Напоминаем, что репортажи с выставки «Российский Hi-End» публикуются как ретроспекция прошедшего в ноябре прошлого года юбилейного, 20-го смотра достижений российских производителей. Следующий год — 1998-й, и по сравнению с прошлым годом уже прослеживается некоторая динамика.
Еще мгновение, и «Российский High End’98» примет первых посетителей
Хронология российского Хай-Энда
Похоже, выставка «Российский High End» стала столь же традиционной, как СЕМ на Красной Пресне или Hi-Fi Show в «Софителе». За четыре года она превратилась из московско-питерской тусовки в мероприятие общероссийского масштаба. Назвать его международным язык все же не поворачивается: не считать же, в самом деле, иностранцами братьев-славян из Беларуси или с Украины. Количество участников на этот раз перевалило за тридцать, и этот факт говорит о том, что не перевелись еще у нас энтузиасты, способные работать не только (и не столько) головой, но и руками. Качественный рост также налицо — на смену черным металлическим коробкам приходят весьма затейливо оформленные конструкции. У разработчиков явно поугасли первые восторги от опытных экземпляров своих конструкций. Приходит понимание настоящего звука, совершенствуется схемотехника, разрабатываются новые концепции. Но об этом чуть позже.
«С ума сошли, лампы показывают. Вы бы еще лучину зажгли…»
Реплика одного из посетителей
Характерное отличие этой выставки бросается в глаза сразу — демонстрируется исключительно ламповая техника (исключение, транзисторный RIAA-корректор от НПЦ «Колвир», лишь подтверждает правило). Оно и понятно: запасы ламп в России по-прежнему неисчерпаемы, номенклатура изделий наших заводов, выпускающих электровакуумную продукцию, ширится год от года. И хотя в основном она продается за кордон, некоторая ее часть правдами и неправдами попадает и на наш рынок. В какой еще стране, скажите на милость, можно купить выходной пентод 6L6, или 6П3С, по-нашему, за 90 центов? Или 6SN7 (6Н8С) за 50? Впрочем, дешевизна и доступность ламп — палка о двух концах. Уважающая себя западная фирма прежде чем начать разработку лампового аппарата, сто раз подумает, насколько целесообразен его выпуск — сможет ли потенциальный покупатель по достоинству оценить тяжелое крупногабаритное изделие, впридачу и существенно более дорогое по сравнению с другими, имеющимися на рынке. Наивно думать, что ламповый усилитель можно сделать недорогим. Бескомпромиссные конструкции очень неудобны в серийном производстве, и их себестоимость значительно выше, чем аналогичных транзисторных. И идти на такие затраты имеет смысл только в том случае, если заведомо будет обеспечено существенно более высокое качество звучания, чем у последних. А для этого необходимо применять только «музыкальные» радиокомпоненты, и главное, выходные трансформаторы, а это очень дорогое удовольствие. Так что «вклад» ламп в общую стоимость аппарата получается не таким уж большим. Иное дело у нас: применение в любой конструкции светящихся баллонов априори переводит ее в класс High End, даже если она звучит, как двухдолларовый чип. О том, что для получения настоящего «лампового» звука нужны качественные детали, сетевые, межкаскадные и выходные трансформаторы, которые невозможно намотать с помощью электродрели на сердечниках, привезенных со свалки, начали задумываться совсем недавно. Исследования в этой области сейчас ведут многие, и хотя ноу-хау держится в строжайшем секрете, нам удалось кое-что разведать. Владимир Стародубцев («Три В») успешно борется со скин-эффектом в обмотках с помощью специальных прокладок между секциями. В результате снизились потери на высоких частотах и, по образному выражению изобретателя, звук «раскрылся», стала гораздо более ощутимой глубина сцены. Игорь Губин применяет особый способ намотки, который позволяет значительно уменьшить фазовые искажения в рабочей полосе частот. Александр Пугачевский («A&T Sound»), дебютант на «Российском High End’е», изготавливает выходники для двухтактных усилителей с магнитным зазором. Такое решение, реализуемое на практике некоторыми зарубежными фирмами, исключает намагничивание сердечника при разбалансе плеч или использовании в выходном каскаде ламп с большим разбросом характеристик. При этом звучание усилителя больше напоминает «однотактное» при выходной мощности, как у двухтактника. Во многих трансформаторах применяются сердечники из сверхтонкой ленты и специальные компаунды для пропитки. Все чаще обращается внимание на тип конденсаторов (точнее, на материал диэлектрика), монтажных проводов, придается большое значение конструкции и качественным показателям источников питания.
