У нас на испытании две совсем свежих модели — одна новая, вторая обновлённая. Вышедший недавно ЦАП Edelweiss MPD-6 можно считать упрощённой и потому более доступной версией сетевого проигрывателя MPS-8, а популярные во всём мире «Фокусы» теперь предлагаются меломанам в улучшенном (уже который раз) варианте.
ИГРА НА ИНТЕРЕС
Сегодня у нас пойдёт речь о компонентах, демонстрирующих два разных подхода к формированию ассортимента. Playback Designs, американо-швейцарская компания, начинает с разработки топовых моделей, реализуя в них массу уникальных высокотехнологичных решений, которые затем с некоторыми упрощениями переносятся в линейки более доступного уровня. Legacy Audio идёт другим путём: десятилетиями выпускает модель-бестселлер, периодически совершенствуя её по мере появления новых идей и материалов.
Общее у двух совершенно непохожих компаний в том, что их разработчики, будучи матёрыми техническими специалистами, в качестве главного приоритета признают субъективные впечатления от звучания своей техники.
Вот что говорят инженеры из Playback Designs: «Конечно, мы делаем измерения каждого изделия, но самый важный шаг — финальный сеанс прослушивания, который проводится непосредственно перед упаковкой устройства для отправки покупателю». Аналогичный подход и у Билла Дадлстона, основателя и идеолога Legacy Audio.
Чистая математика
Edelweiss MPD-6 — «чистый» ЦАП, но с возможностью установки стримингового модуля. У нас именно такой, и слушали мы его, подключившись к локальному серверу по витой паре. Но об этом ниже.
Как и все модели Playback Designs, MPD-6 — настоящее собрание проприетарных технологий. Первое, что стоит отметить — полностью дискретный цифроаналоговый конвертер с собственными алгоритмами декодирования. Особо подчёркивается, что в схеме нет даже ни одного операционного усилителя. В первую очередь это позволило получить большую точность преобразования, чем обеспечивают стандартные монолитные чипы. Напомню, что авторы этой схемы Андрес Кох (Andreas Koch) и Берт Герлах (Bert Gerlach) в своё время совместно со специалистами Sony и Philips участвовали в создании формата SACD, так что с подобной техникой они на «ты».
Второй плюс дискретизации заключается в том, что алгоритмы преобразования можно со временем обновлять или оптимизировать под конкретные задачи.
Второй плюс дискретизации заключается в том, что алгоритмы преобразования можно со временем обновлять или оптимизировать под конкретные задачи, например, отдать особый приоритет декодированию PCM или DSD. Прошивки обновляются бесплатно после регистрации продукта на сайте производителя.
Выход ЦАПа балансный и, соответственно, полностью симметричная аналоговая секция с линейными выходами на XLR и RCA. Предусмотрено как плавная, так и ступенчатая регулировка уровня, в последнем случае с установками -6 дБ (1,7 В)/-3 дБ (2,4 В)/ 0 дБ (3,4 В)/ +3 дБ (4,8 В)/ +6 дБ (6,8 В). Схема регулятора аналоговая, но с цифровым управлением.
Ещё одна фирменная фишка Playback Designs — новый тактовый генератор PDFAS с ультранизким уровнем джиттера. И этот же принцип используется при «очистке» сигнала, приходящего в ЦАП с цифровых входов, включая USB: сначала данные попадают в буфер, а оттуда извлекаются в чистом виде с прецизионным тактированием.
И, наконец, настоящая гордость компании — шина PLINK (PlayLink) для обмена цифровыми данными между компонентами Playback Designs по оптическому интерфейсу. От TosLink он отличается высокой пропускной способностью и малым джиттером благодаря применению той же схемы PDFAS. Она задействуется как на передающем, так и приёмном концах, т.е. данные очищаются дважды. Кроме того, оптика обеспечивает полную развязку компонентов благодаря отсутствию общей «земли». PLINK поддерживается всеми моделями серий Classic, Sonoma, Edelweiss и Dream.
Кроме того, оптика обеспечивает полную развязку компонентов благодаря отсутствию общей «земли».
У базовой версии MPD-6 пять цифровых входов (USB-В, PLINK, AES/EBU, Coax и TosLink), а максимальное поддерживаемое разрешение — PCM до 24/384 и DSD до 11,2 МГц. Опционный стриминговый модуль добавляет ещё два входа — Ethernet (RJ45) и USB-A. Стример, управляемый через приложение для портативных устройств, поддерживает протоколы DLNA и UPnP, а также сервисы Tidal, Qobuz, Deezer и vTuner.
