Эти внушительные системы мы не раз использовали в качестве контрольных при тестировании других компонентов, но сегодня они сами станут главным объектом нашего исследования.
Послушаем пару Signature SE с разными усилителями и посмотрим, какой характер они проявят в каждом отдельном случае.
ДВА ШАГА В ГЛУБИНУ
Каждый раз, имея дело с акустикой Legacy, не перестаю удивляться её внешнему виду – независимо от стоимости колонки отделаны так, что будут органично смотреться и в современной квартире, и в Оперном зале Версаля. Здесь всё дело в колоссальном опыте работы с деревом, шпоном и лаками – а его компания имеет с самого своего основания, а сейчас у Билла Дадлстона трудятся самые опытные краснодеревщики на североамериканском континенте.
Примечательно, что Билл не только основатель Legacy Audio и бизнесмен, но и неутомимый экспериментатор в области электроакустики. Главная цель его исследований – управление взаимодействием акустических систем с той средой, в которой им предстоит работать. Для этого проектируются корпуса специальной конструкции, а в старших моделях задействуются звуковые процессоры.
Дадлстон разрабатывал мониторы для студий Arista, Sony, Universal Music и Epic Records, и самые известные продюсеры предпочитают акустику Legacy для работы с такими артистами, как Шерил Кроу, Джонни Кэш, Том Петти, The Red Hot Chili Peppers, Мэрайя Кэри, и др. Специалист по ремастерингу Стив Хоффман, использовал мониторы Legacy при реставрации записей Элвиса Пресли, Фрэнка Синатры и Нэта Кинг Коула.
Издание подписное, дополненное
Подавляющее большинство моделей Legacy Audio изготавливаются на заказ, и на фабрике в Спрингфилде (штат Иллинойс) склада готовой продукции как такового нет. Внешняя отделка на любой вкус – помимо четырёх стандартных видов натурального шпона за доплату возможны варианты Premium и Exotic в редком разнообразии цветов и материалов.
Левая и правая колонки точно подбираются попарно на фабрике в процессе выходного контроля. Данные измерений заносятся в базу, чтобы в случае замены новый динамик по своим характеристикам максимально бы соответствовал старому.
Первая инкарнация модели Signature увидела свет в 1992 году, а нынешняя, Signature SE, как результат серьёзных усовершенствований, в 2013-м. Изначальной целью проектирования Signature было создание систем, которые бы не слишком уступали легендарным «Фокусам» в качестве звучания, и могли бы полностью раскрыть свой потенциал в помещениях более скромного размера.
Благодаря перечисленным мерам Signature SE могут устанавливаться достаточно близко к стенам комнаты без нежелательных последствий.
Соответственно, калибр сдвоенного басового звена был уменьшен с 12 до 10 дюймов, и работают драйверы здесь не в фазоинверторном оформлении, а в закрытом корпусе. Более того, в НЧ-фильтре имеется звено, задающее плавный спад частотной характеристики ниже 30 Гц, хотя пара 10-дюймовых драйверов с алюминиевыми диффузорами и мощными магнитами способны эффективно воспроизводить бас вплоть до 22 Гц. Режекторный фильтр примерно на 2 дБ ослабляет отдачу в диапазоне 60 – 85 Гц для устранения гулкости. Благодаря перечисленным мерам Signature SE могут устанавливаться достаточно близко к стенам комнаты без нежелательных последствий.
Выше 180 Гц начинает работать среднечастотник с литой алюминиевой корзиной, усиленной магнитной системой и фазовыравнивающей «пулей» в центре. Семидюймовый диффузор соткан из прессованного графитового волокна с добавлением серебра и титана, и его малая инерционность позволила согласовать среднюю и ВЧ-полосу по скорости отклика. Этот динамик установлен в отдельной закрытой камере и полностью изолирован от общего объёма корпуса.
