Однотактные усилители на 300B всегда считались эталоном истинно аудиофильского звучания. Пара каскадов предварительного усиления и прямонакальный триод на выходе — что может быть проще? Но, как известно, чем лаконичнее схема, тем заметнее проявляется звуковая сигнатура каждой отдельной детали.
У польской Fezz Audio для построения правильных ламповых усилителей имеется мощный козырь.
ЧУТЬ БОЛЬШЕ КЛАССИКИ
За 90 лет своего существования прямонакальный триод 300В приобрёл чуть ли не мистический статус, да и сейчас рекламу усилителей, в которых он используется, можно видеть на сайтах многих дистрибьюторов. Лампа и на самом деле отличная, с идеальными характеристиками. Она была создана в 1935 г. инженерами американской компании Bell Labs и с самого начала предназначалась для звуковой аппаратуры. Самая широкая область её применения — воспроизводящие установки для первых звуковых кинотеатров.
Наиболее широкое распространение в кинематографе получил усилитель WE91 от Western Electric, в котором 300B работала в однотактном каскаде и выдавала 8 Вт честного, красивого звука. При чувствительности акустики 100 дБ и выше такой мощности вполне хватало для среднестатистического кинозала того времени. Коммерческий успех WE91 привлек внимание других производителей, что и положило начало отдельному направлению в аудио — усилители на 300B поступали в продажу как в виде готовых конструкций, так и разнообразными наборами «сделай сам». Но массовыми они никогда не были из-за дороговизны ламп и сложности выходных трансформаторов.
Чем же так хорош триод 300B? Прежде всего, своей линейностью, т.е. усиленный сигнал на аноде в точности повторяет тот, что подан на сетку.
Чем же так хорош триод 300B? Прежде всего, своей линейностью, т.е. усиленный сигнал на аноде в точности повторяет тот, что подан на сетку, независимо от амплитуды. Кроме того, лампа мягко клиппирует, и перегрузка мало заметна на слух. Прямой замены этому триоду нет, и он достаточно сложен в производстве. В настоящее время 300В выпускаются в России, США, Восточной Европе и Китае.
Если же говорить об однотактном усилении, то у него есть собственные плюсы:
— предельно короткий путь сигнала;
— абсолютный класс «А»;
— отсутствие фазоинверторного каскада и, как следствие, фазовых искажений;
— естественное соотношение чётных и нечётных гармоник (в двухтактных каскадах чётные подавляются).
Казалось бы, при максимально простой схеме все однотактники на 300В должны звучать одинаково, но это далеко не так. Мне доводилось слушать усилители Audio Note, Cary Audio, Manley Labs, Air Tight, а также самодельные конструкции достаточно высокого класса, и все они имели заметные отличия в характере звучания. Они определяются особенностями электронных компонентов и, в первую очередь, конечно, качеством выходных трансформаторов.
В Mira Ceti выходные трансформаторы тороидальные, с малым полем рассеяния и малой межвитковой ёмкостью.
У польской Fezz Audio большой опыт в области моточных изделий, ведь именно с их производства начиналась история компании. Более того, она даже выходники мотает на витых тороидальных сердечниках, а это особое искусство. Особенно, если усилитель однотактный — в сердечнике необходим зазор, препятствующий его насыщению при прохождении постоянного тока через первичную обмотку. Неужели распиливали кольцо из стальной ленты? Так или иначе, в Mira Ceti выходные трансформаторы тороидальные, с малым полем рассеяния и малой межвитковой ёмкостью, что и позволило получить полосу усиления от 20 Гц до 65 кГц (-3 дБ). Выходная мощность — 2 х 8 Вт при акустике с любым сопротивлением благодаря наличию выходных отводов на 4 и 8 ом.
Второй важный элемент, от которого зависит характер звучания усилителя — драйверный каскад, разгоняющий сигнал для выходной лампы. Для полной мощности 300В нужно на сетке порядка 60 вольт с малыми искажениями, поэтому создатели Mira Ceti выбрали, на мой взгляд, лучший вариант из всех возможных — двойной октальный триод 6SN7. Эта очень линейная лампа с высокой нагрузочной способностью применяется во многих усилителях для раскачки 300В, например, в Audio Note Quest и Ankoru (в последнем случае она качает даже две «трёхсотки» в параллель).
Входной каскад построен на другой половинке 6SN7, она выдаёт амплитуду, необходимую драйверу.
Заглянув в поддон шасси, мы увидели гигантский силовой трансформатор и анодный дроссель — оба намотанные на торах. Выпрямитель на кремниевых диодах, что можно считать отходом от классических аудиофильских канонов — в однотактниках принято использовать кенотроны. Но это вопрос не только цены, но и звуковых предпочтений: с диодами бас, как правило, чётче, и динамика порезче.
Звуковой тракт собран на печатной плате, в которую впаяны ламповые панельки. Регулятор громкости моторизованный, им можно управлять с пульта ДУ.
Линейных входов три, а тумблером Home Theatre подключается дополнительная пара RCA, через которую сигнал подаётся прямо на первый каскад усиления.
Все лампы — современные российские, выпущенные под брендом Electroharmonix. Усилитель доступен в четырёх цветах — чёрном, белом, бордовом и красном.
