В любом изделии Алексея Слонова оригинальных идей и неожиданных конструкторских решений столько, что их хватило бы на дюжину разработок. Недавно появившиеся на свет 500-ваттные моноблоки можно считать реализацией богатого инженерного опыта в сочетании с субъективными впечатлениями, полученными в ходе многочисленных экспертных прослушиваний.
Расскажем про идеи и поделимся впечатлениями, но уже собственными.
СИЛА МЫСЛИ
До недавнего времени мы были близко знакомы исключительно с кабелями Алексея, хотя на выставках он показывал и акустические системы с полосовым усилением, и устройства для организации питания, и аксессуары для подавления вибраций. И в каждом случае можно говорить о необычном, сугубо индивидуальном способе решения той или иной задачи. Здесь даже не подходит термин «авторское изделие» — известные из физики вещи плотно переплетаются с эмпирическими открытиями, которые не всегда можно объяснить с т.з. науки. Должен заметить, что в отличие от эзотерических знаний, над которыми любят издеваться апологеты закона Ома, находки Алексея проверены на практике и действительно работают, правда, с разной степенью заметности.
Полупроводниковый бодибилдинг
Моноблоки SoundWell 500 были созданы со второй попытки, первая разработка послужила отправной точкой и основой для отработки некоторых конструктивных моментов.
Сглаживающие конденсаторы имеют номинал от 47 000 до 220 000 мкФ, а суммарная их емкость в каждом канале — 734 000 мкФ или 0,73 Ф (!).
Алексей считает, что главное в любом усилителе — блок питания. Сама схема SoundWell 500 предельно проста, и на её выходе — напряжение питания, управляемое входным сигналом. Поэтому здесь независимые контуры для предварительных и выходных каскадов. Два специально разработанных энергоемких тороидальных трансформатора с сердечниками из сверхтонкой электротехнической стали установленные в разных плоскостях (один горизонтально, другой вертикально) и закрыты экранами из карбонового волокна. Блок питания усилителя собран навесным монтажом: безразрывная жила из сверхчистой меди сечением 4,9 кв. мм идёт от выпрямительного моста, огибая винтовые клеммы конденсаторов, к потребителю. Каждый проводник отслушан по направлению. Во всех соединениях, где это возможно, пайка заменена резьбовым соединением для уменьшения негативного влияния олова и других паяльных материалов на качество звучания.
Выпрямительные мосты выполнены на отобранных германиевых диодах Д305 и смонтированы на фторопластовых платах. Сглаживающие конденсаторы имеют номинал от 47 000 до 220 000 мкФ, а суммарная их емкость в каждом канале — 734 000 мкФ или 0,73 Ф (!). И, наконец, на входе и выходе каждой цепи питания установлены фирменные «магические» элементы S-Board — по семь штук в каждом моноблоке. Их я уже упоминал в другом обзоре, поэтому приведу лишь цитату из нашего разговора с Алексеем: «Это устройство я условно назвал S-Board. Эффект от него обнаружен случайно и пока не поддаётся объяснению. Эти вещи не описываются фундаментальной наукой, но их можно использовать».
SoundWell 500, пожалуй, единственный усилитель на рынке с бескомпромиссно реализованной идеей абсолютно изолированного субшасси. Вся начинка смонтирована на плите из акустически инертного акрила, которая покоится на трех шипах внутри корпуса и не имеет других точек соприкосновения с ним. Сам корпус из акрилового камня тоже устанавливается на три шипа и подпятника из закаленной до 45 единиц медицинской нержавеющей стали. За счёт этого обеспечивается максимально возможная вибрационная развязка электроники от внешней среды.
SoundWell 500, пожалуй, единственный усилитель на рынке с бескомпромиссно реализованной идеей абсолютно изолированного субшасси.
Теплоотводом служит задняя стенка, выполненная в виде большого алюминиевого радиатора, которая охлаждается за счёт конвекции через щели, сделанные по всему периметру корпуса. Выходная мощность каждого моноблока — 220 Вт на восьми омах и 500 Вт на четырёх, а коэффициент гармоник не превышает 0,1% в диапазоне 0,1 — 500 Вт.
Подключение возможно как по RCA, так и по XLR.
Дизайн предельно лаконичен: корпуса из полированного до блеска акрилового камня не имеют никаких декоративных элементов, кроме логотипа производителя с синей светодиодной подсветкой. Весит каждый моноблок около 30 кг.
Концепцию своего нового детища Алексей охарактеризовал как «полупроводниковый бодибилдинг». И это правильно — как сказал мне другой известный российский конструктор, «людям нужны мощные усилители, им «Вилсоны» и «Утопии» нечем раскачивать».
