Любопытная перед нами пара: пред полностью на полевых транзисторах, а новый усилитель мощности, по заявлению производителя, работает в классе A. В последнее время американская Coda Technologies, Inc. выпускает очень удачные модели с настоящим аудиофильским характером, так что сочетание многообещающее.
Послушаем хай-резы с хорошей акустикой и сделаем выводы.
НЕ ВЫХОДЯ ИЗ КЛАССА
За долгие годы прочно устоялось мнение, что американские усилители — это нечто громоздкое, неподъёмное и явно рассчитанное на столь же солидную акустику в просторных помещениях. Разработки Coda Technologies в этом отношении к российскому менталитету гораздо ближе, хотя и среди них имеются модели для качественного озвучивания залов — например, испытанные нами три года назад киловаттные моноблоки 60.0.
На пересмотр прежней топологии и состава комплектующих натолкнуло появление новых полевых транзисторов с заметно улучшенными свойствами
Недавно вышедший флагманский стерео оконечник Coda 16.0 подтвердил, что в приоритетах компании качество звучания по-прежнему на первом месте. Тем не менее, новый усилитель вряд ли можно отнести к компактному классу — он весит 50 кг и выдаёт 2 х 150 Вт на восьми Омах и 2 х 300 Вт на четырёх. Но главная особенность его в том, что до 100 Вт оконечные каскады работают в «чистом» классе А.
Отличники одной школы
Схемотехнически модель 16.0 относится к четвёртому поколению, идеологию которого разработали ведущие специалисты Coda Technologies — президент и исполнительный директор Даг Дейл (Doug Dale) и главный инженер Эрик Лочли (Eric Lauchli). На пересмотр прежней топологии и состава комплектующих натолкнуло появление новых полевых транзисторов с заметно улучшенными свойствами, в частности, меньшим уровнем шумов и более линейной характеристикой. Такой показатель, как отношение сигнал/шум в усилителях мощности считается далеко не первым по значимости, но в ходе экспертных прослушиваний выяснилось, что даже незначительные помехи в тракте негативно влияют на фокусировку мелких пространственных нюансов в звуковой сцене.
Напомню, что в усилителях Coda входные каскады построены на слаботочных полевиках (JFET), драйверы — на вертикальных MOSFETах с «ламповыми» характеристиками, а в оконечных каскадах используются комплементарные пары мощных биполярных транзисторов, включенных параллельно. Последним обеспечивается способность отдавать в нагрузку повышенный ток, в частности, у Coda 16.0 он может достигать 100 ампер.
Кроме того, в новом усилителе по сравнению с предыдущей моделью 15.5 на 40% увеличена емкость источника питания, и теперь она достигла 280 000 мкФ.
Своё новое детище разработчики охарактеризовали так: «Это лучший стереоусилитель на одном шасси, который мы когда-либо производили. 16.0 — самая яркая модель в истории Coda».
Внутри всё в лучших традициях Coda Technologies: двухсторонние позолоченные печатные платы и качественный тороидальный трансформатор мощностью 3,0 кВА.
Усилитель собран на алюминиевом шасси с анодированием «под графит» и элементами отделки из нержавеющей стали. На лицевой панели толщиной 12 мм выгравирован логотип CODA с подсветкой в центре. Под ним ниша, в которой три светодиода и две кнопки: одной выбираются входы RCA/XLR, а второй — ток покоя выходных каскадов (глубина класса А). В каждом канале четыре винтовых клеммы, так что при желании акустику можно подключать по bi-wiring.
Coda 16.0 выпускается в двух вариантах — со стрелочными индикаторами на лицевой панели (21900 USD) и без них, как на наших фото 19900 USD).
«Это лучший стереоусилитель на одном шасси, который мы когда-либо производили. 16.0 — самая яркая модель в истории Coda».
Предусилитель Coda FET 07x — наш старый знакомый. Это тоже топовая модель, полностью собранная на полевых транзисторах, работающих в классе А без общей обратной связи. Параметры несмотря на это внушительные: полоса пропускания 10 Гц — 200 кГц и искажения порядка 0,005%. В американской аудиопрессе упоминали, что модели, выпущенных за последние два года, построены на тех же полевиках нового поколения, что используются в оконечниках 16.0.
Входная коммутация рассчитана на подключение до пяти линейных источников, в т.ч. двух балансных. Выбор входа подтверждается синим светодиодом на лицевой панели. Регулятор громкости построен на магазине точных резисторов и позволяет оптимизировать баланс между каналами. Уровень громкости отображается небольшом синем дисплее в условных единицах от 0 до 99.
Главных выходов три, включая два балансных на XLR. В комплекте идёт универсальный программируемый пульт MX-450.
Все усилители Coda собираются вручную в США и проходят жёсткую выходную проверку.
Умение держать паузу
Контрольная система хороша тем, что все её составляющие, кроме собственно усилителя мощности, нам прекрасно знакомы по предыдущим тестам. Источник — сетевой проигрыватель Playback Designs MPS-8, подключенный по Ethernet к серверу Roon Nucleus. Напольная акустика Magico А3 для наших испытаний подходит как нельзя лучше — она не слишком чувствительная (88 дБ), а полосы делятся фильтрами высокого порядка. Коммутация системы — абсолютно нейтральными кабелями ZenSati Zorro.
Фанк целиком строится на ритме, и в нашем случае пара Coda 16.0 — Magico А3 работают как единое целое, без труда выдавая самые сложные серии и даунбиты.
