В середине декабря 2022 года состоялась девятая по счёту выставка MHES, которая прошла в самом намоленном аудиофильском месте — бывшей гостинице «Ирис», а ныне «Холидей Инн Селигерская» на Коровинском шоссе. Локация, конечно, подальше от центра, чем прежняя «Симоновская», но плюсы явно перевешивают — бесплатная парковка на территории отеля и настоящий простор и для участников, и для посетителей.
В ФОРМАТЕ «ВСЕ СВОИ»
Последнее обстоятельство для выставки, на мой взгляд, решающее — когда нет толкотни в коридорах и комнатах, общая атмосфера заметно меняется в лучшую сторону. Можно и пообщаться спокойно, и на звонок ответить, не повышая голоса.
Кроме того, на первом этаже «Селигерской» имеются приличные по площади залы, в которых удавалось не только демонстрировать крупногабаритную акустику на адекватной громкости, но и разместить нескольких рядов кресел для слушателей. Собственно, в этих залах и получался самый интересный с точки зрения звука результат. Напомню, что мы качество звучания экспонатов на выставках не оцениваем и не описываем, а присматриваем самые перспективные для будущего обстоятельного тестирования в более спокойной обстановке.
Экспозиций на MHES 2022 было меньше, чем обычно, что вполне объяснимо — ситуация для бизнеса сейчас не самая благоприятная. Но количество с лихвой компенсировалось уникальностью показанной техники. И что самое примечательное, подавляющую часть участников составляли российские производители с внушительным арсеналом собственных разработок. Тут и изодинамические наушники с бумажными мембранами, и проигрыватель с левитирующим диском, и магнитные фильтры для очистки питания, и 4-полосная коаксиальная акустика…
Ниже — обо всём с подробностями.
Московская Felix Audio, ранее делавшая акцент на устройствах для очистки питания, нашла новую нишу — стриминговое аудио. У роутера Influencer, работающего в режиме клиента (только на приём) и поддерживающего гигабитный поток до 125 МГц, линейный блок питания и фемтосекундный клок-генератор. Цена — 48 тыс. руб. На очереди — новая версия, в которой процессор будет питаться от отдельной линии 1 В.
Стример Insider — более серьёзное устройство. В блоке питания синхронный выпрямитель на транзисторах (фирменная фишка Феликса), который по характеристикам идентичен кенотрону. Выходы — USB, коаксиальный и I2S LVDS на разъёме HDMI с поддержкой PCM до 384 кГц и DSD 256 (нативно). Стример работает в системе сервер/клиент по протоколам UPnP, RAAT (Roon), NAA (HQ Player), Airplay, LMS, Spotify Connect, Tidal Connect и мультикаст стриминг. Цена — 70 тыс. руб.
В новом кондиционере питания Nothing REV: 2.0 используются магнитные фильтры с разной степенью фильтрации для каждой розетки.
Компания Валанкон производит усилители и акустические системы с 1992 года, но в выставках уже давно не участвует. В виде исключения на MHES были показаны две модели студийных мониторов, созданных по заказу ВГТРК.
По мнению Валентина Костина, их разработчика, монитор должен быть абсолютно линеен и нейтрален «как дистиллированная вода», иначе звукорежиссёры не смогут соблюдать стандарты. Собственно, линейности и добивались при проектировании. Встроенные усилители на микросхемах TDA предусматривают подключение по балансу.
По мнению специалистов ВГТРК, эта отечественная разработка не уступает лучшим мировых образцам. Тестирование показало, что мониторы хорошо звучат даже в неподготовленных для прослушивания помещениях и могут использоваться в домашних системах, а также в кафе и торговых залах.
К профессиональному звуку могут приобщиться все желающие — мониторы изготавливаются на заказ. Старшая модель обойдётся в 95 тыс. руб, младшая — в 90 тыс.
Компания Kennerton из Санкт-Петербурга специализируется на производстве головных телефонов и усилителей для них. Вся продукция изготавливается в России вручную из ценных пород дерева, алюминия, стали и натуральной кожи. Она адресована как меломанам, так и профессионалам аудио индустрии — модельный ряд включает наушники стоимостью от 30 до 260 тыс. рублей.
