Совсем недавно мы слушали двухтактный усилитель Titania на тетродах KT88, а сегодня у нас параллельный сингл энд на прямонакальных триодах 300В. Хорошая возможность испытать в одной и той же системе две концепции построения ламповых усилителей. Сравнение будет корректным — оба интегральника выпущены под одним брендом и имеют выходные трансформаторы схожей конструкции.
Интересно, насколько заметной будет разница в звучании?
ПАРАЛЛЕЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ
Поскольку мы решили сравнивать разные подходы в конструировании ламповых усилителей, ненадолго остановимся на чисто технических моментах.
Разницу между пушпульными (ПП) и однотактными (ОТ) усилителями знают все, кто раньше интересовался этой темой. Для тех, кто хочет приобщиться к «тёплому ламповому звуку», небольшой ликбез. В ПП (рис.1) две выходные ламп работают как бы по очереди: одна воспроизводит верхнюю половинку синусоиды, а вторая нижнюю. При разбалансе плеч стыковка половинок нарушается и возникают т.н. переключательные искажения. Чтобы поделить сигнал на две части, используется дополнительный фазоинверсный каскад. Главные преимущества ПП усилителей в возможности получения высокой выходной мощности при работе в классе АВ и малая чувствительность к пульсациям питающего напряжения, что позволяет упростить источник питания.
Итак, Lybra 300b. Аббревиатура в названии означает Parallel Single End, т.е. в выходных каскадах по два прямонакальных триода 300В — для увеличения выходной мощности.
В ОТ каскаде (рис. 2) работает одна лампа, всегда в классе А, фазоинвертор ей не требуется и переключательные искажения отсутствуют. Минус — малая мощность, поскольку КПД такого каскада не превышает 20%. Есть и конструктивная сложность: поскольку постоянный ток течёт через первичную обмотку, в сердечнике трансформатора должен быть зазор, чтобы он не входил в насыщение. А при этом падает индуктивность и, как следствие, теряется бас. Вот почему выходные трансформаторы в ОТ получаются большие, тяжёлые и дорогие.
И вот эту проблему решили специалисты Fezz Audio, разработав конструкцию на тороидальных сердечниках, которые ранее считались непригодными для выходных трансформаторов, особенно в однотактных усилителях. Они сделали в «бублике» зазор, не потеряв индуктивности и не увеличив ни габаритов, ни массы, что можно считать настоящим инженерным прорывом.
Входной сигнал усиливается двойным триодом 12АХ7, а драйверы построены на очень линейных октальных лампах 6SN7.
Итак, Lybra 300b. Аббревиатура в названии означает Parallel Single End, т.е. в выходных каскадах по два прямонакальных триода 300В — для увеличения выходной мощности. Что это за лампа, я уже подробно рассказывал, отмечу лишь, что в силу своей линейности и короткого спектра искажений она без малого 90 лет является настоящим символом бескомпромиссного звука. Входной сигнал усиливается двойным триодом 12АХ7, а драйверы построены на очень линейных октальных лампах 6SN7.
Внутри стального шасси обнаружилось много интересного. Хотя звуковой тракт здесь предельно лаконичен, вспомогательные системы очень продвинуты. Каждый канал питается от собственного выпрямителя с дросселем (тоже на торе) и солидным банком накопительных конденсаторов. Видны реле, блокирующие выход усилителя до полного прогрева ламп. В звуковой части разделительные конденсаторы — плёночные. Накалы (они же и катоды) выходных ламп питаются постоянным током для снижения уровня фона.
Lybra воспроизводит бас от 12 Гц (-3 дБ), и это рекордное значение для однотактника.
Конструкция усилителя абсолютно симметрична, включая и расположение органов управления. Регулятор громкости моторизованный, селектор входов коммутирует три источника. Сзади помимо трёх пар линейных входов RCA имеется прямой вход Нome Тheatre с тумблером. Защитная сетка для ламп и пульт ДУ — в комплекте.
Даже такая незатейливая попса как Дженнифер Лопес, представляется в виде артистично сыгранные романтических историй.
Шасси усилителя покрывается автоэмалью (у Fezz Audio имеется собственная покрасочная камера) нескольких цветов — красного, бродового, чёрного и белого.
