Компоненты самых известных брендов High End Audio обычно не требуют представления — их инженерная идеология, звуковой почерк и жанровые склонности давно известны опытным аудиофилам. Вот только «фирменный саунд» у всех, как правило, ассоциируется с флагманскими изделиями, а сейчас мы поищем его в компонентах «начального уровня».
ПОДХОДЯЩАЯ ПАРА
Определение «начальный уровень» многие могут неверно истолковать, ведь сейчас речь пойдет об аудиосистеме, которая по цене превышает полтора миллиона рублей. Впрочем, по меркам американского хай-энда с его маститыми брендами-легендами это действительно вполне доступный сетап.
На фото наши герои показаны в привычной стойке вместе с другими компонентами (они нам ещё пригодятся при оценке звучания). Но вообще из тандема Krell K-300i и Legacy Calibre легко собирается лаконичная аудиосистема, не занимающая много места, не отвлекающая на себя внимание в интерьере домашней библиотеки или рабочего кабинета, но способная оставить неизгладимое впечатление звучанием.
Для её запуска понадобится лишь пара хороших акустических кабелей и подключение к Интернету. Такой минимализм обычно подразумевает ограничение возможностей, но сейчас мы видим явное исключение из правил — коммутационных и воспроизводящих функций здесь у нас не меньше, чем в серьёзной многокомпонентной системе.
Комплимент от шефа
Начнем, пожалуй, с акустики. В модельном ряду Legacy Audio трехполосные стендовые мониторы Calibre появились в 2017 году и тут же заинтриговали своим статусом, ведь производитель отнес их к высшей серии Masters Collection, которая до этого состояла лишь из внушительных напольных систем.
Такую привилегию Билл Дадлстон, глава компании, объяснил тем, что «Калибры» создавались в тех же традициях, что и флагманская линейка: исключительно высокое разрешение, выверенная тембральная точность, полный динамический диапазон и т. д. Однако всё это удалось воплотить в компактном «полочном» формате, поэтому акустику можно применять не только в домашней стереосистеме, но и как тыловые в многоканальном театре или ставить на студийную консоль в качестве контрольных мониторов.
Однако всё это удалось воплотить в компактном «полочном» формате, поэтому акустику можно применять не только в домашней стереосистеме, но и как тыловые в многоканальном театре.
Общее с крупными моделями Legacy Audio здесь, безусловно, прослеживается. Прежде всего — технология и материал для изготовления диффузоров аналогичны тем, что используются в Aeris и V System. Они более легкие и быстрые, чем диффузоры у Focus и Signature. Разумеется, «Калибры» не могут выдавать столь же низкие частоты, как эти великаны, но от них можно ожидать более детальную середину и лучше проработанную сцену. Calibre адресованы тем, кто хочет получить характер звучания Aeris, но в компактном исполнении.
Хорошо знаком и четырехдюймовый твитер AMT. Под ним мы видим 7,5-дюймовый мидбасовик с легким целлюлозным диффузором на классическом тканевом подвесе. За воспроизведение нижней полосы отвечает длинноходная 8-дюймовая головка, установленная под верхней пылезащитной стекой. Она, в свою очередь, нагружена на два 8-дюймовых пассивных радиатора по бокам корпуса.
Все драйверы отличаются большой эффективностью, поэтому акустика получилась высокочувствительной. При этом она способна «проглотить» в пике до 0,5 кВт подводимой мощности, так что по расчетам «Калибры» могут выдать звуковое давление 115 — 118 дБ, а такие уровни не под силу даже многим напольникам!
Calibre адресованы тем, кто хочет получить характер звучания Aeris, но в компактном исполнении.
В нашем распоряжении — пассивная версия Calibre, но у производителя можно заказать и версию с активным басом, т.е. со встроенными 500-ваттными модулями от ICEPower. Понадобится лишь докупить усилитель мощностью 10 — 15 Вт для твитера.
Покупателю доступно и всё разнообразие отделок для корпусов, которые есть у Legacy Audio, включая и премиальную Black Pearl.
Превзойти шедевр
Как только мы начинаем говорить о Krell, сразу вспоминается ещё одна значительная персона в мире американского хай энда. Дэйв Гудман, выдающийся разработчик транзисторных усилителей, начал трудиться в компании ещё в прошлом веке и продолжает работать в ней до сих пор. Благодаря Дейву в 1999 году Krell выпустил интегральный усилитель KAV-300i, который на многие годы стал образцом для подражания. Модель одной из первых предложила в своем ценовом классе музыкальность звучания адаптивного класса А на малых уровнях в сочетании с исключительно высокими мощностными характеристиками на предельных уровнях.
