Несмотря на то, что идеологи бестелесного, невоплощенного вещественно цифрового музыкального потока убеждают нас в обратном, компакт-диски, как мы выяснили неделю назад, переживают пусть сдержанный, но ренессанс. И вот вам несколько ярких примеров — вышедшие в мае и июне переиздания и новые релизы ветеранов прог- и джаз-рока, в том числе тех, о ком почти что забыли.
Spirogyra — The Future Won’t Be Long — The Albums 1971 — 1973 (Esoteric)
Spirogyra принадлежали к кентерберийской сцене — как и Soft Machine, Caravan, Egg и прочие. В этом бокс-сете собраны три альбома, собственно, и составляющих дискографию группы. Первый, St.Radigunds, кажется пробой воды — в музыке на стыке фолка и академической музыки с легким влиянием джаза слышны чужие влияния, но он ярок и требует пристального внимания, как фон его включать невозможно. Вокальный контрапункт между голосами гитариста Марина Кокерхэма и Барбары Гаскин поддержан идеальной ритм-секцией Стива Ботрилла и Дэйва Мэттакса, а скрипка Джулиана Кьюсака являет собой отдельную творческую единицу, то сплетающую все это воедино, то жестко взрывающая. Второй альбом, Old Boot Wine, более радостен и легок, более ровен и гармоничен; он меньше шокирует, но ничуть не менее заслуживает внимания. И, наконец, Bells, Boots and Shambles, финальный релиз Spirogyra, отчасти напоминает Ника Дрейка, но лишь отчасти: он возвышен почти до эфирности и невероятно красив. К 1973-му группа все же смогла уравновесить собственные амбиции и требования рынка — но не настолько, чтобы достичь успеха, которого заслуживала группа. Впрочем, она заняла свое прочное и весомое место в истории прог-рока.
Jade Warrior — Jade Warrior (Esoteric)
Last Autumn’s Dream (Esoteric)
Jade Warrior, вероятно, были одной из самых индивидуальных британских психоделик-прог-групп. В отличие от многих своих современников, они ориентировались не столько на фолк и средневековую музыку, сколько на восточный и индийский мелосы (скорее всего, благодаря путешествию по Ирану одного из основателей «Изумрудного воителя», Тони Дьюига). Собственно говоря, они были одними из тех, кто прощупывал подступы к тому, что впоследствии назовут world music (кстати, они активно сотрудничали с афро-рокерами Assagai, работавшими на одном с ними лейбле, Vertigo). Медитативность, которую сообщала музыке флейта Джона Филда, отточенные аранжировки, джазовые акценты, обилие инструментальных пьес и появившиеся на втором из этих альбомов симфо-проговые и хард-роковые моменты составляли стилистическую палитру группы, яркой и незаслуженно оставшейся в тени своих более успешных современников; впрочем, встав на паузу в 1978-м, они не раз возвращались на сцену и выпускать новые албомы, последний из которых вышел не так давно, в 2008-м. Сейчас они играют почти что нью-эйдж.
Colosseum — Restoration (Repertoire)
Colosseum, с последней инкарнацией которого мы знакомы по гастролям, которые несколько раз проходили в Москве при значительном содействии покойного Николая Арутюнова, одним из первых смог объединить джаз и блюз на лоне, как ни странно, прог-рока. Клем Клемпсон, Джон Хайзман, Дэйв Гринслейд, Дик Хекстолл-Смит, Марк Кларк, Крис Фарлоу — вот имена героев этой истории. Группа, распавшаяся в 1971-м (рассказывать о том, что такое Colosseum Mk 2, увы, нет места и времени — пытливые умы смогут узнать об этом сами), воссоединилась в 1994-м, затем разошлась после смерти Джона Хайзмана, однако вновь восстала из пепла три года назад. Сегодня в ее составе Клем Клемпсон, Марк Кларк и Крис Фарлоу, а также Малкольм Мортимор (экс-Gentle Giant, Артур Браун, Ян Дьюри и Крис Спеддинг) на барабанах, Ким Нишикавара (саксофон) и Ник Стид (клавишные). Перед нами — самый свежий альбом группы. Впрочем, той ли, о которой я говорил в начале? Нынче Colosseum играют джаз-рок-фьюжн, и это качественная работа. Однако, где деликатность барабанов Хайзмана? Где изобретательность саксофона Хекстолл-Смита? Где неземные клавиши Гринслейда? Увы, этого всего не хватает тому, кто слышал тот Colosseum. Впрочем, вокал Криса Фарлоу все так же открыт и мощен… Пожалуй, оставим прошлое прошлому, его не вернешь — и хорошо, что эти парни остались в живых и все еще делают хорошую музыку.