Напомню состав испытательной системы: сетевой аудиосервер Aurender N200 с ЦАПом Brooklyn DAC+ в качестве источника и напольные акустические систмы MartinLogan Motion 60XTi чувствительностью 94 дБ. Музыка — хай-резы с локального NAS и немного стрима с Tidal.
300В — уникальная лампа, не зря её так любят продвинутые меломаны. Запускаю для пристрелки несколько треков Metro Boomin (хип-хоп с плотным, сочным саундом) и погружаюсь в насыщенную атмосферу с буквально стреляющим басом и рельефным, легко считываемым на слух текстом. Из незамысловатого молодёжного жанра усилитель сделал настоящую картинку с пространственным раскладом инструментов. Кстати, по формирование звуковой сцены Lybra заметно отличается от недавно испытанного интегральника Titania. Пушпульник на КТ88 даёт широкий передний план с акцентом на общий масштаб, а 300В концентрируют информацию непосредственно перед слушателем, не оголяя при этом флангов. Получается это за счёт того, что середина сцены как бы выдвигается вперёд, и возникает тот самый эффект присутствия, когда музыка играет не в качестве фона, но именно для тебя, здесь и сейчас. Конечно, многое зависит от самой записи, но отмеченная тенденция прослеживалась на подавляющем большинстве треков. Даже такая незатейливая попса как Дженнифер Лопес, представляется в виде артистично сыгранные романтических историй. Другими словами, Lybra преподносит суть музыкальных событий со всеми сюжетными поворотами.
Что удивительно, мощности 2 х 15 Вт хватает, чтобы ощутить этот наэлектризованный саунд, закладывающий уши.
Сказанное выше относится и к тяжёлым жанрам — Anthrax, Metallica и т.д. выбирая эту музыку, вы просто открываете окно в другой мир, который живёт по своим законам. Вы можете их не принимать, но они понятны, и это главное. Что удивительно, мощности 2 х 15 Вт хватает, чтобы ощутить этот наэлектризованный саунд, закладывающий уши. И не теряется разборчивость — прекрасно различимы гитарные риффы, каскады ударов, партии баса. Здесь мы тоже имеем подачу достаточно броскую, но какую-то даже проникновенную — при таком-то громоподобном саунде.
Ярко проявился характер усилителя на симфонической классике. Седьмая симфония Бетховена, Saito Kinen Orchestra, дирижёр Сейдзи Озава. Очень интересный коллектив с традиционно сильной струнной группой, которая на всех выступлениях берёт на себя основную смысловую нагрузку. Она и при воспроизведении на переднем плане, создавая изящное, но внушительное по эмоциональному воздействию звуковое полотно. Тот же размах, что я отмечал выше, но красок и тончайших оттенков здесь гораздо больше. Музыка буквально раскрывается, захватывает, слушать становится интересно.
В сравнении с Titania наш нынешний испытуемый не столь эффектен с точки зрения общей динамики (всё-таки мощность втрое ниже), но у него потрясающая пластика, т.е. музыка независимо от жанра буквально льётся, завораживая высокой точностью в передаче тембров. Именно за это всегда и любили 300В, и должен признать, что Fezz Audio удалось в полной мере сохранить эти уникальные качества.
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой проигрыватель/сервер Aurender N200
- ЦАП Mytek Brooklyn DAC+
- Акустические системы MartinLogan Motion 60XTi
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros RCA
- акустические Hi-Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Lybra 300b
Производитель: Fezz Audio (Польша)
Схемотехника: двухтактная, класс АВ1 || Аналоговые входы: 3 х RCA, HT || Аналоговые выходы: акустические винтовые х 6 (4 и 8 Ом) || Диапазон усиливаемых частот: 12 Гц — 60 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность: 2 х 15 Вт (8 и 4 Ома) || Коэффициент гармоник: <0,25% || Дистанционное управление: да || Потребляемая мощность: 180 ВА || Цветовые варианты: чёрный, белый, красный, бордовый || Габариты (Ш х В х Г): 420 x 175 x 410 мм || Масса: 18 кг || Цена: 652 000 руб.