Давно подмечено, чем кабели британской марки Tellurium Q отличаются от других – на каждый потраченный рубль они дают, как правило, больше всего слышимых изменений в звучании системы. Сегодня в нашем распоряжении – аж три новинки из довольно высокой линейки, и преображение в звучании наверняка случится. Но как именно?
ЗАКОН САНСАРЫ
Сложно найти бренд, который в свой адрес получал бы от меломанов, аудиофильских сообществ и специализированных Hi-Fi сайтов еще больше добрых отзывов, чем Tellurium Q. За последние пять-семь лет компании удалось поставить на стену трофеев с почти десяток наград уровня «Продукт года» и еще две престижнейших королевских премии (одна Queen Award была присуждена в 2018 году, вторая — в 2021). Для крошечного предприятия из глубокой английской провинции это невероятно солидно.
В наших редакционных тестах Tellurium Q фигурировал пока лишь однажды, хотя поиск по сайту выведет вас на огромное количество материалов, где эти кабели использовались в качестве эталонных. На этот раз нам подготовили не такой обширный набор для тестирования, к пять лет назад, зато в нем – самые интригующие новинки.
Во-первых, это анонсированный всего несколько месяцев назад силовой кабель Black в модифицированной версии II (1,5 м, 104742 руб.) с улучшенным изолятором и другими конструктивными отличиями, о которых разработчики традиционно умалчивают (я могу сказать, что у него только вилки прежние – перемаркированные Furutech).
Второе изделие – балансный интерконнект Ultra Black II, снабженный разъемами XLR первоклассного качества (1м, 91425 руб.). Он тоже совсем недавно начал поступать к дилерам. Его фактически сделали заново.
Ну а третье – это акустический Ultra Black II (2м, 151 340 руб). Он появился несколько раньше, по конструкции очень похож на своего предшественника (это эластичная и довольно широкая плоская лента с разнесенными проводниками), но теперь он наделен защитной нейлоновой «рубашкой» и отличается некоторыми модификациями в составе материалов. Какими – опять же не уточняется. Не столько потому, что это коммерческая тайна компании, а скорее из-за того, что обычному человеку без глубоких научных познаний это все равно ничего не скажет.
Черное для белого
Основатель Tellurium Q Джефф Мерриган и его коллега Саймон Ломакс вообще не склонны раскрывать технических и производственных деталей. Незачем. Кабель должен не внушать эффект улучшения за счёт описываемых высоких технологий, а реально давать их вашей аудиосистеме.
Я разделяю такой подход. Имея за плечами многолетнюю практику тестирования аудиосистем, примерно представляю, что сулят многожильные провода, ленточные укладки и литцендрат, как может подкрасить звучание поливинилхлорид, полиэтилен, фторопласт и другие виды изоляторов, как будет сказываться сечение и материл проводников, легирующие добавки и покрытия из благородных металлов. Но это формирует ту самую шаблонность в восприятии, которая порой мешает подметить не самые броские, но важные и иногда очень ценные изменения в характере звукопередачи.
Так что меня вполне устраивает незнание подробностей об устройстве Tellurium Q. Достаточно того, что разработчики принимают за аксиому: каждый кабель в линии передачи сигнала (причем не какой-то его отрезок, а он весь целиком, включая терминалы, контактные пары, заделки и переходы, пайки и т. д.) – это по сути электрический фильтр с незначительным, но очень сложным комплексным влиянием на проходящий сигнал или ток.
Вот это и есть правильный и не зашоренный подход. Поэтому в кабелях Tellurium Q не применяется медь в рафинированном виде – разработчики подбирают для каждой линейки материал с определенным соотношением добавок цинка, золота, серебра, теллура и других элементов. По диэлектрикам, полагаю, ведется такой же отбор. Зачем? Чтобы производить кабели в трех разных по характеру влияния на звук сериями. Скажем, если надо добиться смягчения звучания от компонентов — то стоит посмотреть на серию Blue. Если в приоритете нейтральность – Black. Требуется контрастность, но без жёсткости и агрессии – Silver.
Разработчики подбирают для каждой линейки материал с определенным соотношением добавок цинка, золота, серебра, теллура и других элементов.
Логична и иерархия продуктов внутри каждой серии. В основе – умеренные по цене кабели. С приставкой Ultra – это уже топ для Hi-Fi. Для систем High End производятся кабели уровня Diamond – на их создание у инженеров ушло больше труда, поэтому они дороже, хотя порой выглядят как Ultra. Вершина гаммы – Statement штучного заказного производства.