Каждый рубль — в колонках
Чтобы оценить звучание моноблоков, была собрана система соответствующего класса. С CD-проигрывателя Roksan Blak сигнал подавался на предварительную секцию интегральника Coda CSiB, которая, как мы уже знаем, построена на JFETах и совершенно прозрачна. Питание на компоненты подавалось через распределитель питания Soundstream-8, также разработанный Алексеем Слоновым. Кабели — его же, всех трёх серий от начального уровня до Top Line, с проводниками в виде моножилы из чистой меди.
Моноблоки взяли акустику в железный кулак и буквально вбивали в неё саунд так, что ужей ей приходилось нелегко.
Начинаем слушать с акустикой Magico A3, характер которой за три года мы успели изучить в сочетании с самыми разными усилителями. Трёхполосные системы с закрытым алюминиевым корпусом, аккуратные во всех отношениях, и особенно в нижней полосе. Не слишком легкая нагрузка для усилителя ввиду разделительных фильтров высокого порядка. Совсем недавно мы слушали А3 с интегральником AT Audio сопоставимой мощности, и между ними ощущалось некоторое противостояние: с каждым тестовым треком сложность музыкального материала росла, и было слышно, что усилителю всё труднее контролировать бас на сильных ударах, — акустика явно пыталась выйти из-под контроля, но он, тем не менее, хватку не ослабил и испытание выдержал. С SoundWell 500 всё было наоборот: моноблоки взяли акустику в железный кулак и буквально вбивали в неё саунд так, что ужей ей приходилось нелегко. Т.е. в буквальном смысле — на «Раммштайне» даже возникли опасения за сохранность басовых динамиков. При столь явных авторитарных наклонностях усилители не пропускали и самых мелких штрихов в звуковой картине, не упрощали тембры и не пренебрегали нюансами в верхнем диапазоне. В звучании тарелок чувствовалась и масса металла, и отклик даже на лёгкие прикосновения палочек.
Что ещё немаловажно, правильно передавался масштаб инструментов, например, на «Pastorale in C Minor» трио Жака Лусье рояль воспринимался практически в натуральную величину, да ещё с четким пространственным позиционированием в звуковой сцене. Контрабас показался даже немного утрированным, настолько энергичной оказались атака струны и отклик огромного корпуса. При этом — полная иллюзия настоящих, «живых» инструментов. На известной записи «The Man You Were» Ширли Хорн бас буквально бил по ушам с массой сопутствующих вибраций каждой струны. Даже казалось, что вибрации эти передаются всем корпусом колонок, настолько они были рельефными и натуральны. Хотя понятно, что всё это отработали динамики — корпуса у Magico никогда не подыгрывают. Интересное демпфирование у этих моноблоков — диффузоры они держат словно в тисках, а звук не душат.
В саунде есть всё: и широчайший спектр, и музыкальная, т.е. не техническая информативность, и красота, но всё же кажется, что силовая составляющая как бы перекрывает всё остальное. Чтобы понять, в чём причина, меняем колонки.
В условиях наших испытаний потенциал усилителя показался совершенно нереальным, и конечный результат зависел исключительно от возможностей акустических систем.
Высокие Neat Ultimatum XL10 с изобарической басовой секцией настолько же хороши, насколько требовательны к раскачке. Играть-то они будут с любым усилителем, а вот выжать из этих башен весь немалый их потенциал смогут лишь единицы. И SoundWell 500 сделали это, как мне показалось, без особых усилий. Тот же «Раммштайн» — такая ударная мощь, что в метрах восьми от передней линии ударные риффы били в грудь. При этом не ощущалось ни скрежета (свидетельства интермодуляционных искажений), ни «каши» — плотный спектр состоял из массы звуков, которые уверенно различались на слух.
Супертвитеры на верхней плоскости XL10 дали приятный контраст воздушных обертонов с басом, субгармоники которого порой заходили в инфранизкую область. Широчайшие динамический и частотный диапазоны в сочетании с высоким тембральным разрешением превратили рабочую рутину в крайне увлекательный процесс. Тестовые треки в таком масштабе примерно то же, что знакомый фильм в высоком разрешении на огромном экране — масса новых эмоций.
Кстати, о кино. Кинематографисты, когда хотят сказать, что честно использовали средства, отпущенные на съёмки, говорят, что «каждый рубль — на экране». Применительно к SoundWell 500 это вполне могло бы звучать так: «каждый рубль — в колонках», поскольку в условиях наших испытаний потенциал усилителя показался совершенно нереальным, и конечный результат зависел исключительно от возможностей акустических систем. Причём я говорю не столько о звуке, сколько о впечатлениях от воспроизводимой музыки, которые старался описать в более-менее объективных терминах.