Из новинок, показанных на выставке, стоит отметить открытые изодинамические наушники HeartLand, новую версию популярной динамической модели Magni Novel, а также пару уникальных прототипов — планары с уникальными бумажными мембранами. Интересная конструкция у усилителя Praetor, встроенного в подставку для наушников. Он спаян вручную с использованием исключительно отечественной элементной базы и имеет линейный блок питания. Планируемая цена Praetor — около 30 тыс. руб. в рознице, а вместе с наушниками, под которые он создавался — около 50 тыс.
Ещё одна новинка — прототип усилителя в чистом классе А, который уже в 2023 году будет запущен в серию.
В экспозиции Kennerton был также показан новый ушной усилитель S.A.Lab на германиевых транзисторах, о котором в ближайшем будущем мы расскажем отдельно.
Одна из наиболее представительных и громких экспозиций на выставке — от московской компании AllB. Вот ведь как совпало — ровно 25 лет назад в этом же зале (тогда он назывался «Двина») на выставке Hi Fi Show мы познакомились с Леонидом Белебашевым, работавшим в компании MS Max. Уже тогда он изучал конструкцию топовых моделей Tannoy, чтобы заняться изготовлением собственных рупорных коаксиалов. За четверть века был проделан путь от двухполосной 12-дюймовой системы до 4-полосной 18-дюймовой, которая и стала гвоздём экспозиции на MHES-2022.
Конструкция действительно уникальная: четыре полосы, четыре звуковых катушки, четыре диффузора и четыре разделительных фильтра. По площади излучения этот квадра-коаксиал соответствует круглому 21-дюймовому диффузору. Его квадратная форма лучше сочетается с прямоугольным рупором, поэтому получается меньше неравномерность на низких частотах и лучшее согласование с СЧ-полосой. Чувствительность систем порядка 100 дБ.
Также в комнате AllB был показан виниловый сетап Vulcan — проигрыватель на базе Garrard 401 и повышающий трансформатор. Акустические, силовые и межблочные кабели в системе были также российского производства, от компании Physics Style.
Как рассказал Миша Кучеренко, его компания StereoPravda выступила на MHES по трём направлениям.
Первое — YouTube канал, который совместно с ресурсом AVReport.ru стартовал в 2020 году. Выставка предоставила отличную возможность лично пообщаться с его зрителями и ответить на их вопросы.
Второе направление — книга Михаила «Неполиткорректная История High End Audio», которую можно было приобрести с автографом автора и подискутировать с ним на аудиофильские темы. Таких желающих, должен заметить, было немало.
И третье — демонстрация портативной аудиотехники высшего класса. В частности, это флагманские ушные мониторы SPearphone SB-7, которые мы тестировали, и уникальный двухканальный усилитель/ЦАП/аудио процессор StereoPravda DACCA, позволяющий подключить SB-7 в активной двухполосной конфигурации. В портативном ЦАПе восемь конвертеров PCM1704, что позволило реализовать балансное двухполосное подключение наушников с перестраиваемыми кроссоверами. Коммерческого смысла в этой разработке Михаил не видит из-за резкого подорожания комплектующих, но подобные демонстрации, по его словам, показывают, что в большинстве случаев проблему с качеством звучания вкладных наушников можно решить за счёт активного полосного подключения.
Монобрендовая система в экспозиции Audio Note Russia. Цифровой тракт здесь строился на CD-транспорте CDT-4 и конвертере DAC-5 Special, а в аналоговом был представлен проигрыватель винила TT-3 с блоком питания PSU-3, тонармом Arm-3 и головкой IO-1. Сигнал с него подавался на повышающий МС-трансформатор S-8 и фонокорректор M-8 Phono.
Усиление было возложено на однотактный мощник на 211-х триодах Tomei Kensei. Акустические системы — AN-E SEC Silver. Редкая возможность познакомиться с настоящей квинтэссенцией High End Audio.
Сразу три премьеры от молодой российской компании Flying Lemon Audio: трёхполосные полочные мониторы Drive с закрытым акустическим оформлением, 5-полосные напольные системы Grand Scene с оформлением «лабиринт» и расширенной звуковой сценой, а также напольные шестиполосные Grand Scene SE.