Верхний диапазон разделён на две полосы и воспроизводится сборкой Dual Air Motion, которая была разработана для гораздо белее дорогой модели Legacy Aeris. Крупный 4-дюймовый твитер AMT способен линейно работать до 28 кГц, но ради снижения искажений его диапазон ограничен на отметке 8000 Гц, а выше, вплоть до 30 кГц, работает дюймовый супертвитер AMT. Напомню, что в отличие от ленточных излучателей, звуковой фронт в Air Motion Transformer формируется за счёт сжатия гармошки из тончайшей плёнки, что даёт колоссальное быстродействие, т.е. способность натурально воспроизводить атаку резких звуков. Кроме того, такие твитеры не боятся перегрева, сохраняя работоспособность даже при 400 градусах по Цельсию.
В кроссоверах ВЧ-звена все соединения сделаны серебряным проводом от Kimber Kable, в остальных полосах используется бескислородная медь.
Кроме того, такие твитеры не боятся перегрева, сохраняя работоспособность даже при 400 градусах по Цельсию.
Две пары входных клемм позволяют использовать Signature SE в схемах bi-wiring или bi-amping. Кроме того, предусмотрена и частотная коррекция по НЧ и ВЧ в пределах 0/+2 дБ.
Корпуса Signature SE построены из МДФ толщиной 25 мм и усилены внутренними распорками. Передняя панель слегка наклонена назад, за счёт чего снижается интенсивность стоячих волн и достигается лучшее временное согласование всех четырёх полос. Внутренняя звукоизоляция выполнена полиэфирным волокном. Входящие в комплект шипы можно вкрутить в четыре резиновые ножки.
Чувственно, но без капризов
Свою задачу при прослушивании мы сформулировали так: испытать Signature SE с усилителями разных типов, для чего были выбраны два варианта – моноблоки Electrocompaniet Nemo 600 с предом EC 4.8 Mk II и интегральник Coda CSiB. Напомню, что в норвежских оконечниках нет общей обратной связи (для снижения интермодуляционных искажений), а в американском усилителе она достаточно глубока, и за счёт неё достигаются высокие технические характеристики.
Мы уже настолько привыкли к фазоинверторным артефактам и комнатным резонансам, что чистый и быстрый бас кажется легковесным.
Итак, сначала слушаем с Nemo 600. Поскольку при проектировании Signature SE столько усилий было приложено для обуздания баса, с него и начнём. В форумных дискуссиях иногда жалуются, что у этих колонок нижняя полоса как бы подсушена и не столь эффектна, как у «Фокусов». Мы уже настолько привыкли к фазоинверторным артефактам и комнатным резонансам, что чистый и быстрый бас кажется легковесным. Закрытое оформление имеет явные преимущества в скорости и собранности, но чтобы получить нижнюю границу хотя бы 30 Гц, нужен очень приличный объём корпуса. У Signature SE с объёмом всё в порядке, и нижняя граница при неравномерности 2 дБ заявлена на 22 Гц, причём бас на самом деле очень глубок на слух. Специально ставил самые убойные по энергетике жанры, и любой трек, будь то рэп, heavy metal или драм-н-бейс – глубина и наполнение нижней полосы просто феноменальная. На большой громкости невольно ждёшь гулкости, «резиновых» затяжек, но ничего подобного нет – каждая нота, каждый резкий звук воспринимаются абсолютно натуральными.
Редко услышишь, чтобы так звучала тестовая запись китайских барабанов – и атака, и энергетика, и субгармоники с вибрациями, буквально как при живом исполнении. После громких ударов – каскад вибраций, плавно спадающих до порога слышимости. Подлинность происходящего подчёркивается реальной атмосферой, в которой проводилась запись — сборка Dual Air Motion буквально наполняет комнату воздухом.
И что не раз отмечал применительно к акустике Legacy – минимальное, практически нулевое взаимодействие с комнатой.