Современный «трехсотый», впервые показанный в 2018 году, имеет ту же внушительную мощность — 2 х 300 Вт на 4 Ома или 2х150 Вт на 8 Ом. Сохранена и главная фишка модели двадцатилетней давности — работа в адаптивном классе А, причем судя по значительному нагреву корпуса на холостом ходу этот режим сохраняется не только на первых ваттах мощности. Поддерживает его фирменная технология Krell iBias, которая применяется и в более дорогих моделях наряду с дифференциальной схемотехникой.
Поддерживает его фирменная технология Krell iBias, которая применяется и в более дорогих моделях наряду с дифференциальной схемотехникой.
Оптимизация схем, плат и новая элементная база позволила инженеру улучшить остальные характеристики усилителя: снизить уровень шума с -95 до -104 дБ, поднять до 46 В/мкс быстродействие, втрое уменьшить гармонические искажения на 20 кГц и вчетверо — на 1 кГц и т. д. Пересмотрен источник питания и конструктив шасси, из-за чего аппарат стал весить почти вдвое больше предшественника. Улучшена система контроля и управления — например, дисплей открывает доступ к несложному, но весьма полезному меню, которое позволяет не только назначить названия для входов, но и задать чувствительность каждому из них в пределах 10 дБ. Там же можно установить оптимальный уровень сигнала на выходе Pre Out, если вам захочется подключить внешний оконечник.
Кроме того, у этой модели есть и уникальная фишка — отдельный тракт, пропускающий видео 4К. Инсталляторы часто заказывают аппарат для совместной работы с телевизором.
Krell K-300i можно заказать в классической «аналоговой» конфигурации, но мы здесь имеем дело с версией Digital. В неё добавлен ЦАП на чипах ESS Sabre, входной интерфейс с тремя цифровыми входами, AV-коммутация на трех портах HDMI (обеспечивает пропускание 4К/60Гц HDR), Bluetooth с aptX и модуль-рендер для работы с потоковым аудио. Последний по функционалу идентичен тому, что применяется в сетевом Krell Vanguard Universal DAC. Он может получать данные с подключенного по USB накопителя и с внешних музыкальных сервисов, с UPnP-серверов и хранилищ NAS, поддерживает PCM до 24 бит/192 кГц и DSD64/128/256, осуществляет декодирование MQA и может работать с ядром Roon.
И выяснилось, что контроль над акустикой у него в лучших традициях марки — фактически безупречный.
Чтобы получить более полное представление о возможностях оконечников, мы отдельно опробовали K-300i в паре с крупными напольными системами Focus SE. И выяснилось, что контроль над акустикой у него в лучших традициях марки — фактически безупречный. Микродинамические нюансы он раскрыл тонко и мастерски. Всё, что имело значение в музыкальном полотне, формируемом крупными образами, он показал во всей красе. Бас получался капитальным и быстрым, скорее текстурным, нежели пластичным. Мидбасовая полоса вместе с серединой оказалась очень впечатляющей, с некоторой даже теплотой. А выше по диапазону всё передавалось чисто и нейтрально, хотя обычно сетапы с «Фокусами» звучат не так страстно и академично. Что ж, усилители Krell всегда умели наводить в звучании порядок.
В ритме жизни
Теперь — все внимание сочетанию с «Калибрами». Характер подачи, разумеется, изменился, но назвать звучание мониторным язык вряд ли у кого повернется. Экспрессия, глубина сцены, динамика и широта диапазона — всё по-взрослому, без намека на какие-либо ограничения или компрессию. Да, самый низкий «сабвуферный» регистр, содержащий обычно мало музыкальной информации, подается не так эффектно, как напольными моделями, но будьте уверены, что большой оркестровый барабан с основным тоном около 40 Гц, ухнет здесь как следует, до содрогания.
«Калибры» можно назвать мастерами ритма — они его словно чеканят. Фрагменты с фактурным или сложным дисгармоничным басом тоже потрясающе разборчивы. Здесь есть панч, есть «мясо», но в приоритете всё же хлесткость и темп — легкие ударные с широким коротким шлейфом получаются особенно четкими и реалистичными.
Экспрессия, глубина сцены, динамика и широта диапазона — всё по-взрослому, без намека на какие-либо ограничения или компрессию.
Про середину в трактовке «Калибров», кстати, можно сказать то же самое — информативность потрясающая. И она не ослабевает в области стыковки с верхней полосой.
Которая, кстати, несколько доминируют над основным диапазоном, что в связке с K300i отмечали и посетители Hi-Fi Show в Москве, где демонстрировалась та же система. Если вам больше по душе слегка смягчённый верх, подберите к «Калибрам» стойки повыше тех, что показаны на фото, чтобы немного поднять твитеры над уровнем ушей.
В предварительных пробах мы использовали и подключение по USB, слушая музыку с ноутбука, и аналоговое балансное подключение от серьезного сетевого проигрывателя. Но переход на бай-вайринг, а также на проигрывание средствами Roon (включая и Tidal MQA) с сетевой платы K-300i привнесло в звучание ещё больше музыкальности. Проявилось это в том, что несметное количество мельчайших звуковых нюансов, которые способна показать эта пара, еще более органично встроилось в общую тембральную картину и адекватное ей сценическое пространство.
