Не так уж часто мы имеем дело с настоящей британской акустикой — разработанной, изготовленной и прошедшей выходной контроль в Соединённом Королевстве. И вот как раз такая редкость: старшая модель Kudos из новой линейки Cardea. Системы с виду простые, но буквально напичканы интересными инженерными решениями.
Как это повлияло на звучание? Сейчас узнаем.
ИГРА НА ПОВЫШЕНИЕ
Крупные компании обновляют свои модельные ряды чуть ли не каждые два-три года, чтобы в рекламе снабжать свои изделия шильдиками NEW. А производители, которых подобный маркетинг волнует в последнюю очередь, не торопятся — они убеждены, что удачные решения невозможно выдавать каждый раз по щелчку пальцев. Дерек Джиллиган (Derek Gilligan), основатель и идейный вдохновитель небольшой (чуть более десятка сотрудников) британской компании Kudos, судя по ассортименту, придерживается второго принципа.
Первая версия наших нынешних испытуемых Kudos Cardea 20 появилась в 2013-м, а нынешняя, с литерой «А» — в 2015-м. Какая между ими разница, расскажу ниже.
Сам Дерек — бывший звукорежиссёр и специалист по концертному звукоусилению, и начав проектировать акустику. В это прошлое корнями уходит и нынешнее стремление разработчика получить в домашних относительно недорогих конструкциях динамику, схожую с динамикой линейных массивов. С упором на хай-файные качественные показателей, разумеется.
Заказная инсталляция
Системы Super 20A в линейке Cardena старшие, кроме них там пара стендовых моделей С10 и Super 10A, плюс напольные C20. На вид они действительно просты — классическая двухполоска с двумя близко расположенными динамиками для минимизации временного рассогласования. Но сами динамики как раз уникальные — они разработаны совместно с ведущими экспертами из SEAS. Кольцевой тканевый твитер Crescendo K2 был создан специально для Kudos, и по сей день считается лучшим ВЧ-излучателем в ассортименте норвежского производителя. Джиллиган принципиально не использует ни керамические, ни бериллиевые твитеры, предпочитая пропитанную демпфирующим составом ткань, не имеющую резких локальных пиков на АЧХ. Верхняя рабочая граница систем Super 20A заявлена на 30 000 Гц.
18-сантиметровый мидбасовый драйвер — тоже заказное изделие SEAS, у него бумажный диффузор с полимерным покрытием, нанесённым вручную, и усиленная литая корзина.
18-сантиметровый мидбасовый драйвер — тоже заказное изделие SEAS, у него бумажный диффузор с полимерным покрытием, нанесённым вручную, и усиленная литая корзина с улучшенной вентиляцией звуковой катушки высотой 26 мм. В магнитной системе имеется медный шунт, устраняющий потери на токи Фуко, а в центре диффузора установлена фазовыравнивающая «пуля» с рельефным логотипом Kudos. Порт фазоинвертора внушительного калибра выведен в зазор между дном корпуса и плитой-основанием, и сопротивление распределённому воздушному потоку не зависит ни от покрытия пола, ни от расстояния до стен комнаты. Согласно описанию, колонки способны воспроизводить бас от 30 Гц.
Оба драйвера спроектированы для совместной работы так, чтобы обеспечить надёжную стыковку полос с помощью простейших фильтров с частотой раздела 3200 Гц. В низкочастотной секции используются кроссоверы первого порядка, а для ВЧ — второго. Чем они проще, тем лучше, считает Джиллиган. И компоненты — исключительно премиального качества со строгими допусками, тоже разработанные специально для Kudos — резисторы Mundorf MResist Supreme, катушки «на воздухе» и уникальные конденсаторы ClarityCap с технологией CopperConnect. Цель упрощения фильтров — получить линейную фазовую характеристику во всём рабочем диапазоне. Внутренняя проводка выполнена многожильным проводом из посеребрённой меди OFC в оболочке FEP (Fluorinated Ethylene Propylene), который также используется в акустических кабелях Kudos KS-1.
Теперь пора рассказать, что означает литера А (Active) в названии модели. Как и в старших моделях Titan, кроссоверы в Super 20A можно обойти, сняв перемычки, и подключить драйверы непосредственно к выходам усилителей мощности. В таком режиме полосы делятся активными фильтрами на их входе. Для этого подойдут специально разработанные для подобных целей кроссоверы Linn Exakt, Devialet Expert, Naim SNAXO и Exposure VXN. Конечно, такой вариант обойдётся значительно дороже самих колонок, но, как показывает наш опыт, раздельное усиление даже в двухполосных системах даёт заметный эффект, прежде всего за счёт прямого подключения басовых драйверов к усилителю без потерь и фазовых сдвигов в пассивных фильтрах.
Цель упрощения фильтров — получить линейную фазовую характеристику во всём рабочем диапазоне.
Любопытный факт: в одном из интервью Джиллиган признался, что при разработке новой конструкции 10% времени отводится измерениям, а 90% — прослушиванию. Так что все описанные выше хитрости — с проверкой на звучание.
Стенки корпуса выполнены из МДФ толщиной 18 мм, внутри имеются стяжки для повышения жёсткости. В комплекте — деревянная коробочка с шипами и подпятниками от Track Audio.
