©/℗ 2021 Indian Paintbrush, American Empirical Pictures / Searchlight Pictures
Жанр: ироническая драма, интеллектуальная комедия
Формат: MPEG4/AVC 1080p, DTS-HD MA 5.1
Сценарий: Уэс Андерсон, Роман Коппола, Хьюго Гиннесс, Джейсон Шварцман
Режиссер: Уэс Андерсон
Оператор: Роберт Йомен
Композитор: Александр Деспла
В ролях: Бенисио Дель Торо, Эдриен Броуди, Тильда Суинтон, Леа Сейду, Фрэнсис Макдорманд, Тимоти Шаламе, Лина Кудри, Джеффри Райт, Матьё Амальрик, Стив Парк, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Кристоф Вальц, Сесиль де Франс, Лив Шрайбер, Уиллем Дефо, Эдвард Нортон, Сирша Ронан, Элизабет Мосс, Джейсон Шварцман, Анжелика Хьюстон, Моргана Полански и др.
Что. Уэс Андерсон. Поклонникам режиссера этого достаточно. Правда, как выяснилось, не все, кому нравятся его фильмы, поспевают за маэстро. Кто-то застрял на уровне «Отеля «Гранд Будапешт», а его создатель уже ушел далеко вперед. Интеллектуально (и эстетически) бежать за ним — для многих очень тяжело, а для кого-то непосильно.
Формальный пересказ сюжета не дает ровным счетом ничего, скорее, может оттолкнуть непосвященных от просмотра. Какой-то малопонятный американский журнал пишет о Франции. И чё? Его главный редактор готовит последний в его жизни номер — знает ли он, что умрет после этого или нет, — нам не говорят. Думаю, знает. Для этого номера он отобрал несколько материалов своих лучших авторов, и фильм по сути является экранизацией четырех из них. Это не журналистика в современном понимании этого слова. Это настоящая литература самого высокого полета. Многослойная, глубокая, с одного раза можно считать лишь часть ее смыслов. Такой давно нет — вместо нее воцарилась бездарная и уродливая продажная девка. Одновременно это кино — каждая новелла снята в определенной жанровой манере, к примеру, последняя — в стиле film noire. Это тоже ушедшая натура. А фильм Уэса Андерсона — ей памятник.
Картина нуждается в очень внимательном просмотре. Можно, конечно, просто расслабиться и получать удовольствие, но тогда вы усвоите лишь пластический, визуально-эстетический слой картины, а там есть и другие, не менее важные.
Автор не питает иллюзий насчет интеллекта большинства зрителей, поэтому в самом конце дает «ключик», помогающий понять замысел картины, по крайней мере, его общей части.
В последней новелле ее герой (повар-японец по имени Нескафе) говорит: «Ищу нечто утраченное. Оставшееся в прошлом». Так вот, Уэс Андерсон это нашел — во Франции 60-х годов прошлого века. Что именно? То, самое, о чем фильм. Еще одна ключевая фраза была дана — и устно и письменно — в самом начале: “Don’t cry in my office!” — «В моем офисе не плакать!». Прошлое ушло, его не вернуть, но это не повод для рыданий. У тех, кто застал те чудесные времена и места, есть воспоминания, у остальных — фильм Андерсона.
Кто. Не могу вспомнить ни одного другого фильма, в котором было бы занято столько лауреатов «Оскара» и других престижных кинопремий, причем многие из них промелькнули в едва заметных эпизодических ролях. Заметим, что бюджет фильма составил всего $25 млн., и очевидно, большая часть из них ушла на декорации, съемку, выезд группы во Францию и т.д. Это значит, что звезды снимались в картине практически бесплатно. Не удивительно, ведь участие в любом проекте Уэса Андерсона — гарантированный входной билет в историю кино. Для многих это важнее, чем жирные артистические гонорары.
Оператор — Роберт Д. Йоумен, он снял все остальные фильмы Уэса Андерсона. Мощнейший профессионал — посмотрите, с какой точностью выстроен каждый кадр. Всё на своих местах и ничего лишнего.
Композитор — Александр Деспла, великолепный мелодист, он давно работает с Андерсоном (музыка в «Отель «Гранд Будапешт» — его).
Вообще практически вся съемочная группа — постоянная. Редкое явление в современном кино.
Как. По этому фильму можно изучать творческий арсенал режиссера — здесь есть все, что он использовал раньше, и появились некоторые новые фишки. Только все cтало еще более насыщенным и «густым», чем раньше. И значительно выше концентрация иронии (хотя и раньше было немало). Множество «пасхалок» для знатоков кино. С удовольствием для себя обнаружил отсылки к фильмам шведа Роя Андерссона («О вечности», «Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии», «Ты, живущий», «Песни со второго этажа» и т.д.).
Уэс показывает узнаваемый прием или характерный кадр другого режиссера и как бы спрашивает: «А это узнаешь? А это? Мы с тобой смотрим одни и те же фильмы?». Мысленная беседа эстетических единомышленников. Не узнал, не понял, не врубился? Не беда — вот тебе голая Леа Сейду — в «Агенте 007» такого точно не покажут. Никто не останется обделенным.
На чём. Тот самый случай, когда экран должен быть большим, а вся система — максимально высокого качества. Будете смотреть на ноутбуке — ничего не поймете и удовольствия не получите.