Всего год назад мы знакомились с предом/ЦАПом и оконечником из девятой серии NuPrime, а сейчас испытаем полную звуковоспроизводящую систему с модернизированными компонентами и новейшим стримером во главе.
С ТРЕМЯ НЕИЗВЕСТНЫМИ
В этом сетапе вообще-то самым свежим компонентом является тот, что в центре — выпуск конвертора/усилителя DAC-9X был налажен совсем недавно. Но мы предполагаем, что для российских поклонников марки всё же самым ожидаемым аппаратом является сетевой бридж STREAM-9 (а равно как и дисковый транспорт CDT-9 с точки зрения тех, кто по-прежнему больше доверяет физическим музыкальным носителям). С новыми источниками система на блоках NuPrime девятой серии наконец-то обрела свою функциональную завершенность.
Со стримера и начнем. Формально его нельзя отнести ни к проигрывателям, ни к музыкальным серверам — у него нет аналоговых выходов, нет внутреннего HDD или SSD, нет даже портов для непосредственного подключения накопителей с аудиофайлами (последнее я считаю всё-таки упущением). Круг обязанностей STREAM-9 очерчен просто — это в чистом виде «мост» ко всем вашим смартфонам и планшетам, к локальным сетевым хранилищам NAS в домашней/офисной сети, а заодно — и ко многим популярным музыкальным платформам. Но это связующее звено старались сделать настолько продвинутым, что производитель в итоге назвал его «стриминговой станцией референсного класса».
Аппарат ориентирован на работу в многозональных и беспроводных системах с потоками Hi-Res Audio. Внутренний 32-битовый движок STREAM-9 позволяет по LAN или Wi-Fi обращаться к аудиофайлам до 192 кГц/24 бит и ре-стримить их потоки между другими устройствами, используя протоколы DLNA/UPnP. Предусмотрено подключение к устройствам Apple через AirPlay 2. Имеется также Bluetooth-приемник, поддерживающий кодек aptX HD. А в перечень музыкальных сервисов уже включены Deezer, Qobuz, QQ, Spotify, Tidal, iHeartRadio и TuneIn (в будущем список наверняка будет расширен).
Но главной фишкой STREAM-9 является фирменный конвертер частоты семплирования SRC. Он позволяет не только поднять частоту дискретизации любого входного аудиопотока до значений Ultra Hi-Res (для PCM — до 768 кГц, для DSD — до 11,2 МГц), но также обеспечивает снижение искажений и джиттер при выдаче на цифровые выходы I2S, AES/EBU и даже на стандартные S/PDIF. В последнем случае возможный максимум на оптике или коаксиальных выходах будет ограничен установками PCM 192 кГц/24 бит или DoP 2,8 МГц, но в процессе апсемплинга все равно будет применяться улучшенный алгоритм интерполяции.
Тех, кто не признаёт такой процессинг, сразу успокоим — SRC в любой момент можно отключить, вращая соответствующий селектор на лицевой панели STREAM-9.
X-присадки
Конвертор, получивший название DAC-9X, при всей внешней схожести с DAC-9 по факту является совершенно новым устройством — кроме шасси, мягких виброзащитных ножек и системы питания с тороидальным трансформатором он не имеет ничего общего с моделью, протестированной нами в сентябре того года и уже снятой с производства.
На лицевой панели появился выход для наушников, за которым, судя по паспортным данным, скрывается высококлассный телефонный усилитель с ещё более впечатляющими данными чем даже у модели NuPrime Alita. В правой части теперь есть селектор выходного уровня Variable/Fixed, на отсутствие которого жаловались пользователи DAC-9, которые включали устройство в систему как обычный ЦАП. А рядом с основным цифробуквенным индикатором на микро LED появился дополнительный символ MQA. Он и указывает на то, что цифровая часть новинки переработана полностью.
А рядом с основным цифробуквенным индикатором на микро LED появился дополнительный символ MQA. Он и указывает на то, что цифровая часть новинки переработана полностью.
В базовой модели применялся чип AK4490, в улучшенной DAC-9SE — АК4493 (мог работать с данными PCM частотой до 786 кГц). Кроме того, в последней версии вместо гнезда AES/EBU стояла шина под I2S. У «Икса» входов I2S вообще два, но главное улучшение состоит в том, что за конвертацию в аналог отвечает пара 32-битных двухканальных ЦАПов ESS9028Q2M (по одному на канал) и включена цепочка декодирования MQA. Она обеспечивает полное развертывание аудиофайлов и потоков с такими данными и соответствие их звучания оригинальной мастер-записи. Индикатор на лицевой панели как раз и указывает степень «рендеринга»: синее свечение означает воспроизведение MQA Studio (одобрено в студии исполнителем, продюсером или правообладателем), а пурпурное — полное развертывание формата до самых высоких частот дискретизации.