С опорой на сабвуфер
Думаю, не ошибусь, если назову «Фокусы» самой популярной моделью у Legacy Audio. При более скромных, чем у старших моделей габаритах, они мало уступают им по глубине баса и общей динамике. Не удивительно, что выпускаются эти системы в череде инкарнаций несколько десятилетий. Версия, которую мы собираемся слушать, самая новая, но уже успела заявить о себе: Legacy Focus SE были удостоены награды Editors’ Choice Awards 2022 от авторитетного американского журнала The Absolute Sound.
СЧ-диффузоры сотканы из прессованного графитового волокна с включениями серебра и титана, а для усиления добавлен слой вспененного полимера Rohacell.
Четырёхполосные башни с шестью драйверами весят 83 кг и производят впечатление своей основательностью. Басовое звено представлено парой 12-дюймовых динамиков с алюминиевыми диффузорами, экранированной неодимовой магнитной системой массой почти 7 кг и основательным литым шасси. Эластичный подвес обеспечивает большой ход подвижной системы. Это реальный сабвуфер, перекрывающий диапазон от 18 до 120 Гц, т.е. по глубине баса Focus SE не уступят более крупным Aeris за счёт низкой настройки фазоинверторов с двумя внушительными портами на задней стенке корпуса.
Среднечастотное звено здесь тоже сдвоенное — пара 7-дюймовых головок расположена симметрично относительно твитеров. СЧ-диффузоры сотканы из прессованного графитового волокна с включениями серебра и титана, а для усиления добавлен слой вспененного полимера Rohacell, сверхжесткого и легкого материала, широко применяемого при производстве спорткаров и самолётов. Благодаря малой инерции подвижной системы среднюю и верхние полосы удалось согласовать по скорости отклика. Массивная медная «пуля» в центре выравнивает фазовую характеристику и отводит тепло от звуковой катушки.
В отличие от предыдущей версии Focus SE, в новой установлены фирменные двойные твитеры Air Motion. Нижний, размером 10 х 2,5 см, озвучивая отрезок от 2,8 до 8 кГц, гарантирует чёткую стыковку со средней полосой, а верхний, работающий до 30 кГц, предназначен для передачи «воздуха». Напомню, что у излучателей АМТ быстродействие в 16 раз выше, чем у обычных купольных твитеров.
В новой версии «Фокусов» была переработана схема кроссоверов, в басовом звене используются французские полипропиленовые конденсаторы Solen, а для проводки — медь OFC. В ВЧ-полосе соединения сделаны серебряным проводом Kimber Kable.
В новой версии «Фокусов» была переработана схема кроссоверов, в басовом звене используются французские полипропиленовые конденсаторы Solen.
Две пары входных клемм с широкими перемычками предусматривают многопроводное подключение. Рядом с ними два переключателя для частотной коррекции по НЧ (60 Гц) и ВЧ (8 кГц) в пределах 0/+2 дБ.
Корпуса колонок традиционно для Legacy Audio изготовлены со знанием дела. Для минимизации отражений на ВЧ лицевая панель в зоне твитеров заужена, верхняя плоскость скошена — для ослабления стоячих волн. Для каждой полосы отведён собственный замкнутый объём, и эти перегородки, в придачу, повышают инертность стенок толщиной 25 мм.
Focus SE выпускается в четырёх видах натурального шпона — вишня, чёрный дуб, обычный дуб и орех. За доплату возможны ещё 11 вариантов, в т.ч. и экзотические.
Грили крепятся на пластиковых штифтах — магнитные фиксаторы Дадлстон по-прежнему не признаёт.
Быстро в самую глубину
Испытательный тракт был у известный — абсолютно «прозрачный» пред Coda FET 07x и солидный оконечник Coda 16.0. Кабельная обвязка — от одного производителя, ZenSati Zorro. Музыка на MPD-6 подавалась с локального сервера в lossless форматах.
Но начал я слушать с Tidal — было интересно, как стример работает с удалённым контентом. Загоняю в плейлист несколько особо драйвовых треков Busta Rhymes, Angra, Royksopp. Бас — словно из-под земли, и при этом имеет достаточно конкретную форму, чтобы считывались отдельные ноты. Диффузоры при видимом на глаз ходе выдают совершенно не затянутые удары, что, вообще говоря, большая редкость для 12 дюймов в фазоинверторном оформлении. Прибавляю громкость, и четыре алюминиевых «поршня» начинают реально бить звуковой волной в тело.
Ощущение поистине безграничного пространства и какой-то нереальной динамики.