Отделка безукоризненная, для неё используется белое матовое покрытие, а также натуральный шпон чёрного дуба, ореха, а также тинео — натурального и красного цветов.
Выход из класса
Для первого прослушивания системы как таковой не было — мы подключили колонки к универсальному устройству Naim Uniti Nova, который показал прекрасные результаты в нашем тесте. Встроенные усилители выдают 2 х 80 ватт на 8 Омах в классе АВ, и этого оказалось вполне достаточно, чтобы Cardea Super 20A показали на редкость убедительную динамику. Да и в целом у нас получился британский комплект с породистым звучанием практически для любой музыки.
Первым делом всегда обращаю внимание на то, как преподносится нижний регистр. И если бы слушал Super 20A с завязанными глазами, скорее всего решил, что играет закрытая акустика с корпусами большого объёма. Низкие ноты имеют чёткий, не затянутый фронт, что придаёт звучанию основательный драйв, бас словно подстёгивает ритм музыки. Усилитель уверенно управляет с диффузорами, у которых внушительный поршневой ход. Удар получается крепкий, с мощным выбросом энергии и без лишних призвуков. На симфонической музыке чувствуется инфранизкая составляющая, показывающая объём концертного зала. Сказываются простые фильтры и, как следствие, чувствуется хорошее демпфирование акустики.
Низкие ноты имеют чёткий, не затянутый фронт, что придаёт звучанию основательный драйв, бас словно подстёгивает ритм музыки.
При частоте раздела 3200 Гц нижние драйверы захватывают и голосовой диапазон. И мужской, и женский вокал звучит живо и натурально, без окраски или сухости. Шипящие и свистящие согласные воспроизводятся корректно, даже оперные арии на немецком языке звучали музыкально, а это большая редкость. Вдобавок, и полосы сведены так, что в зоне раздела не заметно ни потери энергии, ни окраски.
И, как следствие линейной фазы — чёткая и устойчивая во времени стереокартинка. В зависимости от воспроизводимой фонограммы колонки могут исчезать из звукового поля или формировать виртуальные источники на флангах. В любом случае они в точности следуют замыслу звукорежиссёра.
Кольцевые твитеры дают точную фиксацию звуков в верхнем диапазоне, их разрешение достаточно высоко, чтобы показать весь спектр гармонических составляющих, поэтому реакция тарелок на удар со шлейфом вибраций передаётся очень точно.
Колонки абсолютно синхронно, мощно, словно два молота, буквально вбивали бас в пространство комнаты.
Второй этап теста скорее постепенно превратился в сеанс прослушивания музыки ради удовольствия. Чтобы исчерпать потенциал акустики без остатка, был задействован серьёзный комплект техники Naim — топовый стример ND555, а также пред NAC 252 и оконечник NAP 300 DR — оба с внешним питанием. Музыка — с локального сервера, от Билли Гиббонса до Cerrone и Bananarama. Действительно, всё познаётся в сравнении — стало очевидным, что с Uniti Nova звучание было чуть грубее, не такое пластичное, с акцентами на второстепенных нюансах в среднем диапазоне. И в тракте высокого класса акустика не стала слабым звеном, она как бы отточила свои лучшие качества — окончательно отмылся верхний диапазон, упорядочилась музыкальная информация в середине, а нижний регистр оказался уже совсем «не фазоинверторным» — быстрым, с рельефной структурой. Колонки абсолютно синхронно, мощно, словно два молота, буквально вбивали бас в пространство комнаты.
С динамикой у Cardea Super 20A действительно полный порядок, саунд как хорошем диско-клубе. Да и с общим музыкальным разрешением тоже — какой трек ни запусти, всё играет абсолютно аутентично. Классика — проникновенно на piano, накрывая с головой на tutti, с настоящими, живыми тембрами инструментов. Про рок и говорить нечего, по-видимому, это любимый жанр создателей колонок.
За неимением внешних кроссоверов мы не испытали акустику в активном режиме, но мне почему-то кажется, что такой вариант удивил бы нас ещё сильнее. Скорее всего, затраты на дополнительные компоненты окупятся возросшим качеством звучания. С Cardea Super 20A такая игра может стоить свеч.
СИСТЕМА
- Сетевая система «все в одном» Naim Uniti Nova
- Сетевой проигрыватель Naim ND 555
- Предварительный усилитель Naim NAC 252 + SuperCap DR
- Усилитель мощности Naim NAP 300 DR/PS
- Кабели:
- цифровые Cardas Clear
- межблочные Naim NAC
- акустические Tellurium Q Ultra Black 2
- сетевые Puritan Audio Labs UDTMC
Kudos Cardea Super 20A
Производитель: Kudos Audio Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 30 — 30 000 Гц || Чувствительность: 88 дБ/1 Вт/1 м || Частота разделения полос: 3200 Гц || Сопротивление: 8 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 25 — 300 Вт || Bi-wiring: да || Отделка: чёрный дуб, орех, тинео, красный тинео, белая матовая || Габариты: 925 х 200 х 270 мм || Масса: 22 кг (каждой) || Цена за пару: 611 000 руб.
Редакция благодарит салон InSound за помощь в проведении теста