Я не раз писал здесь о фильмах-концертах. Они и впрямь важны, поскольку создают для нас эффект присутствия там, где мы сами уже никогда не окажемся, а в случае, если их снимали не просто крепкие профи, а мастера, получаются шедевры. Но есть еще одна категория музыки, воплощенной на киноэкране: это документальные фильмы. Их сотни, они очень разные, но среди них есть те, пропустить которые невозможно. Часть их когда-то была показана в Москве на большом экране; нынче такой возможности нет, но интернет умеет все, так что вперед, на поиски того, что вам (с моих слов) сильнее всего понравилось.
Вот, например, картина переквалифицировавшихся в кинорежиссеры современных художников Иена Форсайта и Джейн Поллард «20 тысяч дней на Земле» (20,000 Days on Earth, 2014). Это — фильм о Нике Кейве, одном из важнейших действующих лиц на альтернативной рок-сцене; певце, композиторе, писателе, киносценаристе. Я бы отнес этот фильм к жанру документальной драмы. В течение полутора часов режиссеры вместе с героем моделируют один из воображаемых дней его жизни, своеобразное путешествие в личность самого Кейва, с экрана формулирующего собственные, как еще недавно было принято говорить, «правила жизни».
Крайне занятный фильм — «Постеры, сошедшие со стен» (The Posters Came from the Walls, 2008, режиссеры Джереми Деллер и Николас Абрахамс). Это — исследование популярности группы Depeche Mode за пределами Великобритании, странным образом отчасти повторившее судьбу документального фильма 1972 года о гастролях Rolling Stones (я о нем уже писал): «Постеры, сошедшие со стен» снимались по заказу фирмы грамзаписи Mute, «родного дома» для Depeche Modе, но, похоже, переросли рамки поставленной задачи, Во всяком случае, после премьеры картины на Лондонском кинофестивале группа отнеслась к фильму резко отрицательно. Почему? Узнайте об этом самостоятельно!
Еще один необычный фильм называется «Старая добрая Фреда» (Good Ol’ Freda, 2013). Он снят режиссером Райеном Уайтом и посвящен ливерпульской наборщице Фреде Келли, ставшей секретаршей самих The Beatles. Интересно, что Фреда ни разу в жизни не пыталась монетизировать свою близость к самой знаменитой группе всех времен и категорически отказывалась давать интервью, так что этот фильм стал сенсацией в битломанской среде, да и не только в ней. Предложение от Райена Уайта совпало с рождением внука Фреды, и ее согласие на съемки было мотивировано желанием оставить ему достоверное свидетельство о том, кем на самом деле была его бабушка. В фильме много уникальных интервью, кино- и фотоматериалов, более того, оставшиеся в живых битлы — Пол Маккартни и Ринго Старр — без разговоров дали разрешение на использование в нем четырех песен группы.
Ну и, наконец, об отечественном кино. Возможно, вы в свое время пропустили фильм «ЕЩЕ» режиссера Дмитрия Лавриненко (2014), так вот, немедленно постарайтесь изыскать возможность закрыть эту лакуну. Картина о группе «Аукцыон», которую многие считают едва ли не главной русской группой современности, снималась долгие семь лет, и режиссер, вовсе не истовый поклонник «Аукцыона», сумел своим фильмом проливать свет на то, как и чьими руками творится магия на сцене. На экране среди прочих героев возникают люди, которые обычно остаются в тени лидера группы, но их вклад в конечный результат неоценим.
Смотрите хорошее кино и слушайте хорошую музыку в наступившем году!