Голос — отдельная песня. Чувствуется и дыхание, и характерные нюансы именно этой исполнительницы, а при форсировании — оперная опора на диафрагму.
Источник в испытательной системе у нас с аналоговый — проигрыватель Thorens TD148A с ММ-картриджем Sumiko Amethyst и фонокорректор Fezz Audio Gratia (ему мы скоро посвятим отдельный обзор). Начинаем слушать с напольными MartinLogan Electromotion ESL, хотя электростаты и 8-ваттный однотактник — сочетание рискованное. Ставлю диск Carole King [1], чтобы проверить, как звучит рояль и женский вокал. Красиво. На прикосновение к клавишам инструмент отзывается богатым, породистым тембром. Передаются вибрации струны, а в нижнем регистре появляется отклик огромного корпуса. Звучание ровное, выверенное, затухание каждой ноты плавное, с естественной реверберацией.
Голос — отдельная песня. Чувствуется и дыхание, и характерные нюансы именно этой исполнительницы, а при форсировании — оперная опора на диафрагму. Но главное, конечно, здесь сама музыка, гармония массы мелких штрихов, прорисованных очень тщательно. Звук словно льётся, свободно и плавно.
А как у Mira Ceti с общей динамикой? Концерты Чайковского, Лондонский симфонический, за пультом Сейдзи Озава. Сразу отмечу линейность динамической шкалы, т.е. натуральное соотношение между звуками малой, средней и высокой громкости (техническим языком — линейность амплитудной характеристики). Инструменты вступают мгновенно, слаженно, и звук буквально летит, но всё же заметно, что на tutti усилителю приходится несладко, настоящее оркестровое крещендо ему удаётся с трудом. Но музыкальность феноменальная, высокопрофессиональный оркестр представлен во всей красе и славе. Между инструментами воздух, они не «слипаются» — типичное преимущество правильных однотактников на «трёхсотках». И нет того полупрозрачного, анемичного звука, когда производитель экономит на питании или на железе выходных трансформаторов.
В сцене точно фиксируются отдельные инструменты, профессионал при желании может сверять партитуру.
Меняем акустику на MartinLogan Motion 60XTi. Чуть снизилось разрешение в средней полосе, зато в басовом регистре теперь больше оттенков, а в верхнем ярче заискрилась медь. Немного сгладилось ощущение феноменальной слаженности оркестра, при том, что звук в целом открылся, острее проявились динамические контрасты и появился настоящий драйв. Подача впечатляющая, способная зарядить своей энергетикой.
В сцене точно фиксируются отдельные инструменты, профессионал при желании может сверять партитуру. Передний план заполнен плотно, провалов в звуковой картине нет.
Конечно, Mira Ceti усилитель не для озвучивания залов, но при чувствительности АС 94 дБ, как у Motion 60XTi, в комнате 20 — 25 метров для внимательного слушателя мощности будет вполне достаточно.
Наглядное подтверждение этому — релиз Grand Funk Railroad, «We’re an American Band» с его ураганным напором, мощной ритм-секцией и настоящей стеной звука. Получилось чуть более деликатно, чем требует этот жанр, но способность разложить звуковую картину на составляющие, не нарушая её целостности — редкое качество. И убедительный удар есть, и заход в достаточно глубокий бас тоже, и можно слушать громко без каши и сверлящих мозг высоких обертонов. Комфорт не во вред драйву тоже не часто встретишь.
Считается, что удел однотактников на 300В — камерный джаз, струнные квартеты, опера или что-то типа Боба Дилана. Верно, всё это отыгрывается легко и изящно большинством подобных усилителей. Но Mira Ceti выходит за рамки стереотипов, справляясь и с более сложной музыкой. И, как выяснилось, не так уж трудно к этому усилителю и современные колонки подобрать.
МУЗЫКА
- Carole King, «Music». Ode Records, Inc., 1971
- Seiji Ozawa and The London Symphony Orchestra, «Tchaikovsky’s Greatest Concertos». RCA Red Seal, 1971,
- Grand Funk Railroad, «We’re an American Band». Capitol Records, 1973
- Errol Garner, «Feeling is Believing». MPS Records, 1970
КОМПОНЕНТЫ
- TD148A с картриджем Amethyst
- Фонокорректор Fezz Audio Gratia
- Акустические системы MartinLogan Electromotion ESL Motion 60XTi
- Блок питания Ferrum Hypsos
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros Ultra RCA, Asimi Ultra RCA
- акустические Hi Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Mira Ceti 300b
Производитель: Fezz Audio (Польша)
Схемотехника: однотактная, класс А || Аналоговые входы: 3 х RCA, HT || Аналоговые выходы: акустические винтовые х 6 (4 и 8 Ом) || Диапазон усиливаемых частот: 20 Гц — 65 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность: 2 х 8 Вт (8 и 4 Ома) || Коэффициент гармоник: <0,4% || Потребляемая мощность: 115 ВА || Цветовые варианты: чёрный, белый, бордовый, красный || Габариты (Ш х В х Г): 360 x 215 x 340 мм || Масса: 14 кг || Цена: 350 000 руб.