Предстоящее прослушивание обещает стать особенно интересным, поскольку кабели этого французского производителя в нашей стране представлены впервые.
Ассортимент Esprit поистине огромен, но мы испытаем лишь среднюю серию Aura, зато в полном составе — от цифрового до акустических кабелей.
СИЛА ДУХА
Прежде чем писать этот текст, я долго рылся в интернете в поисках интересных подробностей о компании Esprit Audio и её основателе, Рищаре Чезари (Richard Cesari). Как водится, везде было одно и то же: специалист по электрическим машинам, неплохой музыкант-любитель, сначала делал кабели для себя и друзей, а в 1996-м зарегистрировал собственную фирму. Но в интервью журналу The Absolute Sound обнаружился любопытный факт — на вопрос корреспондента, какое существует самое распространённое заблуждение по поводу кабелей, Ришар ответил: «Многие считают, что кабель — это элемент коррекции звучания аудиосистемы. На самом деле он представляет собой устройство для передачи сигнала из точки А в точку Б в неизменном виде». Мысль вроде бы элементарная, но из неё следует, что подбирая на слух кабели для своей системы, мы не делаем тракт прозрачнее, а исправляем кривизну компонентов кривизной кабелей. Что ж, сегодня у нас есть шанс познакомиться с другим подходом.
В поисках идеального баланса
Описывая технологии Esprit Audio, я буду опираться на технические документы компании. Все технические решения были разработаны Ришаром на основе многочисленных экспериментов и экспертных прослушиваний, которые проводятся вот же более 25 лет. Для краткости опущу вводные фразы «Ришар считает, что», «Ришар выяснил, что» и т.д., просто приведу принципы, положенные в основу изделий Esprit.
В кабелях Esprit один проводник заключается в твёрдую оболочку, а другой — в мягкую.
Первый и самый главный — полная симметрия проводников и ассиметричная структура диэлектрика. Абсолютная идентичность прямого (+) и возвратного (-) проводников по сравнению с коаксиальной конструкцией обеспечивает более динамичное и детальное звучание, улучшает тональный баланс и повышает натуральность тембров. Диэлектрики же делятся на твёрдые (высокотемпературный ПВХ, полиэтилен, тефлон и т.д.) и мягкие (силикон, шёлк, каучук и т.д.), и каждый по-своему влияет на звучание. Например, жесткие, как правило, дают немного больше баса, лучше передают удар, но слегка ослабляют высокие частоты. Более мягкие материалы подсушивают бас, повышая детальность в среднем и верхнем диапазонах. Чтобы получить сбалансированное звучание с оптимальным сочетанием свойств, в кабелях Esprit один проводник заключается в твёрдую оболочку, а другой — в мягкую. В некоторых линейках диэлектрик поляризуется электрическим полем с помощью патентованного устройства с питанием от батарейки. Цель поляризации — защита от внешних электромагнитных помех для повышения микродинамики. Суть процесса компания не раскрывает, поскольку это «часть секретного рецепта Esprit».
В качестве материала для проводников Esprit Audio признаёт только медь OCC чистотой 5N и 6N, которая в настоящее время является лучшим материалом, стабильно доступным на рынке. Напомню, что ОСС — это монокристаллическая медь, выплавленная методом доктора Оно из Технологического института префектуры Чиба. Ришар признаёт, что самым лучшим проводником было бы монокристаллическое серебро, но цена его просто космическая. Проводимость меди OCC ниже лишь на несколько процентов, а стоимость — более чем на порядок. Это тем более важно, поскольку в кабелях Esprit проводники имеют повышенное сечение, за счёт чего обеспечивается лучшая динамика во всем диапазоне частот.
Во всех кабелях проводники многожильные, в межблочных RCA и акустических жилы диаметром 0,07 мм, а в балансных XLR — 0,32 мм.
Во всех кабелях проводники многожильные, в межблочных RCA и акустических жилы диаметром 0,07 мм, а в балансных XLR — 0,32 мм. Эти значения также были выбраны в соответствии с их звуковыми свойствами после многочисленных прослушиваний. Например, акустические кабели Lumina coстоят из 10 жгутов, в каждом из которых 680 жил.
