Тема ламповых усилителей не теряет актуальности, и сегодня у нас на испытаниях сразу несколько изделий от авторитетного американского производителя. Именно с Manley для многих российских аудиофилов в далёких 90-х началось знакомство с High End Audio, а сейчас появилась возможность познакомиться с теми же культовыми моделями в современном исполнении.
ЖИЗНЬ В ВАКУУМЕ
Manley и High End Audio — суть синонимы, причём не только в России, но и во всём мире. Как мне кажется, авторитет компании объясняется тем, что она выпускает технику не только звучащую, но и бескомпромиссную по надёжности с продуманным пользовательским функционалом. И провести черту между категориями Home и Professional в её каталоге не так-то просто — независимо от назначения компоненты имеют единый «студийный» дизайн (молотковая эмаль, металлические сетки, проушины для рэкового крепления) и рассчитаны на суровую ежедневную эксплуатацию.
Здесь мы явно имеем дело с коротким и простым звуковым трактом, а это большой плюс для натуральности звучания.
Фонокорректор Chinook предельно лаконичен с виду, но это аппарат достаточно продвинут, чтобы стать первым усилительным звеном в современной аналоговой системе. В каждом канале всего пара двойных триодов 6922 (могут использоваться также аналоги 6DJ8, 7308 и ECC88), а усиление в зависимости от отдачи картриджа можно задать в 45, 50, 60 и 65 дБ. Здесь мы явно имеем дело с коротким и простым звуковым трактом, а это большой плюс для натуральности звучания. И коррекция предельно точная — отклонения от стандартной характеристики RIAA не превышают ±1 дБ во всём рабочем диапазоне. Оптимальное согласование ММ-головок обеспечивается подбором входной ёмкости из значений 50, 100, 150, 200, 250, 300 и 350 пФ при стандартном входном сопротивлении 47 кОм. Для МС оптимум нагрузки задаётся с большей точностью: коммутируемый набор резисторов 50, 100, 200, 400 и 800 Ом предоставляет 32 значения для подбора входного сопротивления.
Из особенностей Chinook также отмечу 45-секундную задержку выходного сигнала после включения и фирменные RCA разъёмы с позолотой и тефлоновым диэлектриком.
Концепцию короткого тракта продолжает предусилитель Jumbo Shrimp. У него в каждом канале три двойных триода: 12AT7EH (Electro-Harmonix, Россия) на входе, катодный повторитель на 5670 (General Electric, USA) и на выходе 7044 или 5687, тоже от из старых запасов General Electric.
Набор входов предусматривает подключение пяти линейных источников. Разъёмы RCA впаиваются в печатную плату, и туда же — выводы герметичного галетного переключателя. На лицевую панель его ось выводится через длинный шток — идеальное решение для сокращения сигнальных цепей. Регулятор громкости — моторизованный ALPS, соответственно, управление возможно с фирменного радиочастотного пульта ДУ. Предусмотрена и регулировка баланса, но только ручная.
Помимо внушительного набора ламп производят впечатление габариты силового и выходного трансформаторов на традиционном для Manley Ш-железе.
Регулируемый выходной сигнал выдаётся через аудиофильские конденсаторы Multicap PPFMX (фольговый полипропилен) на две стереопары RCA. При выходном сопротивлении 50 Ом пред может работать с любыми оконечниками и не слишком чувствителен к качеству соединительных кабелей.
В каталоге Manley Labs. моноблоки Neo Classic 250W по мощности уступают лишь 500-ваттным 500W. Но и 2 х 250 Вт (КНИ=1,5% на 5 Ом при полной мощности) как в нашем случае, вполне достаточно для большинства помещений. Эта довольно редкая для ламповых усилителей мощность обеспечивается десятью пентодами Tungsol EL34 российского производства, по пять баллонов в плече. Они могут работать как в ультралинейном, так и триодном режиме, который задаётся тумблером на лицевой панели.