Снова вместе!
Приятно видеть, что ситуация явно меняется к лучшему, и наличие ламп в схеме скоро не будет считаться необходимым и достаточным условием получения безукоризненного звука.
Серийщики и коленщики
Впервые в истории «Российского High End’а» принимали участие любители-самодельщики, чья аппаратура была создана в единственном экземпляре «для личного потребления». С легкой руки Дмитрия Свободы, организатора выставки, за ними закрепилось прозвище «коленщики». Ничего обидного в этом слове нет, да и техника, сделанная для себя любимого, по-своему интересна. Как и в прошлом году, экспонаты прослушивались по очереди в двух специально оборудованных помещениях — кинозале (компоненты для «домашнего театра») и зале High End. Непосредственно перед выставкой акустика последнего была настолько улучшена, что даже такой опытный и привередливый слухач, как Александр Гайдаров, не смог обнаружить в ней сколь-нибудь заметных недостатков. Увы, чтобы отслушать все образцы, пришлось бы все десять дней безотлучно провести на выставке, чего мы позволить себе не могли. Поэтому самые любопытные экземпляры будут протестированы в следующем номере нашего журнала. Итак, пора пройтись по стендам и поделиться впечатлениями.
Губинская линейка — усилители и сетевой фильтр
Акустический центр МТУСИ разработал весьма оригинальные четырехполосные АС пространственного звучания. Это знаменитая конструкция В. Шорова с вертикальным расположением излучателей, дополненная внушительным сабвуфером. НЧ-диапазон разделен на две полосы: частоты выше 150 Гц воспроизводятся открытой динамической головкой с конусным рассеивателем, а более низкие — четырьмя драйверами, установленными на внутренних перегородках корпуса. «Яшма» — так называется новая система — обеспечивает мощный, хорошо артикулированный бас, за что и была награждена аплодисментами слушателей, несмотря на несколько непрезентабельный внешний вид (демонстрировался лабораторный образец, отделка которого не была закончена).
«Эррол Лаб» за отчетный год ничего нового не сделал. Вряд ли можно считать большим достижением Гайдарова перекраску «песочных часов» (см. «Салон AV» №3 за 1997 г.) в белый цвет. Справедливости ради стоит отметить, что старшие модели из линейки АС очень убедительно прозвучали в настоящем кинозале с ламповым «домашним театром» «Валанкон».
«Первый» усилитель «Нового Товарищества»
MAL участвует в «Российском High End’е» впервые, хотя в феврале показывала свою продукцию в «Софителе». Фирма серийно производит конверторы пространственного звучания для головных телефонов. Как известно, основной недостаток наушников, ограничивающий их применениe в высококачественных аудиосистемах, заключается в том, что они создают звуковую картину не вокруг слушателя, а внутри головы, чего в реальных условиях никогда не бывает. В результате наше ухо может лишь идентифицировать разделение инструментов по каналам, делая невозможным правильную оценку глубины сцены или размеров помещения, где производилась запись. Включение конвертора MAL создает ощущение правильного пространственного восприятия и локализации источников звука. В системах «домашнего кинотеатра» удается безошибочно определить не только направление источника, но и расстояния до него. Диалоги героев выходят на передний план, отстрелянные гильзы летят вам под ноги, за спиной слышен шум улицы… Независимо от того, где сидит зритель, правильное звучание ему обеспечено. Есть и еще одно преимущество этих устройств: для них не требуются специальные головные телефоны с несколькими излучателями в каждом «ухе», как в аналогичных системах Koss или AKG — пространственный образ создается с помощью обыкновенных стереонаушников.
