Предлагаю для повторения удачную схему лампового корректор для ММ головок с достаточным усилением, достойным звучанием, несложный и на доступных лампах. Его особенность — наличие отдельного входа для подключения дополнительного источника сигнала с выходным уровнем от 0,5 до 2 В. Переключателя источников нет, их сигналы заводятся в выходной каскад корректора разными путями, не мешая друг другу. Решение проверено ранее, оно удобно и надёжно работает.
Коротко о схеме корректора. Он двухкаскадный: звуковой малосигнальный пентод 6Ж32П на входе и триод со средним усилением 6Н23П на выходе. Коррекция стандартная, RIAA, ближе к RIAA-78 со спадом ниже 30 Гц для снижения уровня помех от коробленых пластинок.
Сама коррекция имеет особенность, отличную от обычно применяемой. Цепь, сидящая на общем проводе, подключена к аноду входной лампы не напрямую, а через балластный резистор 51 кОм, который в сумме с резистором анодной нагрузки, шунтирующим внутренним сопротивлением самого пентода и сеточного резистора выходного каскада дает нужную величину в 110 кОм. Измерения показали верные выбранные значения этих корректирующих цепей. А звучание оказалось заметно интереснее именно в таком варианте обвески пентода. Типовое включение коррекция напрямую в анод придавало звуку излишнюю сонливость и мягкость, потерю живости и прозрачности. Сейчас с этим полный порядок.
Анодное напряжение 250 В, питающий трансформатор ТАН-10, скоммутированный для получения на вторичной обмотке переменного напряжения 220 В без нагрузки. Под нагрузкой выпрямленное напряжение получилось 280 В, избыток погашен стабилизатором на полевом транзисторе, который одновременно обеспечивает плавную подачу анодного напряжения для продления жизни ламп. Хотя, в данной схеме плавная подача питания не обязательна, хлопков при включении не будет. Достаточно лишь позаботиться о невысоких пульсациях выпрямленного анодного напряжения различными способами, которые у каждого свои. Мне проще было сделать фильтр или стабилизатор на полевом транзисторе.
Накальные цепи ламп могут питаться от регулируемых стабилизаторов LM317, LT1083 или нашей микросхеме КР 1195ЕН1. У них разная обвеска, наша задача получить на выходе примерно 12 вольт для последовательного включения накалов ламп и снижения тока через них. Такое соединение накалов в сочетании с регулируемым стабилизатором серии 317 позволило уменьшить тепловыделение, не перегрузив накальной обмотки, а в качестве бонуса-прикрутить стабилизатор накала на заземленный радиатор без изолирующей прокладки. При желании можно применить 6-вольтовый вариант накала, если трансформатор обеспечивает запас по току.
Отдельно нужно сказать о примененных лампах. особенно это касается 6Ж32П. Она страдает выраженным микрофонным эффектом, шумами в виде шорохов и фликкера, иногда сильным фоном. Поэтому нужен отбор из достаточного количества ламп. Отобранные 6Ж32п ничем не уступают фирменным EF86. Разумеется, EF 86 или EF806S можно ставить без перепайки обвески.
Что касаемо ламп 6Н23П, то их тоже желательно отобрать по звону, фону и шумам, либо найти экземпляры с военной приемкой. Разумеется, лучшим вариантом будет поставить 6Н23П-ЕВ, но у них и цены другие. Применить импорт типа ЕСС88 дело вкуса, по мне. они имеют нехороший призвук, особенно от JJ.
АЧХ корректора соответствует стандарту RIAA-78 с небольшим спадом на НЧ
P.S. Недавно приятель попросил для своего лампового корректора схемку стабилизатора. Моя на полевике его не устроила, опыта работы с транзисторами у него нет. Предложил ему свой же ламповый стабилизатор, который трудится в устройствах у друзей-меломанов. Собрано на коленке. работает сразу и безупречно.
Чем хороша ламповая схема — ничего не боится. Пришлось немного повозиться с монтажом, зато сделал и забыл.
Успешного конструирования и не забывайте о правилах безопасности при работе с высоким напряжением!
