Продолжаем знакомство с акустическими системами настоящего британского бренда. Как мы уже успели выяснить на примере компактных мониторов, разработчики закладывают в свои проекты решения, идущие вразрез с общепринятыми в индустрии правилами.
На очереди у нас напольные системы, в которых эти индивидуальные особенности проявляются особенно ярко — как в конструкции, так и в характере звучания.
НОТНАЯ ГРАМОТА
Напомню, что компания носит имя своего основателя Расселла Кауфмана, известного специалиста в области проектирования акустических систем. До начала собственного бизнеса в 2008 году ор работал в Bowers & Wilkins и занимал должность технического директора в израильской компании Morel. Так что опыт в области проектирования и производства у Кауфмана огромный. Есть у него и собственные идеи, которые успешно воплощаются в готовых изделиях и находят своих почитателей среди любителей музыки во многих странах. Разумеется, люди голосуют кошельком не за идеи, а за качество звучания, которое демонстрируют системы Russell K.
Работать корпусом
Импонирует, что Расселл не пошёл самым простым путём, опробованным тысячей производителей, а разработал свой, хотя это потребовало гораздо больше усилий, времени, и финансов. Главный его принцип заключается в том, что корпуса акустических систем демпфировать вредно, поскольку при этом подавляются не только вибрации, но и полезная энергия. И высвобождается она хаотичным образом, ухудшая переходные характеристики. Говоря проще — размазывая атаку, особенно на нижних частотах. При разработке концепции учитывались результаты исследований инженеров BBC, которые обнаружили, что жесткие и тяжелые корпуса настолько окрашивают звук, что даже человеческая речь может звучать неестественно.
Соответственно, корпуса колонок Russell K. не демпфированы. Вместо этого используется управление резонансами с помощью тщательно рассчитанной системы внутренних распорок и стяжек. Стенки если и вибрируют, то делают это в такт музыке, и, что особенно важно, мгновенно замолкают, когда воздействие со стороны динамиков прекращается. И даже в напольных Red 120 SE их толщина всего 16 мм, а переднего щита — 19 мм.
Внутренние распорки также используются для оптимизации нагрузки диффузоров и управления внутренним воздушным потоком. Корпус разделён на отдельные секции для каждого динамика, а тщательно подобранные по площади и расположению отверстия в перегородках удерживают потоки воздуха в пределах заданного частотного диапазона. За счёт этого энергия средней полосы концентрируется в пределах отведённой ей секции, и только низким е частотам предоставлен весь объём корпуса.
Энергия средней полосы концентрируется в пределах отведённой ей секции, и только низким частотам предоставлен весь объём корпуса.
Модель Red 120 SE имеет 2,5 полосную конфигурацию, т.е. один 5-дюмовый драйвер работает только до 80 Гц, а второй — вплоть до стыковки с твитером на 1800 Гц. Соответственно, в области нижнего баса, где требуется максимальная отдача энергии, впряжены две головки в параллель, а в средней полосе — вполне достаточно и одной.
Поразительно, но при таком калибре басовиков и скромном объёме корпуса фазоинвертор в этой модели настроен на 21 Гц (!), а нижняя граница рабочего диапазона заявлена на 25 Гц. Чтобы получить реально сабвуферные характеристики, для выходящего через порт воздуха внутри корпуса была создана хитрая резонирующая камера.
У басовых динамиков диффузоры из пропитанной бумаги с оптимизированным акустическим профилем, мощный ферритовый магнит и 25-миллиметровая звуковая катушка на алюминиевом каркасе и шунтирующее кольцо Фарадея.
Для своей акустики Рассел выбирает динамики, отслушивая их «на воздухе» — никаких щитов, кроссоверов или тестовых сигналов, только на музыке. Отбор очень жёсткий.
В модели RED 120 в версии SE используются улучшенные твитеры. У них дюймовый мягкий купол с двойной ферритовой магнитной системой, звуковая катушка, намотанная омеднённым алюминиевым проводом, кольцо Фарадея и внешний металлический фланец (у обычной версии RED 120 он пластиковый.
Для своей акустики Рассел выбирает динамики, отслушивая их «на воздухе» — никаких щитов, кроссоверов или тестовых сигналов, только музыка.
Под улучшенные динамики были полностью переработаны кроссоверы. Теперь в них используются фильтры первого порядка (6 дБ на октаву) для НЧ и второго порядка (12 дБ на октаву), в которых и схема, и комплектующие подбирались на слух по звучанию голосов и музыки. Сигнал на басовые динамики подаётся симметрично через два индуктора Enclosed Field Iron Core Inductor с низким активным сопротивлением.
Частота раздела между СЧ и ВЧ в версии SE снижена с 2200 до 1800 Гц, благодаря чему модернизированный твитер лучше стыкуется со среднечастотником. Чувствительность RED 120 SE невелика — всего 86 дБ, и это нужно учитывать при выборе усилителя.
Для версии SE было разработано и новое основание с более эффективной развязкой от пола. Здесь оно двойное с промежуточным слоем вибропоглощающего полимера и с улучшенными шипами.
