У нас на испытании два проигрывателя из линейки Classic известного норвежского производителя — сетевой и классический, «чисто» дисковый. Оба аппараты высокого класса, и что первое приходит в голову — сравнение сетевого контента с записью на CD. Этим мы сейчас и займёмся.
ЗДОРОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Скандинавская техника всегда выделялась своей основательностью и самобытным лаконичным дизайном, отражающим стиль жизни — высокая степень комфорта в условиях суровой природы. Стойка с компонентами Electrocompaniet производит мощное впечатление, и даже не сведущие в нашем деле люди сразу понимают — это настоящий эксклюзив для серьёзных любителей музыки.
Наши постоянные читатели знают, что дело здесь не только во внешности — схемотехника у норвежцев тоже собственная, обкатанная десятилетиями и во многом отличающаяся от общепринятой. С полной уверенностью можно говорить об особой звуковой школе, которая, кстати, уверенно распознаётся на слух.
Классика с апгрейдом
Сетевой проигрыватель Electrocompaniet ECM 1 MK II из линейки Classic — реальное подтверждение сказанному выше. Строгий плоский корпус (на фото модель в чёрном цвете, но есть вариант и в серебре), матричный индикатор с символами, читаемыми с тридцати метров и минимум органов управления — всего пять латунных кнопок, отвечающих за режимы работы.
В каждом канале преобразование осуществляется собственным двухканальным чипом Cirrus Logic CS4398, поддерживающим PCM до 192 кГц/24 бита и DSD до 128.
Тем не менее, функциональность у аппарата достаточно широка. Встроенный модуль стримера способен принимать музыкальный контент из самых разных источников: Spotify Connect, Qobuz, TIDAL, TIDAL Connect, AirPlay 2 и Internet Radio. Имеется сертификат Roon Ready, в активе также поддержка MQA и сетевого протокола UPnP. Работа с сервисами Spotify Connect и TIDAL Connect позволит легко построить разветвлённую систему, включающую несколько беспроводных устройств. Музыку проигрыватель может воспроизводить по витой паре через интерфейс LAN (Ethernet) или по USB A.
Программное обеспечение для стримера — собственное, разработанное специалистами Electrocompaniet. Они же создали и русифицированное управляющее приложение EC Play для устройств под Android и iOS с продвинутой графической оболочкой. Для оперативной работы в комплекте предусмотрен компактный пульт ДУ.
Цифроаналоговый конвертер здесь тоже с фирменной архитектурой. В каждом канале преобразование осуществляется собственным двухканальным чипом Cirrus Logic CS4398, поддерживающим PCM до 192 кГц/24 бита и DSD до 128. Применение двух ЦАПов не только улучшило разделение каналов и отношение сигнал/шум, но и позволило без дополнительных ухищрений организовать балансные аналоговые выходы. Кроме того, в CS4398 имеется регулятор уровня, так что теоретически в системе можно обойтись без предварительного усилителя.
Полностью симметричный аналоговый тракт реализован на дискретных транзисторах с повышенным питающим напряжением.
Полностью симметричный аналоговый тракт реализован на дискретных транзисторах с повышенным питающим напряжением, благодаря чему удалось снизить искажения до уровня, не превышающего 0,0005%. Блок питания, кстати, здесь линейный, с тороидальным трансформатором.
ECM 1 MK II может использоваться и как ЦАП для различных цифровых источников — для этого имеется по две пары оптических и коаксиальных входов. И наоборот, при стриминге легко расширить архитектуру системы за счёт подключения внешнего ЦАПА по коаксиальному выходу.
И, наконец, самая полезная, на мой взгляд, фича проигрывателя — возможность апгрейда, позволяющего превратить аппарат ещё и в хранилище музыкальных файлов. Внутри корпуса, как видно на фото, оставлено пространство и заведены шлейфы для жёстких дисков SAT 2,5 или 3,5 дюйма, которые подключаются по принципу Plug and Play.
Держать баланс
Как легко догадаться, CD-проигрыватель Electrocompaniet EMC 1 MK V — уже пятая версия модели, которая также относится к серии Classic. Первая была выпущена в 1998-м, и каждый раз при смене поколений в конструкцию вносились изменения. Но несколько принципиальных вещей оставались неизменными. Во-первых, поддерживается воспроизведение исключительно CD-Audio, CD-R и CD-RW, зато с максимально возможным качеством.
Привод весит 8 кг, крепится в корпусе через эластичные демпферы и заключён в стальной экран.
Второй пункт вытекает из первого: использование привода с верхней загрузкой. Такая механика обходится без выдвижного лотка (источника вибраций), абсолютна бесшумна, отличается повышенной надёжностью и благодаря жёсткой фиксации диска магнитным прижимом Spider MK V (приобретается отдельно) по всей его поверхности реально повышает точность считывания. Да и вибрации вращающегося CD гасятся гораздо эффективнее. Сам механизм, произведённый австрийской компанией Stream Unlimited, был улучшен специалистами Electrocompaniet. Привод весит 8 кг, крепится в корпусе через эластичные демпферы и заключён в стальной экран.