P.S. Получил ценные замечания по схеме корректора от наставника и идейного вдохновителя Никиты Трошкина. Он указал на малое входное сопротивление входа для CD а также на наличие там постоянного потенциала 2.5 Вольта.
С учетом некоторого запаса по входному сигналу от CD вполне можно увеличить резистор R13 до 10 кОм. Что касается некоторого потенциала на входе, то проблема снимается включением на выходе емкости примерно 4, 7 мкф 16 вольт в нужной полярности.(плюсом к катодному резистору) Если на входе CD проигрывателя есть неполярный конденсатор, то можно обойтись без дополнительной емкости.
Комментарии [40]
Артём
Хочу слушать музыку в наушниках напрямую с фонокорректора-где поставить регулятор громкости?
АБ
Я тоже хочу. Но не могу. Не рассчитана эта штука на такую неправильную нагрузку . Наушников на 20 килоом еще не изобрели.
Артём
Разреши тогда схему лампового усилителя для наушников с импедансом около 60 Ом.. и Сессна, чтобы по качеству звучания согласовывался с этим корректором
АБ
У вас, молодых, все так прям просто, на щелбан- и готово .
Напомните, я случайно не обещал. что ламповый корректор еще и кофе в постель подаст?
Тема «Усилитель для наушников » на удивление разнообразна, в ней уживаются копеечные китайские микросхемы и ламповые монстры-сундуки на лампах типа 6С33С . Но к великому сожалению, куриные ламповые корректоры никак не рассчитаны тянуть 30-омные наушники. Хотя….Как говорится в одной мудрой поговорке- во-первых, это невозможно, а во-вторых, очень сложно! Так что…..Пишите, режим!
Артём
Ну не по щелбану, а по щелчку пальцев. Ну эт ладно..
С тем, что к ф/к нельзя подключить гол/тел это мы давно разобрались и тема вроде была закрыта. Я так понял вы неплохо разбираетесь в схемотехнике и в ламповой в частности, а посему спросил схемку усилителя для ушей, который сочетался бы с этим корректором-вроде ничего, что могло бы вызвать такую бурю эмоций.
Ладно.. эксперт всё-таки даст хороший ответ без издёвок и нервных потуг?
АБ
Можете не верить, но мне хватает слушать в наушниках с телефонного выхода наколенного кантупера , слушаю выложенные на облаке свои же виниловые оцифровки.
Что касаемо отдельно созданного усилителя для телефонов, то самое незабываемое впечатление осталось от моего лампового преда-телефонника-мощника на одной лампе. перебить его волшебный звук не удалось никаким устройствам.
Он позже нашел себе счастливого владельца, тот ,можно сказать, выпросил и выморозил у меня это чудо. И оказалось, что сделать новое и повторить то звучание уже не получится. Так звезды сошлись.
АБ
Я вроде бы намекнул на ответ. Напряжение накала ламп 12 вольт берем как питание выходного каскадика для телефонов.
Вариантов несколько, все рабочие. Другое дело, кто будет это макетить, отстраивать и отслушивать? Вам наверное нужно готовое , чтобы быстро, просто и недорого.
А мне скажем, в мои 70, другие ценности есть, важнее. Подремать после обеда и чтобы пенсию не задерживали)))
И тишина мне нравится уже больше музыки. )))
АБ
Как сейчас принято говорить- спонсируйте проект, представьте техзадание, обсудим ваши предложения . Хе-хе.
Наверняка, вы не ждете от вашей кофемолки, чтобы она вам мешала бетон? Примерно такие же требования были к данной схеме корректора. Сделать маленькое чудо за пять копеек. И как бы получилось.
Но обязательно нужно канарейку за копейку- и чтобы пела басом.
Алексей
Да вы че гоните денег ни у кого нет тогда давайте закроем этот сайт зачем вообще Ефремов тут распинаться?
АБ
Вам видимо все обязаны чем-то , с вашими хотелками. Есть схема, рабочая. Не устраивает- ищем другую. Сложная задача?
