©/℗ 2021 Scott Free Productions, Pearl Street Films, TSG Entertainment/ 20th Century Studios
Жанр: историческая драма
Формат: MPEG4/AVC 1080p, AC-3 5.1
Сценарий: Николь Холофсенер, Бен Аффлек, Мэтт Дэймон
Режиссер: Ридли Скотт
Оператор: Дариуш Вольски
Композитор: Гарри Грегсон-Уильямс
В ролях: Мэтт Дэймон, Адам Драйвер, Джоди Комер, Харриет Уолтер, Бен Аффлек, Алекс Лоутер, Мартон Чокаш, Уильям Хьюстон, Оливер Коттон, Орельен Лорнье и др.
Что. Средневековая Франция. Небогатый рыцарь защищает честь своей супруги, изнасилованной другим рыцарем, но более богатым и влиятельным. Поскольку королевский суд не в состоянии установить истину (было ли на самом деле изнасилование или все случилось по согласию), вопрос должен быть решен Судом Божьим, то есть поединком. История и все ее участники реальные. Литературная основа картины – книга американского литературоведа, специалиста по средневековой литературе Эрика Джагера «Последняя дуэль: правдивая история испытания битвой в средневековой Франции».
В фильме излагаются три версии событий – от двух соперников и жертвы изнасилования. Прием отнюдь не новый, использовался неоднократно. К примеру, в фильме 1950 года Акиры Куросавы «Расёмон», только там было четыре версии. Но это не важно. Важно, ради чего это делается. Фильм многослойный, как и положено настоящему большому искусству. Самый верхний и легко считываемый слой – об относительности истины в нашем мире. Где-то рядом – о глубине и сложности женской натуры, о конфликте разума и чувств. Если копнуть глубже, можно наткнуться на извечный вопрос: справедлив ли мир и в чем состоит эта самая справедливость? Ну и так далее. Каждый зритель считывает смыслы в меру своих способностей.
С коммерческой точки зрения фильм провалился – собрал около трети своего бюджета. Со временем еще доберет немножко, но если и окупится, то очень нескоро, как это произошло с еще одним хорошим фильмом – «Водным миром» Кевина Рейнольдса с Кевином Костнером в главное роли. Это нормально. Кинобизнес и киноискусство – совершенно разные вещи.
Кто. Главный здесь, вне всякого сомнения, Ридли Скотт, выступивший в роли постановщика. Режиссер выдающийся, но нестабильный, есть у него и великие и совершенно провальные картины. Такова природа творчества, тем более в кино, где результат зависит от множества людей. Но этот фильм, по моему глубоко субъективному мнению, у него получился.
Актерский ансамбль без преувеличения великолепен. Выбор исполнительницы главной женской роли Джоди Комер, ставшей звездой после сериала «Убивая Еву», показался мне поначалу странным, но потом все же понял, что он несет в себе важный смысл. Который проще всего выражается так: «Хрен их поймешь, этих баб».
Как. Совсем не похоже на то, что Ридли Скотт снимал раньше, особенно в фильмах про средние века. Хотя сам он почему-то очень не любит про это слышать – на этом «погорел» наш кинокритик Антон Долин. Тем не менее это так: фильм снят предельно реалистично, мрачно. Никакой рыцарской романтики, грязь, холод, голод, бесправие перед вышестоящими. Думаю, во многом именно это подкосило кассу фильму и вызвало массу отрицательных откликов – многие шли в кино на приятную костюмированную развлекуху, а попали на жесткую чернуху.
Напрашиваются ассоциации с «Доном Кихотом» Сервантеса, только великий испанец высмеивал рыцарские романы своего времени и случайно написал шедевр мировой литературы, а Ридли Скотт убивает романтическое кино про рыцарей жестким реализмом, методично и на полном серьезе. Причем делает это так мастерски, что картина очень долго не отпускает, периодически всплывая в памяти. Подобное «послевкусие» – свойство настоящего кино.
На чём. Как известно, самый сложный цвет для воспроизведения – серый, а в «Последней дуэли» он преобладает, хотя и бывает временами подсвечен синим, зеленым или желтым. Снимали по новейшей моде – при естественном освещении и без дополнительной подсветки. Поэтому нужен хорошо откалиброванный дисплей, способный передать максимально возможное число градаций. С хорошей проработкой деталей в тенях. Со звуком все значительно проще – с ним справится любой саундбар. Хотя на серьезной системе вы непременно заметите, насколько хороша здесь музыка – в основном негромкая, ненавязчивая и деликатная.