Многие известнейшие рок-звезды испытывали судьбу, попадая на киноэкраны. Как правило, в фильмах с их участием звучала их же музыка — однако это правило не является обязательным: зачастую они просто лицедействовали. И, надо сказать, лучшие актерские работы были у музыкантов именно в тех фильмах, где акцент делался прежде всего на их актерские. Вот лишь несколько из них.
БАСТЕР
Режиссер Дэвид Грин
В главной роли – Фил Коллинз
Великобритания, 1988
Мелкий жулик из лондонского Ист-Энда — вот кто такой Бастер Эдвардс. У него есть беззаветно любящая его жена, прекрасно понимающая масштаб возможных действий мужа, которого она считает просто похотливым негодяем; каково же было ее удивление, когда она узнала, что Бастер — участник знаменитого ограбления поезда!
Роль Бастера — дебют в большом кино Фила Коллинза и первая его главная роль; надо сказать, с ней он справился отлично: его герой, претерпевающий в реальной жизни трансформацию от обычного уличного проныры к грабителю, психологически остается ровно тем, кем был изначально. «Роскошная жизнь» в Акапулько, конечно, симпатична тому, кто еще недавно снимал жилье за три фунта в месяц, но Бастер, при всей своей незаконопослушности, все же хороший человек и нежный семьянин: когда тоскующая про Лондону жена решает уехать восвояси, Бастер, понимая, что немедленно попадет за решетку, отправляется вслед за ней. Этот внутренний конфликт отыгран Коллинзом блестяще — недаром великий кинокритик Роджер Эберт назвал его «Бобом Хоскинсом-лайт». Ну и, надо сказать, по музыкальной части Фил тоже тут отличился: в саундтрек, основанный прежде всего на темах начала 1960-х, вошло аж четыре песни в его исполнении (или с его участием), две из которых возглавили тогдашние чарты, а одна из них, Two Hearts, даже номинировалась на «Оскар» как лучшая песня.
СЧАСТЛИВОГО РОЖДЕСТВА, МИСТЕР ЛОУРЕНС
Режиссер Нагиса Осима
В главных ролях — Дэвид Боуи и Рюити Сакамото
Великобритания – Япония, 1983
Собственно говоря, вынесенного в название фильма подполковника Лоуренса играет натуральный актер, Том Конти. Великий Нагиса Осима, автор «Империи страсти» и «Табу», в этой экранизации автобиографических романов Лоренса ван дер Поста свел Запад и Восток, выбрав для этого контекст японского лагеря для военнопленных времен Второй Мировой войны. Вопреки тезису Киплинга, сходятся в своеобразной дружбе тот самый Лоуренс и сержант Хара, которого играет Такеси Китано — а вот майор Джек Селлерс (Дэвид Боуи) и почти патологически жестокий капитан Ёнои, начальник лагеря (Рюити Сакамото) вступают в напряженное противостояние: японец пытается сломать волю майора, а тот не ломается, противопоставив строго блюдущемуся самурайскому кодексу изобретательность, парадоксальность, безбашенность. Герой Боуи мало-помалу подрывает в герое Сакамото основы всего, чем тот руководствовался всю жизнь — вплоть до того, что публично целует его.
В этой напряженнейшей дуэли двух актеров-музыкантов в какой-то момент забываешь, кто именно перед тобой, настолько тонко и точно оба вживаются в своих героев. Кстати, Сакамото выступил здесь в обоих своих ипостасях — вся музыка в фильме принадлежит ему. Но как актер Боуи, безусловно, переигрывает своего японского визави.
РОКОВЫЕ ВЫСТРЕЛЫ
Режиссер Майк Уиннер
В главной роли — Крис Ри
Великобритания, 1999
К моменту выхода этого фильма роль Криса Ри на мировой поп-сцене была ясна, очевидна и, безусловно, конечна: все хиты он уже отыграл, британским аналогом Брюса Спрингстина не стал, да и не надо. Оставалось почивать на лаврах, играть что ни концерт Road To Hell, Auberge и On The Beach — и зарабатывать на безбедную старость. Однако все вышло немного не так, и началось все как раз с этой трагикомедии.
Герой Ри, неюный и не очень удачливый фотограф узнает, что у него неоперабельный рак и жить ему осталось полтора месяца. Фотографу и так было несладко, а тут перед лицом невеселой перспективы он и вовсе расстроился. Но вовсе не пал духом, а решил исправить ошибки судьбы, наказав всех тех, кто гадил ему в течение жизни — от экс-супруги, бросившей его ради более удачливого типа или разорившего его афериста до повара, испортившего ему свидание и бывшего коллеги, укравшего его идею. И делает это — методично и последовательно убивая обидчиков. В процессе мести он встречает свою истинную любовь и даже выживает — что ж, таковы издержки жанра; однако трансформация мягкости в сталь показана Крисом Ри весьма и весьма убедительно — в сравнении с Беном Кингсли, Джоном Клизом, Бобом Хоскинсом и Дайаной Ригг, актерами первого ряда, он ничуть не проигрывает.
Фильм этот был принят прохладно, что, на мой взгляд, большая ошибка: не так часто выдается шанс понять, что зло должно быть непременно наказано, и не всегда рукой Судьбы — иногда ее функции на себя берет человек. Зря он это делает или нет — вопрос иного свойства.