В описании говорится, что в DAC-9X применяются профессиональные пленочные резисторы (MELF) от Vishay, используется чип DSP/апсемплера NuPrime SRC IC (как в STREAM-9, видимо) для снижения джиттера и искажений и установлен приемник USB Audio 2.0, который поддерживает однобитовый DSD (по методу ASIO2.1 из Windows) или DoP (из MacOS).
Также в DAC-9X осталась фирменной аналоговая система регулирования громкости с использованием лестничной схемы, которая управляется цифровым контроллером с низким уровнем шума. Причем архитектура тракта выстроена так, чтобы сигнал, зашедший в DAC-9X по стереопаре RCA, поступал на регулятор громкости и выходы минуя все цифровые звенья. Это решение позволяет использовать конвертор в качестве высококлассного преда даже для аналогового источника (правда, единственного). Как плюс также стоит отметить раздельные регулировки громкости для каждого источника.
Архитектура тракта выстроена так, чтобы сигнал, зашедший в DAC-9X по стереопаре RCA, поступал на регулятор громкости и выходы минуя все цифровые звенья.
Что касается стерео оконечника STA-9X, где сочетается два класса усиления (A и D), то эта модель выпускается уже достаточно давно. От базовой её отличает пара принципиальных моментов. Во-первых, первичное усиление делается на модулях ULCAM с хитрой обратной связью (как в топовых усилителях NuPrime). Во-вторых, частота финальной широтно-импульсной модуляции повышена с 550 до 750 кГц (оба значения, кстати, довольно высоки для звуковых усилителей).
По идее, это должно было обеспечить Х-аппараты еще меньшими искажениями как на низких, так и на высоких выходных уровнях, что нашло отражение и в паспортных данных. А как на самом деле?
Чистота превыше всего
Конечно, пошаговое тестирование компонентов в сравнении с предшественниками выявило бы больше тонких отличий, но мы решили, что больше практической пользы будет именно от «системных» впечатлений с разной акустикой.
Общая картинка запомнилась какой-то особо «отмытой» чистотой, внятной трехмерностью и деликатностью в прорисовке динамичных фрагментов. В звучании всегда чувствовалась та фирменная энергетика и драйв, которые не перестают удивлять внешне крошечные компонент NuPrime, но почерк был не размашистый, а скорее каллиграфичный — прекрасно раскрывалась текстура, хорошо прорабатывались послезвучия, не было намека на какую-либо сумятицу в басах или истеричность в передаче контрастов. Тем, кто предпочитает именно ясность, а не нахрапистость, такое понравится.
В звучании всегда чувствовалась та фирменная энергетика и драйв, которые не перестают удивлять внешне крошечные компонент NuPrime.
Новые оконечники однозначно выигрывают у предшественников в нейтральности звучания в довольно широком диапазоне громкости, поэтому к ним в пару можно рассматривать колонки самого высокого класса. Но если их чувствительность будет невысокой, а в сигнале появятся совсем уж экстремальные всплески, то силенок одного STA-9X для их передачи может и не хватить.
В нашем тесте мы не использовали мостовое включение, поэтому воспроизведение басовых раскатов близко к пределам мощности оконечнику приходилось нелегко. Но он справился: контроль в самом низком регистре оставался практически виртуозным, причем не только с относительно легкими Phonar Veritas P6 Next (плотный, собранный, боевой характер звучания), но и на более «тяжелых» Quadral Aurum Montan 9 (более воздушный и размеренный «симфонический» саунд).
К звучанию STREAM-9 вообще претензий не возникло. В первую очередь отметим, что бридж с любого источника обеспечивал минимум процессорной замыленности или цифровой сухости — ничего похожего на синтетические или ядовитые оттенки не было даже при прослушивании с iPhone по Bluetooth. Разница в качестве и формате воспроизводимых аудиофайлов показывалась лучше всего при выключенном SRC, но некоторые режимы апсемплинга, бывало, давали интересный эффект углубления сцены или уточнения локализации, не нарушая при этом (что очень важно) микродинамического рисунка и не добавляя каких-то окрашиваюших артефактов. Похоже, используемый NuPrime процессор реально помогает снизить искажения и внутренний джиттер.
В первую очередь отметим, что бридж с любого источника обеспечивал минимум процессорной замыленности или цифровой сухости.
Лишнее тому подтверждение — прекрасно поставленная и наполненная сцена с оптического выхода, не уступающая в точности даже продвинутому соединению по I2S. Но тех, кто ждет от системы SRC неких явных эффектов или гипердетальности, мы огорчим — это вовсе не «улучшайзер», здесь главное взвешенность и нейтральность.