С защитой кабелей от помех тоже, как выяснилось, ситуация непростая. Полностью экранированные кабели, как правило, имеют низкий уровень шумов, широкую полосу пропускания и высокую детальность, но часто звучат скучно из-за высокой погонной ёмкости. И наоборот, неэкранированные более живые и энергичные, но собирают на себя помехи, в которых тонут нюансы. Ришар применяет т.н. прогрессивное экранирование, в котором треть кабеля вообще не имеет экрана, на следующей трети он однослойный, а на последней — двухслойный. В результате получается оптимальное сочетание таких качеств, как отношение сигнал/шум, полоса пропускания, общая динамика и детальность.
В качестве материала для экранов Esprit не признаёт ничего, кроме оплётки из чистой посеребрённой меди, используемой в военной и аэрокосмической промышленности.
И, наконец, разъёмы. Их Esprit Audio не доверяя никому, производит сама, причём технология изготовления запатентована. Ришар не признаёт ни золото, ни родий, ни стандартное серебрение через слой никеля для внешнего покрытия из-за низкой проводимости. Все разъемы вытачиваются из чистой меди, а затем отправляются в гальванический цех, где на них наносится несколько слоев чистого серебра. Пайка проводников производится вручную припоем с 4% содержанием серебра.
Ришар не признаёт ни золото, ни родий, ни стандартное серебрение через слой никеля для внешнего покрытия из-за низкой проводимости.
Ассортимент Esprit чрезвычайно широк, сейчас в нём 10 линеек: Alpha, Bêta, Kappa, Celesta, Eterna, Aura, Lumina Eureka, Gaïa и топовая L’Esprit. Все они без исключения производятся во Франции, и внешне выглядят почти одинаково, уверенно различить модели можно лишь по надписям на коннекторах.
В нашей системе вся коммутация была выполнена кабелями серии Aura за исключением трёх силовых Eterna. Во всех используется медь 6N (чистота 99,9999%), а для изоляции — вспененные «воздушные» полимеры. Акустические кабели состоят из пары проводников, в каждом из которых по 1540 жил диаметром 0,007 мм, а диэлектрик — с двойной поляризацией.
Полный состав кабелей в системе такой:
- Цифровой Aura Ethernet 2 м (€1750 шт.)
- Межблочные Aura XLR 1,5 м (€4200 пара) — две пары
- Акустические Aura SPKR banana — banana 2,5 м (€3460 пара)
- Силовые: Aura PWR 1,5 м (€1730 шт.) — 2 шт., Eterna 1,5 м (€840 шт.) — 3 шт., Celesta (€410 шт.)
Связанные одной целью
Для прослушивания была воссоздана почти такая же система, что мы слушали полтора года назад в другой кабельной обвязке. Свои впечатления тогда я изложил достаточно подробно, любопытно будет сравнить их с нынешними. На самом деле корректного на 100% сравнения не получится — в прошлый раз мы слушали CD, а сейчас, шагая в ногу со временем, запускали хай-резы с локального NAS и треки с Tidal Hi-Fi. Роскошный проигрыватель Playback Designs использовался в качестве стримера и ЦАПа, а для потоковой передачи в комнате прослушивания была собрана отдельная аудиофильская подсистема с сервером Roon (см. таблицу в конце текста).
С кабелями Esprit система превратилась в монолит с плотным, богатым саундом, который возникал в комнате как бы независимо от находящейся в ней техники.
Всегда был сторонником того, чтобы вся система была скоммутирована кабелями одного бренда, но никогда не слышал, чтобы правота этот принципа подтверждалась настолько очевидно. В прошлый раз кабельной разносортицы тоже не было, но при всех положительных моментах, отмеченных в статье, всё же было заметно, что играет набор отдельных компонентов, и при желании вклад почти каждого из них можно было выделить на слух. С кабелями Esprit система превратилась в монолит с плотным, богатым саундом, который возникал в комнате как бы независимо от находящейся в ней техники. И саунд этот был буквально напитан энергией и чрезвычайно подробен, причём подробен именно музыкально, а не аналитически. Прямо как прекрасно сыгранный оркестр из музыкантов мирового уровня — у каждого своя партия, но восприятию они не разделимы. Источник, усилители и акустика слились в одно целое и как бы повысили класс — получился тот самый синергетический эффект, о котором мечтает любой инсталлятор. И это не самовнушение — временная замена лишь одного, «второстепенного» цифрового кабеля на другой, от стороннего производителя, заметно нарушила гармонию.