Усилительный комплект подбирался под акустику — это референсная серия от российской компании Audio Stand Art. Это новый ЦАП/пред Effigy пятого поколения с дискретной матрицей собственного производства плюс 100-ваттные моноблоки класса А. Транспорт — Metronome Le Player 3.
Сборная экспозиция, в которой демонстрировались достижения трёх компаний.
Concert Fidelity — небольшое японской предприятие, которое под предводительством главного конструктора Масатака Цуда (Masataka Tsuda) выпускает аудио компоненты класса Top High End. На выставке были показаны транзисторные моноблоки ZL-200 и предварительный усилитель CF-080LSX3.с ламповым выходом и кенотронным питанием.
Акустические системы — от российской VPAcoustics. Компания с 1996 года специализируется на архитектурной акустике для частных кинозалов и музыкальных сетапов высокого класса. Акустические системы M 1.0 (на фото) из серии Tryplex — разработка Валерия Перевезенцева. Двухсекционная конструкция с 15-дюймовыми басовыми драйверами VOLT PA и ВЧ/СЧ звеньями на излучателях с керамическими мембранами Thiel & Partner при чувствительности 93 дБ создавалась для работы в помещениях площадью от 20 до 40 м.
Система демонстрировалась с профессиональным культовым магнитофоном Studer A80, предоставленным кировской студией Smart Audio Recording Lab. Разумеется, вместе с музыкальным материалом — новыми релизами, изданными на аналоговой ленте в стандарте 38/2.
Кабельная обвязка — от российской компании Living Athmos, причём для этого использовалась новая бюджетная линейка Optimus. Кроме того, эти кабели были выбраны для полной модернизации студии Smart Audio Recording Lab. Как рассказал Валерий Литвак, руководитель Living Athmos (на фото), проект, рассчитанный на несколько лет, предусматривает полную замену мониторных балансных линий и силовой разводки.
Пожалуй, самая насыщенная экспозиция на MHES 2022. Компания «Аудиопроект» показала массу техники, необходимой в наше время и тем, кто слушает музыку, и тем, кто с ней работает.
Прежде всего, это известная мониторная акустика Genelec, причём модели наиболее бюджетных «домашних» серий G и F.
Остальные экспонаты для краткости просто перечислю:
— АЦП, ЦАПы и аудио интерфейсы Apogee
— то же плюс PCM/DSD-конвертеры от немецкой RME
— профессиональные медиаплееры и рекордеры Tascam
— акустические системы, студийные мониторы, встраиваемая акустика Tannoy
— акустические системы, студийные мониторы, конференц-системы от RF Intell, компании с 30-летней историей.
Всё, что вы видите на фото, изготовлено на собственной фабрике Aleks Audio под Чеховым. Несмотря на явное сходство акустические систем Sapphire 12 с изделиями известной французской фирмы, это на 100% российская разработка. Басовые и среднечастотные динамики изготовлены в Калуге по спецзаказу и даже пресс-формы для штамповки ВЧ-куполов — собственного производства. Полностью отечественные здесь также корпуса, кроссоверы, демпфирующие материалы, кабели и даже разъёмы.
Вторая новинка — проигрыватель винила с опорным диском, «плавающим» в воздухе на магнитной подушке с отрывом на 3 мм. Выносной двигатель — с регулировкой скорости и блоком стабилизации. Проигрыватель впервые демонстрироваться на развязывающей платформе из новейших материалов российского производства (на фото).
Особенность разработанного недавно картриджа Direct MC Shibata в том, что для каждого экземпляра по тестовой пластинке определяется оптимальная прижимная сила с точностью до 0,1 г.
Экспозиция компании High End Centre на 90 процентов состояла из техники, впервые демонстрирующейся для широкой публики. Список представленных компонентов внушительный, но почти со всеми мы уже успели познакомиться — с подробным описанием системы и впечатлениями от её звучания можно ознакомиться здесь. Вся электроника — от японской компании CS Port Audio: новая версия проигрывателя винила TAT2M2, повышающий МС-трансформатор CMT1, фонокорректор C3EQM2, предварительный усилитель C3PR и пара стерео усилителей мощности GM70P в мостовом режиме.