В итоге мне пришлось радикально пересмотреть своё отношение к конструкциям, в основу которых положены идеи, далёкие от мейнстрима, и в который уже раз убедиться, что в нашей сфере субъект важнее объекта, т.е. имеет значение не что, а кем и как сделано. Жаль, что такие уроки мы получаем нечасто.
СИСТЕМА
- CD-проигрыватель Roksan Blak
- Предварительный (интегральный) усилитель Coda CSiB
- Акустические системы Magico A3, Neat Ultimatum XL10
- Распределитель питания Slonov Sound Design Soundstream 8
- Кабели: Slonov Sound Design Medium и Top Line, Atlas Asimi.
Slonov Sound Design SoundWell 500
Производитель: Slonov Sound Design (Россия)
Входы: RCA, XLR || Выходы: акустические винтовые х 2 || Диапазон усиливаемых частот: 20 — 20 000 Гц +/-1 дБ на любой нагрузке; 5 — 40 000 +/-1,5 dB на 8Ω || Выходная мощность: 220 Вт на 8Ω, 500 Вт на 4Ω || Коэффициент гармоник (THD+N): <0,1% при 0, 1 Вт — 500 Вт 4Ω || Динамический диапазон: >117 дБА || Номинальная чувствительность: 210 мВ || Коэффициент демпфирования: 800 на 4 Ω, 1600 на 8 Ω || Пиковый выходной ток: >45 A || Потребляемая мощность: ВА 800 Вт|| Габариты (Ш х В х Г): 340 x 230 x 455 мм || Масса 1 шт: 29,4 кг || Цена за пару: 990 000 руб.
Редакция благодарит московский салон AVComfort за помощь в проведении теста
Комментарии [13]
Владимир Владимирович
Сногсшибательные усилители, по всем аспектам. Это матерые хищники во фраках, «Волки с Уолл-Стрит» на наш манер. А сам Алексей — увлеченный и грамотный человек, с аргументированными ответами на любые вопросы и неубывающим запасом энергии. Так держать!
Николай
Хоть немного по схемотехнике (в каком классе усиления работает ?) -ведь это тест !
Николай ЕФРЕМОВ
Да, это тест, целью которого было выяснить, как звучат эти моноблоки. Сначала я тоже приставал к автору с вопросами, что там за транзисторы, в каком классе и т.д., но когда услышал звучание, понял, что для меня в данном случае схемотехника не имеет значения. Классический пример «чёрных ящиков».
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
shaman_by, а вы в свой шаманский бубен бьете как попало или с определенной стороны?
shaman_by
Ессесьнно с нужной стороны,но где обруч,а где мембрана видят простые смертные.А вы причисляет себя к касте избранных?
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Нет, shaman_by, просто я знаю, почему у проводов есть направленность. Это следствие технологии производства медных проводников. Никакой эзотерики и колдовства — чистая физика. А вот услышите вы разницу или нет — это зависит от используемой аппаратуры и вашего слуха. Тугоухим здесь повезло — можно не заморачиваться ни с подбором кабелей, ни с их направлением.
shaman_by
Значит вы таки избранный! Ну что же,поздравляю)
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
shaman_by, получается, что вы-то выборы проиграли. Надо быть скромнее — люди к вам потянутся и куда-нибудь изберут.
shaman_by
Ошибаетесь) Выбирают люди,а вас ангел при рождении поцеловал!
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
shaman_by, что-то я никак не возьму в толк: вы пытаетесь меня тонко уесть или просто самоутверждаетесь? Огорчу: у вас плохо получается. Вам не понравилась фраза в начале публикации и вы заявили, что расхотели ее читать. Но продолжаете здесь пастись. Понимаю, что вам, возможно, одиноко, не хватает внимания. Но с вашими психологическими проблемами — это не к нам. Для этого есть специализированные издания. Мы вам ничем помочь не можем.
shaman_by
После фразы «провода были отслушаны по направлению» читать дальше желание пропало…
Николай ЕФРЕМОВ
Я просто констатировал факт. Да, были отслушаны. Имело ли это смысл, не знаю. То, что в результате получилось, я описал.
АБ
Тихо кивну, что сам свидетель явлению, когда собранный на коленке усилитель заставил призадуматься над тем, чему посвятил не один десяток лет. Так что, все неоднозначно, братие.