Продукция A&T Sound
Основатель хабаровской фирмы ESA Technology Евгений Алешин любит эпатировать публику заявлениями типа «Я представляю здесь технологии XXI века» и «Вся аппаратура, выпускаемая ныне серийно, должна быть отправлена на свалку». Среди его экспонатов — небольшая коробочка, демонстрируемая с наушниками от карманного плейера. Внутри нее генератор тональных сигналов и усилитель с коммутируемыми элементами. Сначала слышен чистый, богатый оттенками звук, а после щелчка тумблером он превращается в сдавленный хрип. «Сначала вы слышите, как работает мой усилитель, — комментирует автор, — а затем, как все остальные, построенные по традиционной схемотехнике». Над этим можно было бы посмеяться, если бы не одно обстоятельство. Коллеги-стендисты, сбежавшиеся в зал на прослушивание алешинского усилителя, в один голос утверждали, что в его звучании «что-то есть, но что именно, непонятно». Высказывались самые различные предположения относительно схемотехники, сам же изобретатель лишь хитро улыбался.
Уже упоминавшаяся A&T Sound из Санкт-Петербурга специализируется на изготовлении самых различных трансформаторов (в ее каталоге в настоящее время 12 изделий), в т.ч. и по индивидуальному заказу. Для их расчета используются методики Патриджа, а для намотки — самые передовые технологии. Кроме этого A&T Sound производит очень неплохие бюджетные усилители. Судите сами: два отделанных деревом моноблока на 300В стоят всего $800, а такие же пуш-пулльники на 6С4С — $500! Не удивительно, что за два дня до окончания выставки все экспонаты были распроданы.
А.Белканов: «Лампы — любовь моя»
Московская фирма Helium показала внушительные акустические системы на основе самодельных коаксиальных динамиков. Они построены по принципу Transmission Line, имеют прекрасную внешнюю отделку, но звучанием своим не порадовали. Приличного баса из них выжать не удалось, а на верхней середине наблюдалась некоторая жесткость, свидетельствующая о наличии резких провалов АЧХ в этой области. Здесь стоит отметить, что это первый блин «Гелия», и в дальнейшем все недочеты наверняка будут устранены. «Теперь мы поняли, как надо», — заявили после прослушивания ничуть не обескураженные неудачей создатели.
Эта музыка будет вечной?
Известный нашим читателям по статье «Существует ли русский саунд?» («Салон AV» № 4 за 1997 г.) Александр Тарим из Днепропетровска прибыл на выставку за день до ее закрытия: украинская таможня не хотела пропускать через границу три огромных усилителя. Именно поэтому мы не успели сфотографировать эти произведения искусства. Самое интересное, что Тарим не считает свои творения хай-эндом. «Все попытки моих усилителей играть по-хайэндному, т.е. красиво и торжественно, безжалостно пресекаются, — заявил он перед прослушиванием. — Усилитель должен уметь передать то, что творится в душе исполнителя, и для этого я вкладываю в него свою».
Первым звучал Old Timer «Master Blaster», 60-ваттный стереофонический двухтактник на 6С33С с внешним источником питания. У этого аппарата душа блюзмена — все жанры он отыграл с потрясающим драматизмом, но блюзы в его исполнении не поддаются никакому описанию. Вслед за «Бластером» слушались два однотактных моноблока на ГМ-70 под названием «Yellow Single». У них оказался совсем другой характер — «Желтый холостяк» был патологически неравнодушен к женскому вокалу, который воспроизводил настолько эмоционально, что даже становилось страшно. К большинству же других музыкальных фрагментов он отнесся абсолютно индифферентно. В следующем номере журнала мы расскажем об одном из этих усилителей поподробнее.
«Белый Клык» и один из его создателей
Харьковский George Ohm верен своим традициям. «Мы делаем только двухтактные усилители, — завил корреспонденту Юрий Малышев. — Все сходят с ума по однотактникам только потому, что не слышали нормального пуш-пулла». Помимо бытовой, фирма серийно выпускает также концертную аппаратуру, которая пользуется большим спросом. На «Российском High End’e» демонстрировалась модификация усилителя MX50-2 на паре EL-34 в триодном режиме. Как утверждают независимые эксперты, присутствовавшие на прослушивании, при цене $400 этот малыш легко переигрывает АМС за тысячу.