А также: МС-картриджи Analog Relax (Япония), кондиционер распределитель LAB 12 Gordian (Греция) и 100-килограммовые акустические системы Lawrence Audio Dragon в отделке Piano black (Тайвань).
Акустика, кстати, пришла буквально перед выставкой, где мы её впервые и услышали. Набор излучателей у неё на редкость разнообразен: дюймовый алмазный твитер спереди плюс керамический на задней стенке корпуса; пара 5-дюймовых керамических среднечастотников и пара 13-дюймовых НЧ-драйверов с карбоново-композитными диффузорами. Несмотря на внушительные размеры «Драконы» не оказались сложной нагрузкой для однотактных ламповых оконечников.
На фото — широкополосные рупорные системы третьего поколения Intelligence III от российской компании Operly. В них используются высокопрочные материалы и запатентованные технологии, а в основу положена философия кратчайшего пути прохождения звука.
Системы выпускаются в 11 цветовых вариантах, благодаря высокой чувствительности (100 дБ) могут играть с усилителями мощностью от 3 Вт. На выставке Intelligence III демонстрировались с ламповым комплектом Audio Valve — предом Eclipse и оконечниками Baldur.
Российская компания Sound Ultimatum разрабатывает и производит уникальные акустические панели высокой плотности. Технология действительно интересная: для подавления комнатных резонансов и стоячих волн на низких частотах панели заполняются специально подготовленным песком определенной фракции, который в сочетании с диффузорами Шредера обеспечивает недостижимый для других материалов коэффициент звукопоглощения в диапазоне 25 — 20000 Гц.
Собственное производство даёт возможность компании Sound Ultimatum контролировать качество сырья и технологические требования на всех этапах создания продукции.
Как известно, винил, даже новый, необходимо мыть, чтобы избавиться от пыли и мусора, оставшегося после штамповки. А лучшие мойки — ультразвуковые, поскольку они способны удалять из канавок микрочастицы, не доступные механическим средствам очистки.
Компания Дягилев имеет 10-летний опыт создания и усовершенствования ультразвуковых устройств, необходимых каждому уважающему себя любителю винила. Причём по надёжности, эффективности и соотношению цена\качество изделия Dyagilev не уступают лучшим западным образцам.
У Zavalinka Records несколько новых релизов: два альбома «Аквариума» и копии со старого оригинала Владимира Высоцкого. Недавно был завершён и собственный проект — запись альбома Нины Коляды в жанре «психоделический фолк».
Reel to Reel Russia — ещё одна студия, предлагающая музыкальные релизы на магнитной ленте в профессиональном стандарте. Текущий ассортимент можно оценить по фото, а из самых горячих новинок я бы отметил уникальную фонограмму Микаэла Таривердиева 50-летней давности, а также Первую и Пятую симфонию Чайковского. Некоторые фонограммы из каталога Reel to Reel Russia можно было послушать на серьёзной студийной аппаратуре.
Пожалуй, самым многолюдным на выставке оказался зал «Москва», в котором была развернута традиционная для MHES ярмарка винила с пластинками на любой вкус и кошелёк. Ценное достоинство этого маркетплейса в том, что здесь вам не всучат аккуратно запиленный диск под видом NM, да и цены на некоторые позиции ниже, чем в Рунете. И в качестве бонуса — консультации продавцов, признанных специалистов в своей области.
Комментарии [4]
Андрей
В жизни Леня Белебашев не работал в Максе .
Валанкон. Костин Валентин Николаевич
Спасибо Николай, отлично написано, много интересного, чего сам не узнал.
АБ
Мониторы от Валанкона понравились удачным набором динамиков и грамотной конструкцией, уверен в их превосходном звучании . Респект знаменитой российской фирме .
Александр Бокарёв, Ростов-на-Дону.
AllB Music
Доброго дня, Николай! Спасибо за добрые слова в наш адрес и других участников выставки. Всё же хочется поправить вас — Smart Audio Rec. всё же не московская студия, а кировская:))
www.smartaudiorecording.com