Про середину в трактовке «Калибров», кстати, можно сказать то же самое — информативность потрясающая.
А когда в стереосцене наводится такой точный пространственно-гармонический фокус, когда из картины исчезает акустика, даже самые жестко записанные электронные композиции, воспроизводимые со смартфона по Bluetooth, уже не покажутся агрессивными. Это тот самый случай, когда звуковая контрастность превращается в куда более привычный для восприятия фокус «фотографический». А на такое способны далеко не всякие аудиосистемы.
СИСТЕМА
- Ноутбук Apple MacBook Pro A2338
- Сервер Roon Nucleus
- ЦАП/проигрыватель Playback Designs Edelweiss MPD-6
- Акустические системы Legacy Audio Focus SE
- Кабели
- цифровые USB Oehlbach State of the Art Primus B USB 2.0 5м
- межблочные ZenSati Zorro XLR
- акустические ZenSati Zorro SP Banana
- силовые ZenSati Zorro PC EU 1,5 м
Krell K-300i Digital
Производитель: Krell Industries LLC (США)
www.krellhifi.com
Входы: 3 линейных пары RCA, 2 пары XLR, коаксиальный, оптический TOSLink, LAN, USB Type-B, USB Type-A 2.0, 2 HDMI || Выходы: RCA Pre Out, HDMI || Поддерживаемые форматы: WAV, FLAC, AIFF, AAC, ALAC, MP3, M4A, MQA, DSD 2,8/5,6/11,3 МГц || Беспроводные протоколы: Bluetooth aptX || Воспроизводимый диапазон: 10 — 100 000 Гц (при неравномерности -0,57 дБ) || Выходная мощность: 2 х 150 Вт (на нагрузку 8 Ом), 2 х 300 (4 Ом) || Гармонические искажения на 1/20 кГц: 0,015/0,08% (150 Вт, 8Ом) || Отношение сигнал/шум (взвешенное): 117 дБ || Отделка: черная или серебристая || Габариты: 438 х 104 х 462 мм || Масса: 23 кг || Цена: 1 043 000 руб.
Legacy Calibre
Legacy Audio (США)
www.legacyaudio.com
Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: пассивный излучатель || Диапазон воспроизводимых частот: 38 — 30 000 Гц || Чувствительность: 90,5 дБ (2,83 В, 1 м) || Частоты разделения полос: 200, 2500 Гц || Сопротивление: 4 Ома || Рекомендуемая мощность усилителя: 45-400 Вт || Bi-wiring: есть || Отделка: более 10 видов || Габариты: 254 x 413 х 388 мм || Масса: 25,4 кг (каждой) || Цена за пару: 735 000 рублей
Комментарии [4]
АудиоВидео
Тороидальный трансформатор у Krell K300i мощностью 771 Вa (всего О.7 Киловатта), а это как-то маловато будет для безупречного контроля таких исполинов с кучей динамиков как Legacy Focus SE.
И у Вас допущена ошибка с весом интегральника K300i Digital — вес 28 кг это вес усилителя в упаковке (As shipped). Сам же усилитель весит скромнее: 23 кг (Unit only). Получается 5 килограммчиков-то накинули, немало.
Николай ЕФРЕМОВ
Проверим, поправим. Спасибо
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
АудиоВидео, объясните мне, чайнику, какая связь между мощностью трансформатора в усилителе и «безупречным контролем таких исполинов с кучей динамиков»? У них чувствительность 90,5 дБ. Минимальная рекомендованная мощность усилителя 45 Вт. Если вы хотите сделать фейерверк из этих колонок, тогда нужен транс помощнее. А для контроля над акустикой требуется совсем другое. Например, скорость, с которой блок питания усилителя может отдать ток в нагрузку. Но это, как мне, чайнику, кажется, зависит от емкости банка накопительных конденсаторов, а не мощности транса. Ну, и от некоторых других конструктивных особенностей усилителя, но никак не от мощности транса. Объясните, если я не прав.
Руслан
Массу, да, не ту указал — недосмотрел. Что касается трансформатора, то связывать его мощность напрямую с контролем нагрузки напрямую не стоит хотя бы потому, что при воспроизведении музыки средняя подводимая мощность к акустике исчисляется всего лишь единицами и десятками ватт, а потребность в мощностях на порядок-два выше возникает лишь в отдельные миллисекунды для передачи пиков звукового сигнала. И за это отвечает не столько транс, сколько вся цепочка питания (Дима выше объяснил). Практикой ваше предположение точно не подтверждается. Нам попадались «концы» с огромными торами, но без нормального демпифирования. И наоборот — усилители без внушительного «железа», но с железобетонным контролем.