Конвертер в EMC 1 MK V тот же, что и в описанном выше стримере — Cirrus Logic CS4398, поддерживающий разрешение до 24 бита/192 кГц. Чип по нынешним меркам не слишком продвинутый, но по «аналоговости» звучания в ходе экспертных прослушиваний оказался предпочтительнее многих суперсовременных. Поскольку цифровых входов у проигрывателя нет (и хай-резы он не поддерживает), весь качественный потенциал чипа реализуется при воспроизведении компакт дисков. Другими словами, исходные 44/16 подвергаются апскейлингу до 24/192, после чего конвертируются в аналог. Относительно невысокая частота дискретизации, как уверяет Фолькер Хунгер, главный специалист компании и разработчик схемы, снижает чувствительность цифрового тракта к уровню джиттера.
Относительно невысокая частота дискретизации, как уверяет Фолькер Хунгер, главный специалист компании и разработчик схемы, снижает чувствительность цифрового тракта к уровню джиттера.
Аналоговая секция здесь, как и в ECM 1 MK II полностью балансная и собрана на дискретных транзисторах. Линейные выходы — на RCA и XLR, амплитуда сигнала в балансе увеличена до 4,6 В Также предусмотрены оптический и коаксиальные выходы для подключения внешнего конвертера.
Помимо CD-транспорта, в проигрывателе экранированы силовые трансформаторы (раздельные для питания цифровых и аналоговых цепей), звуковой тракт, а также схемы управления и индикации. Этим объясняется и солидная масса — около 18 кг.
В проигрывателе реализована фирменная система электромеханической развязки (Electromechanical cancellation system), частью которой являются три виброизолирующие опоры SoundCare Superspikes с мягкой контактной поверхностью.
Для управления используется пульт ДУ повышенной функциональности.
Равнение на аналог
Итак, два испытуемых источника, у нас в системе с известными компонентами. Роль предварительного усилителя была отведена аудио процессору Legacy Audio Wavelet II, который также отвечал за рум-коррекцию и работал как активный кроссовер для акустических систем Legacy Aeris. Усилители мощности — флагманские 600-ваттные моноблоки. Electrocompaniet Nemo. Подробнее об этой технике можно прочитать в нашей недавней публикации. Система была скоммутирована кабелями ZenSati Zorro и Esprit Lumina? причём в тракте предварительного усиления — по балансу.
Для получения первых впечатлений от системы ставлю несколько CD с самой разной музыкой. С тех, пор, как мы слушали колонки Aeris, процессор был перенастроен для оптимизации звукового поля, что повлияло на формирование пространственной картины, но характер звучания системы это затронуло в минимальной степени.
Проигрыватель играет мягче большинства своих конкурентов, но при этом не теряет даже самых мелких нюансов.
В последнее время приходится слушать, в основном, несжатые аудиофайлы, по сравнению с которыми треки с компакт-дисков зачастую кажутся более грубыми и менее информативными. Но с EMC 1 MKV всё совершенно не так. Проигрыватель играет мягче большинства своих конкурентов, но при этом не теряет даже самых мелких нюансов. Конечно, следует учитывать и характер моноблоков, которые при широчайшей полосе усиления тоже добавляют слушателю комфорта, не снижая разрешения и не сглаживая динамических контрастов. Это и есть та узнаваемая скандинавская школа, о которой упоминал выше. Ощущение непривычное, но приятное — не напрягаясь от обилия информации, слышишь всё, что есть в записи. Разработчики Electrocompaniet добивались сходства с аналогом, и добились, причём в лучшем смысле — взяв у цифры самое лучшее, по возможности отсеяв артефакты. Даже твитеры Dual Air Motion с верхней границей 30 кГц не смогли обнаружить цифровую подкраску. Металл больших тарелок и хай-хетов абсолютно реален, с богатым спектром — и без лишнего акцента, который воспринимается на слух как жёсткость.
И при этом не скрыты главные особенности записей в 44/16 — напор, по-хорошему прямолинейный, без прелюдий, и лёгкий такой «наждачок» на старом гитарном роке.
Общая динамика, конечно, определяется усилением и акустикой, но первоначальный размах всё же даёт источник. И он даёт, с ударом в тело и заходом в самые басовые глубины. Самих колонок в звуковой сцене нет, хотя как физические объекты эти громадины в комнате присутствуют.
Теперь подключаем к процессору другой источник — сетевой плеер ECM 1 MK II. Причём, по коаксиалу, так оказалось лучше по многим критериям. Перебираю треки в разделе TIDAL Masters, самые энергичные, с ударом в области баса. Впечатляет и по общему драйву, и по прорисовке отдельных нот в самой глубине. Отличия от CD следующие: отсутствие «атмосферы» в области верхних обертонов, чуть более плоская сцена. Но есть и плюсы — более плавное течение музыки, отсутствие отмеченной выше шероховатости на струнных. Для онлайнового контента — очень и очень неплохо. Слышна разница в качестве записи треков, передний план масштабен, колонки всё так же исчезают.