Но я бы вернулся к тому, с чего начал – прогрессу Tellurium Q. Он очень впечатляет и говорит о том, что Джефф и Саймон точно знают, что делают. Такие понятия, как прозрачность, натуральность, полнота красок звучания, для них перешли из категории красивых эпитетов в конкретные цели. Ключ к раскрытию таких качеств – минимизация всех фазовых сдвигов в передаче. Только тогда кабель становится самым ненавязчивым и одновременно самым полезным для системы «электронным фильтром».
Двойные опыты
Считается, что кабели одной линейки лучше тестировать комплектом – сделанные по одной идеологии модели часто дают синергетический эффект, без которого их ключевые преимущества не так заметны, а минусы, напротив, часто выпячиваются (возникает «конфликт идеологий» с другими кабелями в системе).
Но сегодня мы пойдём иным путем – так как силовой кабель всего один, для него будут устроены отдельные пробы на источнике и усилителе. А новой межблочной модели и колоночному кабелю устроим очную ставку с их предшественниками или уже знакомыми моделями Tellurium Q Black, которые предоставил салон InSound. Это сравнения будут сделаны на весьма продвинутых сетапах с компонентами Naim в сочетании с акустикой Totem. А их дополнят впечатления, полученные от включения кабелей в систему Linn с классическими мониторами Dynaudio.
С кабелем питания Black II Power все однозначно. Подключаем им усилитель после кабеля стандартного качества – получаем более внятную прорисовку пространства
С кабелем питания Black II Power все однозначно. Подключаем им усилитель (с соблюдением одинаковой фазы) после кабеля стандартного качества – получаем более внятную прорисовку пространства и настолько мощное улучшение разрешения мелких деталей, что звучание на некоторых треках кажется агрессивным. На источниках – тот же эффект, но без излишней резкости. Если в первом случае изменения можно было сравнить с тем, что происходит с видеоизображением при показе на хорошей матрице с некоторым усилением контрастности, то во втором случае словно само изображение 2К превратилось в 4К.
Межблочный Ultra Black II XLR в одной системе показал себя как кабель, который дает более атмосферную подачу с мельчайшими деталями, не делая при этом общую картину иллюзией. Образы сохраняют плотность и свой вес, лучше обрисовываются воображаемые контуры виртуальных источников и проявляются детальное эшелонирование передних планов. Этот же эффект подчеркнутой трехмерности переднего края сцены, да еще и с некоторым расширением стереобазы, проявился с Ultra Black II и в другой системе. А обычный балансный Black на месте тестируемой новинки вернул сцену в привычное состояние с легкой смягчающей дымкой, а заодно снял некоторую заостренность в передаче ВЧ.
Образы сохраняют плотность и свой вес, лучше обрисовываются воображаемые контуры виртуальных источников и проявляются детальное эшелонирование передних планов.
Самый интересный поединок: акустический Ultra Black II в двух вариантах – уже гретый в салоне и только что из коробки (полученный для фотосъемки). Разница между ними, кстати, была довольно явной. Образец, поработавший в системе несколько месяцев, словно помогал всем инструментам и вокалистам обрести свой первородный голос: наделял их звучание материальным «телом», облачал в фактурные подробности и добавлял той самой фирменной прозрачности (она абсолютно живая, а не напускная). «Холодный» кабель стремился дать все тоже самое, но делал это без уверенности, с некоторой расфокусировкой.
Возьмите на пробу кабель второго поколения под залог (желательно – не новый образец). Если разница будет не так велика, то в вашей аудиосистеме просто выбраны все резервы по улучшению. Но если она проявится именно так, как описано, то меняйте не раздумывая. Не часто попадаются вещи, которые позволяют скачком перейти в другой класс.
Ну а теперь подведем окончательные итоги. Силовые кабели Black II гарантированно повышают резолюцию звучания, но для лучшего результата все компоненты системы имеет смысл запитать от сети этими кабелями. Межблочный Ultra Black II будет хорош для систем, где надо улучшить пространственную четкость. Акустический Ultra Black II вообще воспринимается не как преемник прежней версии, а как кабель из более высокой ценовой категории. Он способен навести образцовый порядок в звуковой сцене и поэтому заслуживает награды «Выбор эксперта».
СИСТЕМА 1
- Сетевой проигрыватель Naim ND 555 cо своим блоком питания
- Предварительный усилитель Naim NAC 252 c SuperCap DR
- Усилитель мощности Naim NAP 300 DR/PS
- Акустические системы Totem Metal Elemet Series
- Усилительная система Naim NAC 252/NAP 300 DR
СИСТЕМА 2
- CD-плеер Linn Ikemi
- Сетевой проигрыватель Linn Klimax DS
- Предварительный усилитель Linn Klimax Kontrol
- Усилитель мощности Linn Klimax 500 Twin Chakra
- Акустические системы Dynaudio Special 25
Редакция благодарит салон InSound за помощь в проведении теста