В. Кстати, R-C-R-C фильтры для питания корректоров рекомендуют некоторые авторитетные схемотехники на сайтах для самодельщиков. И, повторю, все решения, применённые в корректорах Fezz Audio, отслушивались придирчивыми экспертами. Критику «я не слушал, но осуждаю», не воспринимаю от слова вообще.
Павел
ну, давайте посчитаем: 203/230=0,88 или
Павел
или -12%; 257/230=1,12 или +12%. это близко к значению ГОСТ на эл-во. как вы насчитали 40%? далее: путем нехитрых вычислений в первом приближении это соответствует изменению напряжения питания корректора от 12,3 до 15,7 В. т.е. 3,4 В, на не 2В! применение фильтров крайне желательно вне зависимости от того будут стабы или нет. так вот, возьмем наихудший вариант — плюс/минус 12,3В. как вы думаете, какая max амплитуда сигнала на выходе ОУ возможна при таком питании? а с учетом номинального выходного напряжения корректора его перегрузочная способность выглядит, как бы помягче сказать, ну типа — не очень. и это еще мягко сказано. «эксперты», говорите, отслушивали?:)))
АБ
выпрямитель удвоения даст нам эти самые +-14 в для питания операционника. Сам делал именно так, корректор работал бесшумно и без фона. И без печали))
Павел
работал — уже хорошо:)
Павел
просто интересно, как в польше со стабильностью сетевого напряжения? у нас в реале от 203 и до 257 В. при таких вводных, отказ от «плохих» стабов — ну очень смелое решение:) представьте как «гуляет» питание этого чудо-корректора…
транс какой-то неряшливый, уровень кружка «умелые руки» и явно без вакуумной пропитки, но зато паны бурсоны воткнули и дело в шляпе: теперь это «шедевр»! по польски…
большое усиление — коммерческая мулька: из двух аппаратов предпочитают тот, который звучит громче:) но, к сожалению, избыток усиления снижает перегрузочную способность корректора со всеми вытекающими…
АБ
А посчитаем. 40 дБ это 100 раз, 12 дБ ещё 4 раза, итого усиление примерно 400 раз на 1000Гц. Средняя бошка с выходом 4 мВ выдаст 1, 6 Вольта , что близко к стандартному выходу CD плеера (2 Вольта). Это удобно для смены источника без метаний с подстройкой уровня с винила на CD и обратно.
Роман
Да, а Ortofon 2M Bronze использовавшаяся в тесте при 5 мВ даст 2,2 В на выходе. Даже больше чем CD. Но не забываем про важный для корректора параметр — запас по перегрузке. Который ограничен напряжением питания ОУ. Для сохранения достаточного запаса, усиление для MM обычно не более 45 дБ (чаще 40-42) и 55-65 дБ для MC. Поэтому и удивило столь большое усиление для MM.
Павел
удивило? а меня нет — польша не была замечена в разработке и производстве по настоящему высококачественной аудиоэлектроники. вот яблоки там, или еще чего подобное — это да…:)
АБ
замеры сигнала с разных ММ головок на дорожках с известной скоростью записи (диски QR2009 -2010 ) совпадают с паспортным значением чувствительности конкретной бошки, 3-5 мв. исключение- шур 44-7, диджейский, там честные 10мв. На музыкальных записях ММ головка выдает побольше, но в среднем немного, милливольт 50 , которые корректор ужмет на вч до нормы. И в итоге на выходе получим вольт-полтора, которые с питаниям 24 вольта не особо страшны в плане перегруза по входу. Как ни пытался поймать тот страшный перегруз на микросхемном корректоре, не поймал.
Дело больше не в питании, а в самой микросхеме и ее реагировании на щелчки от канавки с песком и царапинами. Ну и от схемы, конечно.
Сколь угодно схем, в которых обратная связь , формирующая ачх , впадает в кому в условиях мощной импульсной ультразвуковой помехи от канавки . К счастью. есть методы снижения влияния этой помехи на работу операционника. Скажем, коррекция по входу, так называемая коррекция на внутренней индуктивности ММ головки. Но это отдельная тема.
Павел
добавлю: еще важнее как ОУ ВЫХОДИТ из ограничения (перегруза) и тут у большинства ОУ все совсем печально…
при просадках сетевого напряжения и указанном коэф.усиления (не забывайте про АМПЛИТУДНОЕ зн-е сигнала) этот корректор стопудово клиппирует на сч при попытке воспроизвести запись с большим динамическим диапазоном. увы, физику не обманешь. просто поверьте мне на слово, я знаю о чем пишу, obligation professionnelle:)
АБ
Возразить вам не получится, все в десятку. Но пару мыслишек есть. 1. Вывести коррекцию из цепи ООС, сделав ее пассивной между двух усилительных каскадов.
2 оптимизировать усиление обоих каскадов, взяв его поменьше на входе и побольше на выходе.
3. ВЧ коррекция по входу, на внутреннем импедансе самой головы. Метод прекрасно работает в случае ровных по ачх головок с хорошо демпфированным механическим
резонансом. Одновременно резко снижается влияния емкости кабеля от вертушки до корректора.
Роман
1. Усиление 53 дБ, не многовато для MM? Обычно 40-45 дБ MM/HOMC и 55-65 LOMC.
2. ПНР не существует с 1989г 🙂 Ныне — Республика Польша.