Стример преподносит музыку деликатно, но уверенно. Если бы пришлось выбирать между CD и хай-резами того же разрешения, я бы засомневался.
Переходим на аудио файлы с NAS по локальной сети. Для сравнения — FLAC 44/16, Sade Live 2011. Разрешение то же, что у CD, но звучание другое, более плавное и да, субъективно более аналоговое. Не такое нарочито контрастное, как часто бывает даже у именитых лейблов. Но опять же, ни потери информации, ни ограничений по динамике не чувствуется. Стример преподносит музыку деликатно, но уверенно. Если бы пришлось выбирать между CD и хай-резами того же разрешения, я бы засомневался.
А вот с файлами 24/96 и тем более, 24/192 сомнений бы не возникло. Здесь и плавность, и приятная для слуха контрастность, и чрезвычайная аккуратность при передаче тембров. Pink Floyd, The Division Bell, WAV 24/96 — лучше, чем на CD и намного. Тарелки, воздух, масштаб и очень цельная музыкальная картина. Удары колокола — реально в комнате, возле дальней стены.
Теперь DSD 128, Bill Evans, Top of the Gate, характерная запись конца 60-х с разнесёнными каналами. Огромное пространство, музыка без малейших признаков аппаратного воспроизведения, по характеру звучания (и аналоговому шуму) напоминает студийную магнитную ленту.
Совершенно очевидно, выпуская пятую инкарнацию проигрывателя EMC 1MKV, в Electrocompaniet рассчитывали на меломанов, не желающих расставаться со своими коллекциями CD. И сделали всё, чтобы они по характеру звучания минимально отличались HD-файлов. В свою очередь, ECM 1 MK II, изначально заточенный под файлы, больше напоминает дорогой аналоговый источник. И если в системе будут оба аппарата, конкурировать между собой они будут лишь способом выбора контента — с точки зрения звучания у них одинаковый ДНК.
СИСТЕМА
- Роутер Mikrotik 1 Гб
- Сервер Roon Nucleus с линейным блоком питания
- NAS Synology
- Legacy Audio Wavelet II
- Усилители мощности моно Electrocompaniet Nemo (AW600)
- Акустические системы Legacy Aeris
- Кабели:
- межблочные Esprit Aura, ZenSati Zorro
- акустические Esprit Lumina
- сетевые Esprit Lumina
Electrocompaniet ECM 1 MK II
Производитель: Electrocompaniet AS (Норвегия)
Входы: Ethernet (LAN), USB A, 2 x Coax, 2 x Optical || Цифровые выходы: Coax || Аналоговые выходы: стереопары XLR и RCA || Поддерживаемые форматы: WAV/WAVE, MP3, AAC+, Vorbis, ALAC, FLAC, APE, AIFF, WMA || ЦАП: 2 x Cirrus Logic CS4378 || Разрядность конвертируемых данных: PCM до 192/24, DSD до 128 (5,6 МГц) || Поддержка стриминга: AirPlay 2, Spotify Connect, Qobuz, TIDAL, TIDAL Connect, Roon Ready, DLNA, Internet Radio || Поддержка MQA: да || Диапазон усиливаемых частот: 0,5 Гц — 48 кГц || Искажения (U вых. 1 В): менее 0,0005% || отношение сигнал/шум: — 145 дБ || Разделение каналов: >120 дБ || Выходное сопротивление: 300 Ом || Возможность установки жёсткого диска: 3.5″/2.5″ неограниченного объёма || Блок питания: линейный || Отделка: серебристая или черная || Габариты: 470 x 80 x 381 мм || Масса: 8,3 кг || Цена: 352 800 руб.
Electrocompaniet EMC 1 MK V
Воспроизводимые форматы: CD, CD-R, CD-RW || Аналоговые выходы: XLR стерео, RCA стерео || Цифровые выходы: Coax, TosLink || Амплитуда сигнала на выходе RCA/LR: 2,3/4,6 В || Уровень шумов: <-130 дБ || Усиление мин/макс: -111/+6 дБ || Неравномерность АЧХ в диапазоне 20 Гц — 20 кГц: 0,05 дБ || Разделение каналов: >110 дБ || Искажения + шум: <0,003% || Динамический диапазон: 120 дБ || ЦАП: 24 бита/192 кГц || Управление: RS 232, 12 В || Габариты (Ш х В х Г): 470 х 118 х 422 мм || Масса: 18 кг || Цена: 489 600 руб.
Комментарии [1]
Дмитрий
Заказал сетевой плеер. Жду, еще 3 недели томиться. Как же вкусно все описано.