Любопытно, что музыка онлайн, особенно в MQA, по многим параметрам почти не уступает хай-резам. Из раздела Tidal Masters запускаю Comfortably Numb, версию Уотерса 2022 года. Исходник очень хорош, и система показывает его во всей красе — с плотно заполненным 3D объёмом, роскошным верхним регистром и ошеломляющими стереоэффектами. Ощущение поистине безграничного пространства и какой-то нереальной динамики. В звучании не чувствуется т.н. цифровой подкраски, которая часто проявляется при онлайн стриминге — музыка передаётся аккуратно и чисто.
Теперь посмотрим, какая будет разница в звучании хай-резов. Black Sabbath, “Paranoid” с ремастерингом 2014 г., FLAC 24/96. Бас сумасшедший, драйв передаётся, как со сцены, верх придавлен (так записан оригинал 70-го года), но в целом на редкость адекватно исходнику, звучание практически аналоговое, с лёгким белым шумом на заднем плане. Проблема в другом — для такой системы такая эта музыка слишком примитивна, она явно рассчитана на более сложные жанры.
Вот Кассандра Уилсон, New Moon Daughter, 24/192 — совсем другое дело. Контрабас феноменальный, в натуральную величину, его можно буквально потрогать. Средняя полоса буквально насыщена информацией — в ней не только вокал и аккомпанемент, но и масса ударных инструментов, расставленных по всей ширине сцены. Всё это переплетается в причудливую картину с несколькими звуковыми планами. У меня есть этот альбом на виниле, и должен признаться — чтобы его воспроизвести с таким же качеством, потребуется источник (проигрыватель с корректором) гораздо дороже, чем Playback Designs MPD-6. В его звучании нет «цифры», и в этом он не уступит флагманскому проигрывателя MPS-8.
Средняя полоса буквально насыщена информацией — в ней не только вокал и аккомпанемент, но и масса ударных инструментов, расставленных по всей ширине сцены.
«Фокусы», в свою очередь, демонстрируют незаурядные способности при формировании пространства. Твитеры АМТ чутко реагируют даже на мизерный разворот колонок — в зависимости от направления на слушателя они могут исчезать, формируя перспективу в третье измерение, или, наоборот, разворачивать передний план во всю ширину стереобазы «привязав» к себе инструменты с высоким спектром.
Особенно впечатляюще они формируют сцену на хорошо записанной оркестровой классике. Анна Нетребко, арии из оперы «Макбет», 24/48. Здесь и реальный масштаб оркестра, и живой вокал, и высочайшая тембральная разборчивость, и способность передать нюансы на самых тихих фрагментах, когда музыка только-только начинает выплывать из тишины.
В такой системе музыку звучит интересно: с одной стороны, понимаешь, что слушаешь запись, но сознанием это не фиксируется, поскольку аппаратные ограничения минимальны.
СИСТЕМА
- Роутер Mikrotik 1 Гб
- Сервер Roon Nucleus с линейным блоком питания
- NAS Synology
- Предварительный усилитель Coda
- Усилитель мощности Coda 16.0
- Кабели: ZenSati Zorro
Playback Designs MPD-6
Производитель: Playback Designs LLC (США)
Тип устройства: ЦАП с модулем стримера || ЦАП: дифференциальный дискретный || Диапазон частот: н.д. || Цифровые входы: AES/EBU, Coax, TosLink, USB-A, USB-B, Ethernet, PlayLink || Аналоговые выходы: стереопары XLR, RCA || Поддержка онлайновых сервисов: Deezer, Qobuz, Tidal, vTuner || Сетевые протоколы: LAN, UPnP, Roon || Поддержка файлов: WAVE, WMA, FLAC, AAC, AIFF, Apple Lossless || Поддержка аудио: PCM до 24 бит/384 кГц, DSD 11,2 МГц || Напряжение на аналоговых выходах: регулируемое плюс пять фиксированных значений || Потребляемая мощность: 100 ВА || Габариты: 440 х 110 х 430 мм || Масса: 9 кг || Цена: 1 540 000 руб.
Legacy Focus SE
Производитель: Legacy Audio (США)
Конфигурация: 6 излучателей, 4 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 18 — 30 000 Гц (+/- 2 дБ) || Чувствительность: 95,4 дБ || Частоты разделения полос: 120, 2800, 8000 Гц || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Рекомендуемая мощность усилителя: 30 — 750 Вт || Bi-wiring: да || Отделка: 4 вида натурального шпона || Габариты (с опорами): 1440 х 350 х 390 мм || Масса: 83 кг (каждой) || Цена за пару в стандартной отделке: 1 533 000 руб.
Комментарии [2]
анатолий
А если бы вместо источника был взят к примеру виниловый проигрыватель CS PORT TAT1 динамика пострадала бы ?
Николай ЕФРЕМОВ
Думаю, что нет. Но денег пришлось бы потратить больше — с учётом тонарма, головки и корректора.