Три года назад я писал о фильме Петра Келептришвили и Артема Ожогова «Пространство музыки», — о том, как четверо русских парней искали по всей Британии новых «битлов». Спойлер: не нашли, но музыки набрали аж на полтора часа этого мьюзик-роуд-бадди-муви, который, в общем, стоит просмотра.
И вот сегодня последовало продолжение. Петр снял новое кино. Оно носит название «Город музыки», и главным его героем стала Москва. Вернее, ее звуковой образ, который создается на глазах зрителя — для этого Петр и соавтор идеи картины, оператор Арсений Тишин, пригласили в Москву на неделю одного из героев прошлой картины — участника электронного дуэта Fingathing композитора Дэна Бакстера. «Как бы это звучало, если бы Москва была музыкой?».
Дэну нужно поймать звуковую идею Москвы. Дэн ходит по городу с рекордером. Сад Эрмитаж, детский смех, московское метро, фонтаны в парке Горького, вечерние Патрики… Он неутомим и бесстрашен: во время велосипедной гонки на набережной у Кремля он сидит на разделительной полосе Москворецкой набережной, слушает и записывает… А параллельно ему в кадре появляются музыканты, выбравшие местом своего проживания Москву. Среди них — Антон Беляев, лидер Therr Maitz, казахский музыкант Владимир Золотухин, он же Zoloto, певица Манижа, группа Sirotkin, трио джазовых виртуозов трио LRK Trio (Игнат Кравцов, Антон Ревнюк, Евгений Лебедев), чилл-рейверы Geju (Георгий Топуридзе и Денис Курченко), группа «Хадн Дадн» (Варвара Краминова, Никита Чернат и Сергей Какуркин) и рэпер и продюсер Everthe8, приехавший в Москву из Бурятии, московская певица Дария… У каждого — свои истории, своя жизнь в музыке — и каждый сопровождает их песнями, вплетающимися в общую ткань большой картины, которую пытается создать режиссер.
Получается у него? Да, похоже, получается, потому что и он, и его друзья, участвующие в создании фильма — тоже музыканты, тоже участники экранного действа. Не все идет гладко, Дэн отбрасывает наушники, звук обрывается на середине скомканной фразы, «вырубается музыка, как музыкант ни старается», говоря словами поэта Бориса Рыжего. Но — все продолжается, несмотря ни на что. Потому что сама стихия музыки продуктивна, потому что принцип, которым руководствовались рейтары времен Столетней войны, описанные Конан Дойлом в «Белом отряде» («Делай что должен, и будь что будет»), работает на автопилоте, потому что кривая вывозит. Именно так и получается: из разговоров, из реплик, улыбок, аккордов, брейков, мелодических линий складывается какой-то общий важный вектор.
Это — фильм о городе, которого почти что уже нет — или о том, каким он мог быть, каким он мнится каждому из участников фильма «Город Музыки». Иными словами — о «Небесной Москве» (по аналогии с «Небесным Стокгольмом» Олега Нестерова). Но мечты сбываются, «все, что мы можем себе представить, существует на самом деле» (какой-то американский фантаст это сказал, хороший был человек, видимо). И потому все не зря — и одинокая Манижа на стадионе, и музыканты, играющие над городом, и уличный саксофонист…
Музыка может определить все: жизнь, время, судьбу. А музыку определяют люди. И поэтому в финале джем-сейшн создателей картины с Дэном Бакстером все же выруливает на финишную прямую. И над городом восходит солнце.
В эту субботу, 24 сентября в киноцентре «Октябрь» в рамках проекта «Каро.Арт» состоится специальный показ фильма «Город Музыки» — документального мюзикла о нашем городе. Его стоит увидеть хотя бы для того, чтобы поверить в то, что «ночь пройдет, наступит утро ясное», — это из старого музыкального мультфильма, кажется, да?