Среди перечисленных мной неделю назад знаковых релизов-2021 не было вот этих трех, очень разных по настроению и тональности, но идеально ложащихся в контекст второго года пандемии со всеми ее теми и этими. Значит, надо рассказать о них сейчас, пока не наступил Старый Новый год, а то совсем нечестно будет.
Текила Джаз – Камни
Первый за 12 лет электрический альбом знаменитой петербуржской группы оказался удивительно цельным, мощным, ярким и совершенно непохожим на все, что происходит вокруг. Такое ощущение, что именно «Текилы» и не хватало для того, чтобы поймать сегодняшний цайтгайст — это при том, что ничто в «Камнях» к конкретному времени вроде и не привязано. Вообще говоря, новая работа Евгения Федорова и компании построена на контрастах. С одной стороны, он мягок, не агрессивен и даже не резок — с другой, он боевит и явно ведет за собой: этой упругой бас-гитаре, этому четкому, упрямому ритму противостоять практически невозможно. Возможно, автор прав, и это и впрямь песни про «веселый апокалипсис»; однако в большей степени возникает ощущение, что новым альбомом «Текила» противостоит окружающему безумию, как связанному с пандемией, так и не связанному, волевым образом встает на его пути —но это вставание персональное, личное, а не «на вынос»: смотри, слушай, но думай своей головой. Если вернуться к музыке, то это — абсолютно актуальный, вменяемый, лаконичный прог-рок с элементами джаза и «новой волны». «Камни» — безупречный рок-альбом взрослых, умных, талантливых людей, адресованный примерно такой же аудитории.
Mojdeus – Trandafir de la Moldova
Имя Мариана «Марио» Калдарару, одного из самых интересных этно перкуссионистов страны, известно скорее по музыке иного свойства — но в яркой группе Mojdeus на ударных играет именно он. Пауэр-трио, во главе которого стоит вокалист и бас-гитарист Геннадий «Маккеныч» Батог (третий участник — виртуозный гитарист Борис Агапов) сплетает воедино традиции залихватского и бескомпромиссного хард-рока первой половины 1970-х с молдавскими фольклорными музыкальными мотивами, разбавляя этот гремучий коктейль неожиданными стилистическими акцентами. Не стоит ждать от этого альбома легкого веселья с горьковатым привкусом в духе постмодернистских изысков Горана Бреговича — тут все по-серьезному, слова (то русские, то молдавских) значат ровно то, что значат: как в любви, так и в горе, как в застолье, так и в драке. Это, конечно, не отменяет веселья, но и оно здесь очень честное, без малейшей фиги в кармане. Вообще говоря, кажется, именно этого — прямолинейной и неглупой честности — долгое время не хватало нашей сцене, но никто не мог предполагать, что эта музыка придет к нам именно в таком обличье, с необычными мелодиями, проникнутыми острым привкусом того самого обжигающего чесночного соуса, мождея, в честь которого и названа группа.
The Wallflowers — Exit Wounds
Я уже писал об этом альбоме, но, право, стоит к нему вернуться. Младший Дилан по имени Джейкоб, давно уже выросший из штанишек рок-красавчика, но не прекративший писать талантливые тексты, успевший неоднократно испытать свет рампы MTV, поискать себя в акустической американе, уйти с радаров и вернуться в рок-н-ролл, записать свой седьмой за почти 30 лет альбом с абсолютно новым составом музыкантов, среди которых впервые оказалась вокалистка. Дилан-джуниор так же нервен и прямолинеен, но более умудрен жизнью, что дает ему возможность некоторого дистанцирования от собственных песен; они не стали от этого звучать хуже, может быть, несколько мрачнее — но, наверное, это и происходит с нами со всеми, когда мы наконец осознаем неодномерность и коварность этого мира: это означает, что мы становимся взрослыми. Остается только не зачерстветь; кажется, Джейкобу Дилану это не грозит.