В истории джаза — даже джаза новейшего времени — много великих альбомов. Есть знаковые, эпохальные, веховые, — в общем, на любой эпитет. Но есть и иная категория: альбомы значимые, существенные, эдакие скрытые жемчужины, радующие посвященных, искателей, истинных исследователей, connoiseurs этой музыки. Но сегодня — ни слова об этих двух категориях. Потому что есть и третья — альбомы, которые… Впрочем, об одном из них и пойдет речь — тем более, что в прошлом году ему исполнилось 15 лет.
Pat Metheny/Brad Mehldau — Metheny/Mehldau (Nonesuch, 2007)
Для младшего из участников этого дуэта он начался тогда, когда в 13 лет друг поставил ему двойной концертник Пэта Метини. Для старшего — когда он услышал Мелдау на альбоме Джошуа Редмана 1994 года. Оба многократно и публично высказывали респект друг другу. И вот как финальная точка, как место схождения векторов, появился этот альбом с лаконичной бело-синей обложкой и двумя фамилиями на ней. Когда-то Метини был тем. кем являлся Мелдау спустя двадцать лет: надеждой и будущим джаза. На момент записи альбома оба они были его настоящим, актуальнейшими джазовыми музыкантами, знаменитыми, бодрыми и полными сил.
Критики наперебой сравнивали этот альбом с записью дуэта Билла Эванса и Джима Холла Undercurrent (Мелдау вообще все нулевые сравнивали с Эвансом, хоть он и просил этого не делать), но такое сравнение оказалось справедливым лишь отчасти хотя бы потому, что альбом Холла и Эванса полностью состоял из джазовых стандартов, а у Метини и Мелдау был сплошь авторский материал.
В двух треках приняла участие постоянная на тот момент ритм-секция Мелдау — басист Ларри Гренадир (к слову, в 2000-м он гастролировал с Метини в качестве участника Pat Metheny Trio) и барабанщик Джефф Баллард — музыканты удивительно тонкие, пластичные и очень чувствующие лидера. Но собрание хороших музыкантов в студии, увы, не является гарантией выдающегося результата. Так и вышло: виртуозно и тонко сыгранный. аккуратно и тщательно спродюсированный и невероятно качественно записанный альбом хоть и не получается причислить к неудачам обоих артистов. но и к удачам его как-то тоже не получается отнести.
Музыканты прекрасно понимают друг друга, вступают в доброжелательные диалоги. каждый блистает своим фирменным звучанием и не скрывает удовольствия от совместной работы, но чего-то в альбоме не хватает. Какой-то страсти, искры, в общем, того, что по-английски называют chemistry. Нечто подобное начинает понемногу брезжить только в самой последней пьесе альбома, Make Peace, но удачная кода этой работы только обостряет ощущение недосказанности. Впрочем, не надо думать, что Metheny/Mehldau — провальный альбом. Он на самом деле очень хороший, но, если честно, до сих пор досада берет, когда подумаешь, каким он не случился.
Удивительно, но ровно та же история повторилась и год спустя, когда вышел второй дуэтный альбом Метини и Мелдау, на сей раз целиком записанный с ритм-секцией и названный Metheny/Mehldau Quartet. Немудрено: он был записан ровно тогда же, когда и его предшественник. Вот что писал в газете Guardian критик Джон Фордхэм: «Прекрасно сыграно, но не столь композиционно захватывающе, как могло бы быть».
Честное слово, до вчерашнего дня я его рецензию не читал…