Демонстрация конверторов MAL
Фирму «Валанкон» из Москвы представлять нет нужды. Ей последнее время достается от журналистов за то, что из года в год на выставки привозятся одни и те же модели усилителей. Их создатель Валентин Костин считает, что лучше хорошенько вылизать отработанную схему, чем кидаться из крайности в крайность. Его продукция тестировалась нашим журналом в составе «домашнего кинотеатра» («Салон AV» № 2 за 1998 г.). Усилители «Валанкон» отличаются мощным динамичным звучанием, в котором практически отсутствует пентодная окраска. На этот раз Валентин показал новую модель — бюджетный усилитель на широко распространенных пентодах 6П14П. Помимо оригинального дизайна, УМ-04 отличается мягким, сбалансированным звучанием. Похоже, это начало новой серии.
Лаборатория Губина запустила в серию свой GK-342К, который мы тестировали в прошлом году (см. «Салон AV» №4 1997). В ассортименте фирмы более десяти бюджетных моделей, в т.ч. совсем новая, на триоде SV-572 производства «Светланы». Кроме усилителей серийно выпускают сетевые кондиционеры и акустические кабели. «Наши соотечественники достойны хорошего звука» — вот лозунг Губина. Несмотря на патриотизм, разработчики активно ищут контакты за рубежом для сбыта своей продукции.
«Авант Электрик» — любые лампы оптом и в розницу
Лаборатория «Три В» из Таганрога привезла недорогой однотактник на 6С33С «Обертон». Владимир Стародубцев на этот раз изменил привычному закрытому дизайну и выставил выходные лампы напоказ. Кроме него демонстрировался двухтактник на старых добрых ГУ-50, звучавший очень и очень неплохо. Стародубцев постоянно экспериментирует с компонентами, и особенно с конденсаторами. Его последняя любовь — масляные К40-У9, не дающие посторонних призвуков и обладающие мягким, приятным звучанием.
ESP Phlogiston — никаких компромиссов
«Салон R.A.S.», дебютант из Таганрога, показал весьма необычные акустические системы «Ренессанс MV12». Они имеют двухкорпусную конструкцию — НЧ-излучатель установлен в отдельном боксе с панелью акустического сопротивления. Все динамики — от французской фирмы Davis, диффузор низкочастотника изготовлен из углеграфитного волокна, среднечастотника — из кевлара. АС обладают большой чувствительностью, около 93 дБ. RAS также приторговывает и аудиотехникой других производителей.
Подольский ПК «Монтажник», мощное деревообрабатывающее производство, одно из немногих в России, обладающее высокими технологиями отделки древесины, продемонстрировал уникальные АС, встраиваемые в мебель. Очень удобно — с виду тумбочка с дверцей, а на самом деле — колонка. Послушал музыку, закрыл, и снова тумбочка. Причем играет прекрасно (все динамики импортные), и не дребезжит ничего. При разработке конструкций специалисты ПК пользуются акустическими камерами МТУСИ. Слушались также и традиционные АС «Монтажника» ценой $200, которые при весьма скромном дизайне (а что вы хотите за эти деньги?) звучали очень убедительно.
«Обертон» Владимира Стародубцева
Завод «Рефлектор» из Саратова, как и в прошлом году, устроил выездную торговлю лампами. В его ассортименте два новых изделия — классические выходные пентоды КТ66 и КТ88. Цены были ниже рыночных (из первых рук все-таки). Стало уже хорошим тоном поругивать саратовскую продукцию, но мы ничего плохого про нее сказать не можем: купленные на прошлом «Российском High End’е» «тридцатьчетверки» работают в весьма тяжелых режимах до сих пор.
Их конкуренты из «Авант Электрик» сотрудничают со «Светланой», еще одним крупным российским ламповым производителем. На их стенде были самые уникальные образцы и панельки самых различных типов. Если лампы покупают, значит это кому-то нужно…
Стенд салона R.A.S. Слева — АС «Ренессанс MV12»
Молодая московская фирма «Новое Товарищество» дебютировала с однотактным усилителем, который так и назвали — «Первый». Похоже, выжав из триода 6С33С необыкновенно высокую мощность (20 Вт), конструкторы не смогли зафиксировать рабочую точку. Что, естественно, сказалось на звучании аппарата — продукты нелинейности выходного каскада были слышны даже на малой громкости. Возможно, уже во «Втором» этот существенный недостаток удастся исправить.