И что интересно, в подаче файлов 44/16 в этот раз не оказалось привычной грубости, разрешение, как таковое, почти не ощущалось, гораздо заметнее проявлялось качество записанного материала. Внимание постоянно уходило от технических аспектов звучания к более общим — как построена сцена, как прорисовывается ритмическая основа, насколько гармонируют между собой тембры инструментов и голосов.
И это не самовнушение — временная замена лишь одного, «второстепенного» цифрового кабеля на другой, от стороннего производителя, заметно нарушила гармонию.
Общая динамика кажется безграничной, на записи Concord Records Vol.1 контрабас выстреливал так, что в такт ему начинал вибрировать пол. Кстати, бас в исполнении Magico M2 стал восприниматься иначе — колонки в этой полосе очень быстрые, с высочайшей разборчивостью, но в силу закрытого оформления имеют ограничения по инфранизу. В нынешней системе появились буквально тектонические субгармоники, которые, не вываливаясь из общего строя, эффектно добавляли колорита. Вообще, интеграция баса в тональный баланс системы была просто образцовой, благодаря чему музыкальная картина при самой настоящей полифонии воспринималась как некий материальный объект в пространстве. Этому немало способствовал и верхний диапазон — в нём отсутствовала зыбкость и эфемерность, характерная для бюджетных стримеров. Чёткая прорисовка самых высоких обертонов, вполне ощутимая плотность атмосферы и яркие, не смешивающиеся с шумами вибрации металла после ударов по тарелкам. Фортепианная композиция Дэвида Чески на сборнике Chesky Records Promo Sampler: и масштаб, и характер звучания рояля, и то, как затухают в воздухе послезвучия — полное ощущение настоящего инструмента.
Качество кабелей я всегда проверяю так: постепенно уменьшаю громкость и внимательно слежу за изменениями в сцене. На «So Far Away» Dire Straits все музыканты остаются на своих местах до полного растворения в пространстве, и даже на пороге слышимости частотная полоса практически не сужается — слышна и бас-гитара, и хай-хеты, и можно разобрать текст. Это говорит о высокой проводимости межблочных и акустических кабелей — при низкой звук спадает резко, а после определённого порога обрывается совсем. У нас же саунд очень пластичен, и эта пластика сохраняется практически до полной тишины.
У нас же саунд очень пластичен, и эта пластика сохраняется практически до полной тишины.
И что особо стоит отметить, так это звучание при трансляции с Tidal. Всегда рассматривал такой вариант как заведомо компромиссный, но в данном случае с трудом мог отличить этот стрим от воспроизведения с NAS. Не ожидал. Специально выбирал сложные по композиции треки, и даже на них не заметил типичных недостатков, проявляющихся в большинстве подобных случаев. Даже компрессия, которой изначально подвергается контент, не слишком заметна. Звучание открытое, энергичное и детальное. Некоторые упрощения, безусловно, имеют место (чуть более плоская картинка, привязка некоторых мнимых образов к акустическим системам), но в целом впечатление очень сильное. Так что не пренебрегайте первым звеном цифровой системы — рутером, свитчем и т.д. В настоящее время Roon — лучшая оболочка для прослушивания потоковой музыки.
Конечно, своим преображением система обязана не только кабелям — здесь и контент другой, да компоненты за полтора года успели полностью прогреться. Но изделия Esprit позволили технике раскрыть потенциал настолько полно, что уже через десять минут прослушивания начинаешь понимать, почему за неё просят такие деньги. А это само по себе дорогого стоит…
СИСТЕМА
- Роутер Mikrotik 1 Гб
- Сервер Roon Nucleus с линейным блоком питания
- NAS Synology
- Сетевой проигрыватель Playback Designs MPS-8
- Предварительный усилитель Constellation Audio Inspiration Preamp 1.0
- Усилители мощности Constellation Audio Inspiration Mono 1.0
- Акустические системы Magico M2