По непонятным пока причинам со STREAM-9 не удалось полноценно проиграть контент в MQA (индикатор на DAC-9X на него попросту не реагировал), поэтому пришлось подключать другие источники. Но это помогло больше узнать про ЦАП.
Первое, что стоит отметить — он такой же мастер фактуры, как и оконечники STA-9X. По балансному соединению эти аппараты отлично дополняют друг друга. Многие сочтут плюсом то, что новый конвертор не имеет ни прохладных оттенков в звучании, которые были характерны для чипов AK, ни того легкого «глянца», типичного для некоторых ЦАПов на ESS. Тут все натурально, открыто, даже с некоторым налетом правильной техничности, как контрольных студийных ЦАПах.
Лишнее тому подтверждение — прекрасно поставленная и наполненная сцена даже с оптического выхода, не уступающая в точности даже продвинутому соединению по I2S.
Если судить в целом, то DAC-9X вообще получился довольно крутым. Нас весьма впечатлило качество воспроизведения файлов MQA с CocktailAudio X45. Он сам таких наполненных тембров и настолько ясной картинки в сцене точно не дает, а в сочетании с DAC-9X — просто на раз-два. Также пространственной точностью отличалось и воспроизведение всех аудиофайлов с «макбука», подключенного по USB Audio 2.0.
Впрочем, нет никаких препятствий для того, чтобы через DAC-9X c того же Mac или даже с PC Windows слушать и стримы из Tidal в MQA с бесподобным качеством. Ставите на компьютер Roon, выбираете в настройках вывода MQA Core для ЦАПа установку «decode & render» и получаете музыкальный источник, с которым мало что сравнится. Это работает, хотя официально у нового конвертора NuPrime наклейки Roon Tested почему-то нет.
CИСТЕМА
- Смартфон iPhone 13, OPPO Reno
- Ноутбук Apple MacBook Air A2338
- Сетевой проигрыватель Cocktail Audio X45
- Акустические системы Phonar Veritas P6 Next, Quadral Aurum Montan 9
- Кабели:
- межблочные InAkustik Exellenz XLR
- USB InAkustik Referenz High Speed USB 2.0
- оптический Oehlbach XXL 80 TOSLink
- акустические Tchernov Cable Special Wire 4.0
- силовые Xindak PC-03
- Кондиционер питания Xindak XF-2000ES
NuPrime STREAM-9
Производитель: NuPrime Audio Inc (США)
nuprimeaudio.com
Входы: LAN, коаксиальный и оптический TOSLink (192 кГц/24 бит, DSD DoP 2,8 МГц) || Выходы: коаксиальный и оптический TOSLink (192 кГц/24 бит, DSD DoP 2,8 МГц), AES/EBU и I2S (768 кГц/32 бит, DSD 2,8/5,6/11,2 МГц) || Сетевые протоколы: DLNA/UPnP || Беспроводные подключения: 802.11 b/g/n Wi-Fi, AirPlay 2, Bluetooth 5.0 aptX HD/AAC || Подключения к музыкальным сервисам и web-станциям: Deezer, Qobuz, QQ, Spotify, Tidal, iHeartRadio, TuneIn || Отделка: черная или серебристая || Габариты: 235 х 55 х 281 мм || Масса: 4 кг || Цена: 102 150 руб.
NuPrime DAC-9X
Входы: линейный RCA, коаксиальный и оптический TOSLink (192 кГц/24 бит, DSD DoP 2,8 МГц), два I2S и USB Type-B (384 кГц/32 бит, DSD 2,8/5,6/11,2 МГц), USB Type-A (для донгла) || Выходы: TOSLink, RCA Preout, XLR Preout, Phones 6,3 мм || Максимальное выходное напряжение: 4 В (8 В на XLR) || Искажения: 0,0005 % || Диапазон воспроизводимых частот: 20 — 20 000 Гц (±0,3 дБ) || Отношение сигнал/шум: более 110 дБ || Выходная мощность на телефонном выходе: 1700 мВт на 32 Ом (при 0,01% искажений), 135 мВт на 600 Ом (при 0,005% искажений) || Отделка: черная или серебристая || Габариты: 235 х 55 х 281 мм || Масса: 2,5 кг || Цена: 113 400 руб.
NuPrime STA-9
Входы: RCA, XLR || Входное сопротивление: 47 кОм || Выходная мощность: 2 х 130 Вт или 1 х 330 Вт (на нагрузку 4 или 8 Ом) || Пиковая мощность: 2 x 170 Вт || Искажения: 0,005 % || Диапазон воспроизводимых частот: 10 — 50 000 Гц || Отношение сигнал/шум: более 90 дБ ||Динамический диапазон: более 115 дБ || Отделка: черная или серебристая || Габариты: 235 х 55 х 281 мм || Масса: 4 кг || Цена: 103 950 руб.