«Агат Электроника» по-прежнему делают неплохо звучащие усилители «Вэлст» на ГУ-50. Сейчас в разработке этого коллектива находится линейка новых моделей, но закончить хотя бы одну из них до открытия выставки не удалось.
Юрий Малышев представляет свои творения
В НПЦ «Колвир» из Таганрога на все руки мастера: фирма производит АС, цифровые и межкомпонентные кабели, катушечные магнитофоны (на базе готовых ЛПМ), предусилители-корректоры, эквалайзеры, полные усилители и даже стойки для аппаратуры. Единственная «транзисторная» фирма на выставке. Особого упоминания заслуживает RIAA-корректор «Колвир РС0050S», показавший изумительное звучание с ММ-головкой. К сожалению, при подключении к звукоснимателю с подвижной катушкой уровень шума оказался настолько велик (-44 дБ по данным производителя), что «музыкальность» изделия оценить не удалось. Внешний вид также оставляет желать лучшего.
Лаборатория Губина: «Подходи, не робей!»
«Электроакустическая мастерская В.Баранкова» состоит, похоже только из одного человека. Комплект из АС и двублочного усилителя мощности на EL-34 также существует в единственном экземпляре. Колонки весьма любопытные (см. фото): динамики в них установлены с точностью наоборот, т.е. магнитами наружу. На самом деле, это сдвоенные головки, причем одна из них пассивная, ее обмотка зашунтирована переменным резистором, с помощью которого можно менять добротность системы. Звучание этих пробковых исполинов, честно говоря, не поразило воображения — по сути правильное и ровное, оно было каким-то безжизненным. Возможно, АС оказались чересчур передемпфированными.
Евгений Алешин и технологии XXI века
Иное дело «Белый клык» братьев Арзумановых. Эти красивые двухполосные АС «ARSound KG Delta» изготовлены по уникальной технологии. Корпус отлит (!) из композитного вещества, в состав которого в числе прочих компонентов входит резина, алюминиевая пыль и кварцевый песок. Форма рассчитывалась на компьютере, причем основная задача ставилась избежать вибраций, стоячих волн и резонансов. Динамики применены самодельные, что позволило получить феноменально высокую чувствительность систем — 96 дБ/Вт/м. «Дельта» хорошо раскачивается маломощными однотактными усилителями. Их звучание, слитное, динамичное, фундаментальное, было по достоинству оценено публикой: АС были проданы сразу же после первого прослушивания.
Коаксиальные АС Helium
Иных уж нет, а те далече…
Как вы, наверное, уже заметили, кое-кого из старожилов российского хай-энда на выставке не оказалось. Причины у всех разные. Петербургская фирма SPB Sound, специализирующаяся на «народных» усилителях, ничего нового за истекший год не создала, и поэтому в Москву не приехала. «Техносфера» из Твери, напротив, свое участие подтвердила, но непосредственно перед открытием выставки полность распродала свою продукцию — недорогие, но очень качественные стойки для аппаратуры. Что ж, бизнес есть бизнес. А вот High End Master и Past Audio, как считают организаторы «Российского High End’а», поступили некрасиво. Попросив зарезервировать боксы (что и было сделано), они… попросту пропали и на телефонные звонки не отвечали. В результате этого поистине российского разгильдяйства оргкомитет понес убытки, а зарезервированные боксы не были использованы. Последнее обстоятельство особенно вызывает сожаление, т.к. некоторым желающим было отказано из-за нехватки места. Ходят слухи, что А.Девиченскй в это время вел важные переговоры со шведами о поставке своих усилителей за рубеж. Почему не приехал Утехин, не знает никто. Не было и продукции московской лаборатории Natural, основателя и зачинателя «Российского High End’а». На этот раз они выступили в роли соорганизаторов выставки, поскольку новых разработок нет, а старые показывать нет смысла.
Изделия «Рефлектора» в массы!