Как говорилось в клубе 12 Стульев Литературной газеты, -если у человека нет чувства юмора, то , по меньшей мере, у него должно быть чувство, что у него нет чувства юмора.
Успехов!
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Алексей, вот для себя этот сайт и закройте. Хотя нет, останьтесь — немножко смеха нашим читателям не повредит.
АБ
Есть поговорка, в любом самом надежном деле -нужен скептик. Это вносит здоровый баланс. )))
Алексей
Зачем тут вообще нужна тема самоделок когда тестируют колонки за 30 миллионов рублей это вы ребята ошиблись адресом
Артём
Здравствуйте. 1.Схема ф/к, как понимаю, представлена для одного канала? 2.Я новичок-как будет выглядеть схема без дополнительного входа с CD?
АБ
1. Для одного канала. Второй подсоединяется параллельно первому по накалу и анодному питанию.
2. Убрать вход CD — шунтируем катодный резистор лампы первого этажа емкостью желательно для звукового применения, минимум 220 мкф — до 1000мкф 6, 3- 10 вольт
АБ
Реализовать выход на наушники можно, если взять питание от накала , 12 вольт и туда приделать повторитель на полевике или биполяре, сигнала будет достаточно. Другой вопрос- кто этим займется .
Как говорил персонаж фильма Смертельное оружие, — я слишком стар для этого д***ма!
Михаил
Вопрос по диоду Д1 в транзисторном стабилизаторе питания — Д220А имеет максимальное обратное напряжение 70 вольт, а там 250, может ошибка в названии?
АБ
Не ошибка. Была статья в Радио, в 70-е годы, про работу этих диодов в режиме лавинного пробоя, по типу стабилитрона. И эти диодики очень удачно подошли в мою схему, но пришлось из кучки измерить их по напряжению пробоя, потом взять нужный диод.
Удобство в том, что диод работает на малых токах, резисторы обвески Мегаомы, ничего не греется и не кипит. А другая причина- привычными стабилитронами типа КС 600А не набрать нужных 250 вольт. Вот и вспомнил про диоды.
Другое дело- разброс там конский, ровно на 250 вольт пара нашлась, остальные плюс- минус трамвайная остановка.
Борис
Подскажите пожалуйста номинал подстроечного резистора в схеме лампового стабилизатора.
АБ
Пойдем простым логическим путем. перепад с 300в до 240 обеспечивает резистор в 100ком. Значит, ток через делитель 0,6миллиампера. Внизу у нас 90 вольт, значит, резистор там 150 килоом. 240 В минус 90 в, = 150 вольт падает на регуляторе, ток 0,6ма, значит переменник 250 килоом . Можно обойтись парой резисторов, один внизу постоянный, килоом на 100-150, второй сверху к нему навстречу, подобрать по результату.
АБ
Можно проще, на сетке пентода при +300в на выходе стабилизатора у нас примерно 150 вольт +- пара вольт. Значит, делитель на выходе тоже примерно 2 к 1 , скажем, с током 1 мА. То есть 300 ком на весь делитель. берем два резистора по краям по 100ком и один переменник в центре, тоже на 100ком. и все срастется.
Galier
Скажите какое выходное напряжение на выходе получается 0.5 или 1 в.
На входе мм головки 5мв на выходе 0.5 в или 1в?
АБ
Измерить усиление не успел, владелец забрал и уехал, довольный звучанием. Приблизительно можно оценить усиление в 200 раз. То есть, в районе вольта будет выходной сигнал. На слух усиления хватало с запасом.
Galier
Тогда супер. Буду собирать.
У меня однотактный ламповик входное лучше около 0.7 … 1 в.
АБ
С выходным сигналом там нормально, у владельца лампач на 2а3, чувствительность по входу примерно 0,5 вольта.
Galier
У меня 6н9с и на выходе 6п3с.
0.5 маловато от 0.8 уже ном.
АБ
Добыть усиления до полутора раз можно, если впаять параллельно катодному резистору нижнего этажа лампы 6Н23П емкость в районе 470-1000мкф 6,3-10 вольт. Разумеется, отказавшись от входа для внешнего источника .