Помимо внушительного набора ламп производят впечатление габариты силового и выходного трансформаторов на традиционном для Manley Ш-железе, а также пара сглаживающих конденсаторов по 3800 мкФ на 450 В. При включении обеспечивается плавная подача анодного напряжения. В режиме Ever-Warm каждый моноблок потребляет не более 30 ВА, а при полной мощности — 815 ВА.
Для каждой выходной лампы предусмотрена индивидуальная балансировка: под именным шильдиком на лицевой панели спрятаны подстроечные сопротивления и контактные площадки для контроля тока. Для регулировки потребуется тонкая отвёртка и простейший цифровой вольтметр.
Раскачиваются выходные лампы двойным триодом 12BH7 Electro-Harmonix, а входной сигнал усиливается двумя каскадами на 12АТ7.
Подключать оконечники можно как по обычным, так и балансным входам.
Акустические системы в нашем сетапе — напольные трёхполосные KEF Reference 3 чувствительностью 87,5 дБ/Вт. Источник — хорошо знакомый проигрыватель Transrotor Z3 с головкой Ortofon 2М Black. Вся кабельная обвязка — Kimber Kable Monocle.
Первое, что я отметил в самом начале прослушивания — полное отсутствие фона и шумов колонках при поднятом тонарме. Многие упрекают ламповую технику за посторонние помехи в тракте, но с Manley у нас мёртвая тишина, как в студии.
Вокал и солирующие инструменты оказывались в центре на расстоянии метра-полутора за линией колонок, а второстепенные виртуальные источники — по бокам спереди.
Второй интересный момент — сочетание поистине нереального динамического потенциала усилителей с пространственной точностью точечных излучателей Uni-Q. Как видно на фото, колонки стояли у нас широко, и звуковая сцена получалась во всю ширину комнаты, от стены до стены. Вокал и солирующие инструменты оказывались в центре на расстоянии метра-полутора за линией колонок, а второстепенные виртуальные источники — по бокам спереди. Поэтому любая запись звучала очень эффектно, с пространственным разделением исполнителей и звуковых эффектов. Именно благодаря мощности Neo Classic 250W картина эта оставалась незыблемой, с крепким басовым фундаментом на любой громкости. Да ив звучании в целом чувствовалась основательность, убедительная плотность по всему звуковому фронту.
Вклад предварительного усиления тоже очевиден. Мне и раньше приходилось слушать головку Ortofon 2М Black, и особых музыкальных способностей она не демонстрировала. С фонокорректором Chinook она «подорожала» как минимум вдвое — и микродинамика возросла, и выразительности прибавилось, и верхний диапазон заметно оживился. Пред Jumbo Shrimp всё это усиливает в неизменном виде, его прозрачность (т.е. малый уровень искажений) сохраняется при любом положении регулятора громкости.
Но главное звено, задающий характер звучания всей системе, конечно же, Neo Classic 250W. Моноблоки выдают очень подвижный саунд с мгновенными и естественными переходами от тихих фрагментов к резким пикам, создают ударную волну, ощутимую всем телом. В звучании нет ни монотонности, ни затягивания атаки, ни раздутого баса. Вот эта лёгкость, с которой оконечники перекрывают свой внушительный динамический диапазон, и есть главное их преимущество перед транзисторными конкурентами. И, конечно, ощущение жизни, натуральных вибраций, которое сохраняется даже на едва слышимых уровнях громкости — если в комнате нет посторонних шумов, вы почувствуете и атмосферу концертного зала, и то, как «дышит» запись в паузах.
Вот эта лёгкость, с которой оконечники перекрывают свой внушительный динамический диапазон, и есть главное их преимущество перед транзисторными конкурентами.
Немаловажно и то, что в отличие от большинства другой ламповой техники, компоненты Manley не окрашивают звучание настолько, чтобы это влияло на впечатление от музыки. Характерная сигнатура EL34 чувствуется, но в данном случае она идёт на пользу — оживляет тембры и наполняет звуковую картину оттенками. И это всё, повторюсь, при всей сумасшедшей динамике Neo Classic 250W.