О том, что российские хай-эндщики в настоящее время испытывают кризис, на выставке нам приходилось слышать не раз. Людмила Перетяка, представляющая «Рефлектор», например, пожаловалась корреспонденту на империалистический заговор: «Кое-кто прилагает массу усилий, чтобы наша продукция не попала на рынок. Мы уже способны конкурировать с западными производителями, и это вызывает у них явно негативную реакцию». Возможно, это отчасти и так. Но лучше всех, на наш взгляд, прокомментировал ситуацию Владимир Стародубцев: «Когда мы начинали, импортную аппаратуру в Россию завозили две-три торговые фирмы. В условиях дефицита мы чувствовали себя очень уверенно — наша продукция шла нарасхват. Теперь, когда даже на периферии в каждом магазине стоит доступный японский хай-фай, у нас возникли проблемы со сбытом. Мы со своими черными ящиками оказались никому не нужными. Ведь продавец не станет каждому объяснять, что наши усилители, хотя и выглядят не так красиво, как фирменные, играют намного лучше». В связи с этим многие жаловались на недостаточное внимание прессы. Мол, кто как не вы возьмет на себя благородную миссию объяснить народу, что нужно покупать. Что ж, делаем все возможное, а пока российская продукция потихоньку перекочевывает за кордон, и не потому, что она лучше, а потому, что дешевле аналогичной западной. Говоря о прессе, нельзя не упомянуть еще одного участника выставки — питерский журнал «Вестник А.Р.А.», т.е. Ассоциации Российских Аудиофилов, посвященный проблемам конструирования ламповой техники. Его создатель и главный редактор Александр Белканов привез очередной, третий номер. Теперь можно с уверенностью сказать, что издание для отечественных самодельщиков состоялось. И еще одна новость: в Москве будет Музей ламп. Над этим работает Игорь Бабайцев, «отколовшийся» от Лаборатории Губина. Пока подбирается соответствующее помещение, фирма оказывает консультационные услуги.
Воспоминания о будущем
Следующий «Российский High End» будет пятым по счету, т.е. юбилейным. А в том, что он будет, организаторы не сомневаются и даже поделились с нами некоторыми соображениями по поводу его проведения. Во-первых, неуклонный рост числа участников приведет к тому, что всех желающих нынешний зал вместить не сможет. Значит, придется искать другое помещение. Во вторых, последовательное прослушивание экспонатов затянет сроки выставки. Сейчас она длится десять дней, и это уже много. Значит, придется оборудовать новые комнаты прослушивания. И, наконец, в-третьих, вход будет платным — Акустический центр МТУСИ, взявший на себя все расходы по проведению, полностью спонсировать столь масштабное мероприятие, которым обещает стать «Российский High End» в 1999-м, не сможет. Наверное, это и к лучшему: к дармовым вещам у нас испокон веку относились с пренебрежением.
Мы же со своей стороны обещаем выставке всяческую поддержку и посильную помощь. До встречи следующей весной!
Организаторы 4-й Межрегиональной Выставки «Российский High End’98»:
Акустический центр и кафедра Радиовещания и электроакустики МТУСИ
Российская секция Международного общества инженеров-акустиков (AES Russian)
Фирма «Валанкон» и лаборатория Natural.
Участники:
Акустический центр и кафедра Радиовещания и электроакустики МТУСИ
Российская секция AES
Общество «Гирос»
Журналы:
«Салон AV»
«Вестник А.Р.А.» (г. Санкт-Петербург)
«Радио»
Лаборатории:
Лаборатория Губина
«Три В» (г. Таганрог)
S.A.S.
Фирмы:
A&T Sound (г. Санкт-Петербург)
ESA Technology (г. Хабаровск)
George Ohm (г. Харьков)
Helium
MAL
Old Timer (г. Днепропетровск)
«Валанкон»
«Эррол-Лаб»
Прочие организации:
Салон R.A.S.
ООО «Авант Электрик» (г. Санкт-Петербург)
ООИ «Новое Товарищество»
ТОО «Агат Электроника»
ТОО НПЦ «Колвир» (г. Таганрог)
ОАО «Рефлектор» (г. Саратов)
Московский музей ламп
Электроакустическая мастерская «ESP Phlogiston».
Салон AudioVideo #5-6 1998 г.
Комментарии [4]
Александр Сергеевич Шаронов
С нетерпением ждем!
А.Б.
Спасибо за воспоминания о прекрасных временах и людях .
Николай ЕФРЕМОВ
Планируем каждую субботу выпускать по материалу. Самим интересно уже
AllB music
Супер!