Андрей
Уважаемый Александр. Прошу совета.
Ef86 на входе, сетка стабилизирована str85/10 (84в), на катоде 1.8в, на аноде 145в.
Выходная лампа Ef86 включенная псевдотриодом.
Анодная нагрузка 110к + 10К.Цепи частотной коррекции как у пузанова в статье _http://radiolamp.ucoz.ru/publ/lampovyj_vinil_korrektor_v_v_puzanova/1-1-0-44.
Возможно без изменений номиналов использовать коррекцию из этой схемы?
А.Б.
Мы уже все решили в почте, схему увидел, советы дал.
Если перепахивать по моей схеме, лучше все же повторить её точнее, во избежание сюрпризов. Да и сетка экранная у меня запитана через частотнозависимую цепь, она формирует участок 20-30 герц. Стабилизатор убирает спад ниже 30 .
А.Б.
Для Юрия, по Монакору SPH130. 38- 0,32- 22. Три карты)))) Ящик 10 литров, ФИ, 67 герц Fc , инвертор стянет её вниз на треть октавы, получим примерно 56 герц по низу. Неплохо, очень. А можно соорудить инвертор по Бесселю, в объёме 11 литров получим срез …..-да те же самые 56 герц)))))
Юрий
Александр, вы здесь ответили, но вас нашел 🙂 на SPH-170 чутка ниже выйдет, а хочется баса в электронной музыке :). Спасибо вам. На таких столпах держится ру-хоббийная электроника
А.Б.
Рад помочь. Спрашивайте.
А.Б.
Получил ценные замечания по схеме корректора от наставника и идейного вдохновителя Никиты Трошкина. Он указал на малое входное сопротивление входа для CD а также на наличие там постоянного потенциала 2.5 Вольта.
С учетом некоторого запаса по входному сигналу от CD вполне можно увеличить резистор R13 до 10 кОм. Что касаемо некоторого потенциала на входе, то проблема снимается включением на входе емкости примерно 4, 7 мкф 16 вольт в нужной полярности.(плюсом ко входу) Если на выходе CD проигрывателя есть неполярный конденсатор, то можно обойтись без добавочной емкости.
Сергей
Будьте любезны, прокомментируйте, пожалуйста, какие сопротивления и постоянные конденсаторы применяли?
А.Б.
Все резисторы в схеме корректора обычные МЛТ 0,5 Вт. В коррекции полистирольные 20нф к77-1, точные. Конденсатор 6800пф слюдяной , подобранный по емкости. Емкость 0,47мкф в экранной сетке — MKS Vima. Емкость на выходе корректора 3.3 мкф 400 вольт — какой-то импортный полипропилен для акустических фильтров, имя забыл. Кажется, Аудиосильвер.
В питании на выпрямителе импортная банка на 220мкф 400в, в затворе полевика полипропиленовый Аудиофиллер на 3.3 мкф 400в. По шинеа нодного питания +250в обычные импортные емкости на 100мкф и 47мкф 400в, среднего качества.
В общем, никаких особых требований к деталям.
Сергей
Александр, здравствуйте. Извините за снобизм, в инете достаточное количество информации на тему этого корректора. Благодарю вас.
А.Б.
Сергей, данная схема сочинялась как необходимость сделать что-то очень простое, очень недорогое , при этом звучное и правильное .
Думаю, получилось.
Александр.
А.Б.
Сердечная благодарность Сергею Юрьевичу Торопову за помощь в оформлении схем и приведении моих каракулей в нормальный вид.
Что касаемо сочетания малосигнального пентода EF86 или 6Ж32П на входе и триода со средним усилением 6н23п в варианте СРПП на выходе, то идея позаимствована у Дмитрия Горнова (U.L.F. DIY -Sound). Разумеется, без слепого копирования, а в развитии и с «загогулиной, панимаешь!» (Ельцин Б.Н.) Надеюсь, Дмитрий на меня не обидится.
А.Б.
юрий
спасибо автору за схему. запустилась сразу и показала отличные результаты по звуку и по стабильности в работе
АБ
И вам спасибо за добрые слова.