©/℗ 2022 E2 Music/Edition Records
Жанр: третий поток, фолк, джаз
Формат: FLAC 24 бита/96 кГц
Состав:
- Daniel Herskedal – туба, басовая труба
- Emilie Nicolas — вокал
- Eivind Aarset — гитара
- Helge Andreas Norbakken – ударные
Кто. Норвежский музыкант и композитор, достаточно известный у себя на родине, лауреат нескольких престижных локальных премий. Международную известность пока не получил, вероятно, из-за того, не встретил умелого антрепренера, а заниматься собственной раскруткой самому не интересно. Хотя потенциал у него огромный. Мало того, что очень талантлив, так еще обаятельный, мужественный и сильный – чтобы играть на тубе, нужно обладать серьезными физическими данными. Он ведь не в оркестре сидит, где дудит раз в полчаса, а солирует.
Как утверждает «Википедия», Даниэль учился в Трондхейме джазу, играл в местном джазовом оркестре, потом продолжил джазовое образование в Копенгагене, Так-то оно так, но сам он говорил, что параллельно занимался классической музыкой, и это в его творчестве очень хорошо слышно. Как композитор он ближе, на мой взгляд, к академизму – не только по стилю и способу музыкального мышления, но и по сути. Вы уж меня извините, но джаз во многих его проявлениях – физиологическая, плотская музыка (не вижу в этом ничего плохого), тогда как классика занимается высокими духовными материями, пусть и осложненными земными страстями.
Аккомпанирующие музыканты – тоже не абы кто, люди известные и уважаемые, если они вам интересны, легко найдете о них информацию.
Певица Эмили Николас (полное имя — Эмили Николас Конгшавн) тоже из Норвегии. Обладательница четырех норвежских Грэмми, но за пределами своей страны мало известна, хотя поет на английском. Согласен с ее поклонниками, которые называют ее одной их самых интересных и одновременно недооцененных певиц нашего времени. Википедия и ее относит к джазу, но это на самом деле не совсем так. Судя по ее пению, у нее т.н. «народная» школа вокала (как у Агузаровой, только народы разные), но при этом она никак не ограничивает себя жанровыми рамками – в ее репертуаре есть откровенная попса, электроника и даже R’n’B и соул. Но и они звучат в ее интерпретации утонченно, затейливо и сложно – не по форме, а по сути. Певица существует как бы вне жанров, точнее, жанры – лишь платья, в которые она облачается по разным случаям, всегда оставаясь собой. Хотя на альбоме Даниэля Герскедала фолковая сторона ее натуры преобладает. Местами сильно напоминает пением и мелодикой норвежскую Ane Brun, они явно живут с ней в одном культурном контексте. Но все-равно это очень разные певицы: если Ане натура цельная, допускающая лишь небольшой стилистический дрифт, то Эмили – вокальная лицедейка, она не может усидеть на одном музыкальном «месте».
К слову сказать, это не первая коллаборация Даниэля с певицами – в 2018-м и 2019-м участвовал в записи двух альбомов чрезвычайно интересной норвежской певицы саамского происхождения Марьи Мортенссон (Marja Mortensson). Ане Брюн – тоже из саамов, на редкость музыкальный народ.
Что. Релиз авторский, все его композиции написаны Даниэлем. Но Эмили здесь не просто певица и интерпретатор. Сам Даниэль говорил, что ее исполнение поднимает его музыку на новый уровень. Я бы сказал так: обогащает её эмоционально, дает глубину (в плане звучания – тоже) и особый смысл. Предыдущие альбомы Даниэля при всех их музыкальных достоинствах не вызвали у меня сильного эмоционального отклика. Этот – всерьез зацепил.
Как. Уже не раз восторгался качеством норвежских записей. Но этот альбом смог меня удивить. Не технической реализацией (в этом, кажется, уже достигнут предел, по крайней мере, для нашего времени), а тем, как звук работает на творческий замысел. Тем, как выстроено пространство – бескрайнее, как северная природа. Воображение рисует не студию, а уходящий за горизонт природный ландшафт, подернутый басовой «дымкой», которая создает звуковую перспективу. Работа с реверберацией – филигранно точная. Отдельные инструменты и голос певицы воспринимаются абсолютно четкими и осязаемыми – будто бы в полном соответствии с названием альбома они вышли из тумана.