Прямыми прямоугольными корпусами Red 120 SE и впрямь вызывают ассоциации с мониторами BBC 50-летней давности. Сделаны и отделаны колонки так аккуратно, что не придерешься. Выпускаются они в натуральном шпоне ореха (на фото) или рояльном лаке. Чёрные грили крепятся на магнитах.
Домашний клуб
Несмотря на невысокую чувствительность колонок, они оказались даже более отзывчивыми, чем недавно испытанные Red 50: интегральник Naim Supernait 3 легко справлялся с ними даже на самых брутальных жанрах.
И ещё: чтобы оценить слитность звучания колонок не обязательно сидеть на одинаковом от них расстоянии.
Первые впечатления таковы: Red 120 SE звучанием напоминают предельно аккуратные мониторы среднего поля с расширенным в глубину нижним диапазоном. 5-дюймовые басовики хороши тем, что у них лёгкая подвижная система и поэтому они прекрасно согласуются по скорости отклика и с твитером, и между собой. В результате все три полосы работают совершенно синхронно с минимальными фазовыми сдвигами. На музыке это и даёт эффект временной слитности динамичной картины на любой громкости — и еле слышимой, и на ударных пиках. Обычно такой синхронизации добиваются наклоном колонок, но в подобных конструкциях результат может зависеть от внешних факторов. И ещё: чтобы оценить слитность звучания колонок не обязательно сидеть на одинаковом от них расстоянии, что тоже можно считать серьёзным достижением.
С точки зрения общей динамики Red 120 SE гораздо убедительнее «пятидесятых» — четыре синхронно работающих диффузора способны выдать весьма эффектный драйв. Способность точно передать сложный ритмический рисунок — тоже следствие малой инерции 5-дюймовых драйверов. Особенно это чувствуется на джазовых импровизациях и этнике. Earth, Wind & Fire, «Africano» — сложнейшую партию ударных и перкуссий колонки расшифровывают без труда и преподносят в виде гармоничного узора. Чёткость атаки безукоризненная, треки с альбома Роллингов «Bigger Bang» вызывают ощущение, что сидишь в клубе с хорошо выстроенным звуком. Звучание открытое, свободное, с буквально живыми барабанами. The College Dropout Канье Уэста, многослойный саунд с массой информации в каждом пространственном плане — без проблем. Легко считываются как текстовые сюжеты, так и многочисленные стереоэффекты за передней линией сцены.
Здесь даже важна не столько глубина, сколько прорисовка каждой ноты и способность выстрелить атакой струны. И с этим у Red 120 SE полный порядок.
Бас, конечно, не от 25 Гц, но на удивление низкий и более чем достаточный для комнаты средней площади. Здесь даже важна не столько глубина, сколько прорисовка каждой ноты и способность выстрелить атакой струны. И с этим у Red 120 SE полный порядок, они буквально раскладывают нижний диапазон на составляющие без малейшей невнятицы или «резины».
Сцена строится так, будто мы имеем дело с двухполосными полочниками. Колонки в точности показывают то, что выстраивали звукорежиссёры — либо передний план во всю ширину, либо, исчезнув, помещают музыкальное событие в центр стереобазы. Никаких вольностей или попыток интерпретировать картину по своему усмотрению.
Теперь что касается раздемпфированности корпусов. Не скажу, что стенки на приличной громкости вибрируют сильнее, чем у традиционных АС — внутренние стяжки и перегородки реально «работают». А вот отсутствие наполнителя и виброгасящего материала даёт эффект в голосовом диапазоне — вокал воспринимается более чистым и живым, что особенно заметно на рок-музыке с плотным бэкграундом. Натурально звучит и скрипка, не самый простой инструмент для воспроизведения.
В целом же Red 120 SE звучат выше ожиданий — при таких габаритах и скромном калибре басового звена динамика и нижний регистр способны удивить даже опытного меломана.
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой проигрыватель Naim Audio Audio NDX 2
- Интегральный усилитель Naim Audio Supernait 3
- Блок питания Naim Audio Supercap DR
- Сетевой фильтр Puritan Audio Labs PSM 156
- Кабели
- межблочные Tellurium Q Black 5 DIN
- акустические Tellurium Q Ultra Black II
- силовые Tellurium Q Ultra Black Power, Puritan Audio Ultimate C13
Russell K. Red 120 SE
Производитель: Russel K Ltd. (Великобритания)
russellk@russellk.co.uk
Конфигурация: 3 излучателя, 2,5 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 25 — 22 000 Гц || Чувствительность: 86 дБ || Номинальное сопротивление: н.д. || Частота настройки фазоинвертора: 21 Гц. || Частоты раздела полос: 80, 2200 Гц || Bi-wiring: нет || Отделка: натуральный орех, вишня || Габариты: 910 х 190 х 200 мм || Масса 1 шт.: 15 кг || Цена за пару: 960 000 руб.
Редакция благодарит салон InSound за помощь в проведении теста.