Для пристрелки запускаю треки виртуоза Антонио Форчионе, записанные на аудиофильском лейбле Naim Records. Сначала на небольшой громкости, чтобы оценить преимущества класса «А». Саунд абсолютно прозрачен, каждый звук словно выточен тончайшим резцом. Струнные аккорды подробные, естественные вибрации лишь слегка оттеняют основной тон. Введённая при записи реверберация передаётся деликатно, она лишь подчёркивает объём пространства, выстроенного режиссёром. В гитарных струнах чувствуются вибрации металла, причём очень натуральные — без лишней контрастности, но и не смазанный. Звук в целом мягкий, прозрачный и вместе с тем с тонко прорисованными штрихами. Т.н. «проблемы первого ватта», присущей большинству АВ-оконечников, не ощущается.
Прибавляю громкость, врубаю Earth, Wind & Fire — музыка энергичная, щедрая на динамические контрасты, да и с энергетикой всё в порядке. Произвёл впечатление бас — плотный, словно собранный в кулак, с подчёркнуто обострённой атакой при записи. Акустика беспрекословно подчиняется усилителю, буквально накрывая обилием звуков в низкочастотной полосе. Фанк целиком строится на ритме, и в нашем случае пара Coda 16.0 — Magico А3 работают как единое целое, без труда выдавая самые сложные серии и даунбиты. А уж если у музыки есть основа, всё остальное приложится. В нашей системе с этим полный порядок, на рабочих барабанах даже передаётся характерный «чпок», свидетельствующий о высокой скорости отклика диффузоров. А она возможна лишь при чётком контроле со стороны усилителя.
И наш испытуемый не исключение — в его звучании есть и серебро, и «атмосферность», и лёгкая непринуждённость в подаче самых звонких составляющих.
Верхний диапазон у всех отслушанных мною усилителей Coda не типично транзисторный — возможно, сказывается обилие в тракте «полевиков» при относительно неглубокой обратной связи. И наш испытуемый не исключение — в его звучании присутствует и серебро, и «атмосферность», и лёгкая непринуждённость в подаче самых звонких составляющих. Поэтому тарелочки — как живые. На грамотных концертных записях чувствуется воздух, дыхание зала на тихих фрагментах.
Кстати, мы слушали не только хай-резы с локального сервера, но и тестовые CD. И симфоническая музыка, записанная в концертном зале, казалась на редкость выразительной благодаря необычной «глубине» пауз между отдельными нотами.
Общей динамики усилителя вполне достаточно, чтобы дать реального жару на Dream Theater или Led Zeppelin, — прозрачно, без жёсткости и со всем богатством тембров.
В целом же оконечник Coda 16.0 прекрасно сбалансирован и по качественным показателям, и по массогабаритным. При вполне убедительной мощности без выхода из класса «А» (в чём мы убедились, подключив не самые чувствительные колонки) он помещается в стандартную стойку и выглядит вполне подходяще для дорогого жилого интерьера.
С точки зрения звучания аппарат универсален — впечатляюще отыгрывает все жанры и не подведёт в системе домашнего кино. Хотя последний вариант мне кажется уж слишком избыточным по качеству.
СИСТЕМА
- Роутер Mikrotik 1 Гб
- Сервер Roon Nucleus с линейным блоком питания
- NAS Synology
- Сетевой проигрыватель Playback Designs MPS-8
- Предварительный усилитель Coda FET 07x
- Усилитель мощности Coda 16.0
- Акустические системы Magico А3
- Кабели: ZenSati Zorro
Coda FET 07x
Производитель: Coda Technologies, Inc. (США)
www.coda.cc
Тип усилителя: предварительный || Входы: 4 пары RCA, 2 пары XLR || Выходы: две пары RCA Preout, две пары XLR || Гармонические искажения и шумы RCA/XLR: менее 0,005% || Отношение сигнал/шум (взвешенное А): менее -110 дБ || Усиление RCA/XLR: 12/46 дБ || Максимальное выходное напряжение: 10 В || Выходное сопротивление: 50/100 Ом || Диапазон воспроизводимых частот (при неравномерности -3 дБ): 5 — 200 000 Гц || Габариты: 440 х 126 х 400 || Масса: 16 кг || Цена: 8 900 USD
Coda 16.0
Тип усилителя: оконечный, стерео, класс A/AB || Входы: RCA, XLR || Выходы: по 4 универсальных винтовых WBT на канал || Гармонические искажения (10 Гц — 20 кГц, номинальная мощность): менее 0,02% || Отношение сигнал/шум (взвешенное А): более 126 дБ || Усиление: 32 дБ || Диапазон воспроизводимых частот: 5 — 100 000 Гц || Номинальная выходная мощность каждого канала (на нагрузке 4/8 Ом): 300/150 Вт, 100 Вт в классе А || Максимальная потребляемая мощность: 1500 ВА || Масса: 50 кг || Габариты: 445 х 197 х 483 мм || Цена: 19 900 USD
Комментарии [3]
MAKSIM
Предыдущую модель ( 15,5 ) слушал в алкоме на протяжении нескольких часов с фокусами от легаси. Там всё понятно, 4 ом 95,4 чуйки. а хватит ли 150 ватт мощи для 801 D4 ? ну что б реально жару дать, на рокешнеке ?
антон
а подключали через балансные
Николай ЕФРЕМОВ
Именно так