Система оставляет сильное впечатление, и для этого вовсе не нужно быть искушённым аудиофилом — усилители Manley способны увлечь звучанием кого угодно.
МУЗЫКА
- Fleetwood Mac, «Rumors». Warner Bros., 1977
- Oscar Peterson, “Motions and Emotions”. MPS/BASF 1969
- Boney M, «Night Flight To Venus». Atlantic/Hansa Records, 1978
- Led Zeppelin, «Houses of the Holy». Atlantic Records, 1973
- Maurice Ravel, «Bolero». Boston SO, Seiji Osawa. Deutsche Grammophon, 1974
СИСТЕМА
- Проигрыватель винила Transrotor Z3 с головкой Ortofon 2М Black
- Фонокорректор Manley Labs Chinook
- Предварительный усилитель Manley Jumbo Shrimp
- Усилители мощности моно Manley Neo Classic 250W
- Акустические системы KEF Reference 3
- Кабели: Kimber Kable Monocle
Manley Chinook
Производитель: Manley Laboratories, Inc. (США)
mms-store.ru/catalog/manley-jumbo-shrimp
Входы: стереопара RCA || Выходы: стереопара RCA || Частотная характеристика: RIAA ±1 дБ (10 Гц — 100 кГц) || Отношение сигнал/шум ММ/МС: -84/-74 дБ (выход КЗ) || КНИ + шум 100 кОм/600 Ом: 0,01/0,03% || Усиление на 1 кГц ММ/MC: 45/60 дБ || Входное сопротивление MC: 31 значение 26 — 800 Ом || Входная ёмкость ММ: 7 значений 50 — 350 пФ || Динамический диапазон: 91 дБ @ 1 кГц, 1% THD || Максимальное входное напряжение ММ/МС (1 кГц, 1,5 %): 250/40 мВ || Максимальное выходное напряжение: +37 дБм @ 1 кГц, 1,5% THD, нагрузка 100 кОм || Выходное сопротивление: 91 Ом || Питание: 220/240 В || Потребляемая мощность: 42 ВА || Отделка: чёрная, синяя || Габариты (Ш х В х Г): 483 x 89 x 273 мм || Масса: 16 кг || Цена: 442 990 руб.
Manley Jumbo Shrimp
mms-store.ru/catalog/manley-jumbo-shrimp
Входы: 5 х RCA || Выходы: Preamp Main RCA x2, Rec Out RCA || Диапазон усиливаемых частот: 15 Гц — 58 кГц (-1 дБ) || Усиление: 12 дБ || Отношение сигнал/шум: -106 дБА (вход закорочен) || Коэффициент гармоник: 0,02% (1 В на выходе) || Номинальная чувствительность: 210 мВ || Входное сопротивление: 250 кОм || Максимальная амплитуда выходного сигнала: 10,9 В (100 кОм, 1,5 %) || Выходное сопротивление: 50 Ом || Потребляемая мощность: 55 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 483 x 89 x 280 мм || Масса: 6,8 кг || Цена: 705 990 руб.
Manley Neo Classic 250W
mms-store.ru/catalog/manley-neo-classic-250w
Входы: RCA, XLR || Выходы: акустические винтовые х2 || Диапазон усиливаемых частот: 10 Гц — 30 кГц (-1 дБ) || Выходная мощность: 100 Вт (4 Ома, триодный режим), 250 Вт (5 Ом, тетродный режим) || Отношение сигнал/шум: -80 дБ || Коэффициент гармоник: 0,15% || Коэффициент демпфирования: 15 (триод), 17,2 (тетрод ) || Номинальная чувствительность: 1 В || Входное сопротивление RCA/XLR: 270/116 кОм || Ёмкость конденсаторов фильтра: 8000 мкФ || Потребляемая мощность: 815 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 482 x 229 x 330 мм || Масса: 33,1 кг || Цена за пару: 2 399 990 руб.
Редакция благодарит компанию SoundProLab за помощь в проведении теста