«Пляски Скоморохов» Римского-Корсакова тоже порадовали: известный трек с 24-битового сборника Reference Recording произвёл впечатление ударной мощью на пиковых tutti – прибавив громкости, можно было получить почти реальную концертную динамику. И никаких искажений! И что особенно ценно, в этом громоподобном саунде нет ни напряжения, ни раздражающей резкости, поэтому даже тяжёлую музыку с плотным спектром можно слушать долго и с удовольствием. Это, кстати, типично для скандинавской звуковой школы – при своей колоссальной ударной мощи 600-ваттные моноблоки умудряются звучать мягко и интеллигентно. Басовый фундамент оркестра, который ощущался буквально телом, приятно контрастировал с высочайшей детальностью в среднем диапазоне. Вокальный диапазон – вне критики.
И что не раз отмечал применительно к акустике Legacy – минимальное, практически нулевое взаимодействие с комнатой. Полное впечатление, что слушаешь музыку в открытом пространстве.
Второй этап прослушивания – с интегральником Coda SCiB., С ним колонки сохранили основные черты своего характера, но кое-что и изменилось. Я бы сказал, что звучание стало более аудиофильским: чётче оформился бас, отдельные ноты в этом диапазоне стали буквально осязаемыми – похоже, улучшилось демпфирование. При этом в саунде стало чуть меньше свободы, зато он стал безукоризненно точным в передаче тонких музыкальных штрихов. На слух эта связка выдаёт больше информации, но чрезмерной она не кажется, поскольку нюансы искусственно не выпячиваются. Обобщая впечатления, проще сказать так: Nemo имеют слегка аналоговый характер воспроизведения, а Coda показывает, как в идеале должны звучать хай-резы. Оба варианта одинаково хороши, но во втором случае я бы рекомендовал выбрать кабели поспокойнее, чтобы немного смягчить супер разрешение в верхнем диапазоне. Хотя, конечно, это зависит от источника и личных вкусов, о которых, как известно, не спорят.
Обобщая впечатления, проще сказать так: Nemo имеют слегка аналоговый характер воспроизведения, а Coda показывает, как в идеале должны звучать хай-резы.
А вообще Legacy Signature SE проявили себя как колонки не капризные по отношению к усилению, но чрезвычайно к нему внимательные. Мельчайшие особенности источника и усилителя они преподнесут как на тарелочке, поскольку сами абсолютно линейны и если этот термин применим к АС – на редкость прозрачны. Они гарантируют динамику, открытость и полное богатство тембров, а остальное, подбирая компоненты, можно добавить по собственному вкусу.
СИСТЕМА
- Роутер Mikrotik 1 Гб
- Сервер Roon Nucleus с линейным блоком питания
- NAS Synology
- Сетевой проигрыватель Electrocompaniet ECM-1 Mk II
- Предварительный усилитель Electrocompaniet EC 4.8 Mk II
- Усилители мощности моно Electrocompaniet Nemo 600
- Кабели:
- — межблочные Esprit Aura, Esprit G8
- — акустические Esprit Eterna
- — сетевые ZenSati Zorro
Акустические системы Signature SE
Производитель: Legacy Audio (США)
Конфигурация: 5 излучателей, 4 полосы || Акустическое оформление: закрытый корпус || Диапазон воспроизводимых частот: 22 – 30 000 Гц (+/-2 дБ) || Чувствительность: 92 дБ || Частоты разделения полос: 180, 2800, 8000 Гц || Номинальное сопротивление: 4 Ома || Рекомендуемая мощность усилителя: от 20 Вт || Стандартная отделка: 4 вида натурального шпона || Габариты (с опорами): 305 х 350 х 1219 мм || Масса: 48 кг (каждой) || Цена за пару в стандартной отделке: 940 000 руб.
Комментарии [1]
АБ
Выскажу предположение, что сборка из двух АМТ твитеров выбрана скорее из соображений лучшей направленности на верхнем крае диапазона,нежели снижения искажений четырехдюймового вч излучателя.