Все эти три бренда имеют культовый статус у самых серьёзных аудиофилов и меломанов. Кроме того, в нашей системе были задействованы старшие модели с чрезвычайно впечатляющими ценниками. И, наконец, что нечасто бывает, прослушивание проходило в большом, акустически подготовленном помещении.
Короче говоря — самая настоящая квинтэссенция High End Audio.
ЭФФЕКТ МАСШТАБА
Вся идея High End Audio строится на правильном подборе компонентов. Это известно всем, но получение желаемого результата (по крайней мере, соответствующий финансовым затратам) по-прежнему считается большой удачей. Посмотрим, повезёт ли нам в этот раз.
Главное звено в нашей системе, конечно же, флагманский конвертер MSB Technology Select DAC II. Мало того, что в нём воплощены самые изощрённые и бескомпромиссные решения в области цифрового аудио, так он ещё и построен по принципу Lego. Этоn массивный аппарат имеет модульную конструкцию, и его можно сконфигурировать под нужную системную архитектуру и коммутационные возможности. В отличие от младших моделей, он даже в базовом варианте имеет трёхблочную конструкцию – в отдельных корпусах выполнены собственно преобразователь и два 20-киллограммовых блока PowerBase для раздельного питания цифрового и аналогового трактов. Солидная масса обусловлена наличием в каждом из них шести огромных тороидальных трансформаторов. Столь радикальное решение позволило полностью изолировать отдельные участки схемы от помех и наводок, приходящих по питающим шинам.
Для преобразования цифры в аналог в Select DAC II задействовано восемь дискретных прецизионных ЦАПов с полностью балансной лестничной архитектурой. Эту проприетарную схемотехнику MSB Technology применяет и постоянно совершенствует с 1999 года. В отличие от «дельта-сигмы» и традиционных мультибитных схем преобразования, лестничные ЦАПпы хотя и требуют дорогостоящего подбора прецизионных элементов, но обеспечивают чрезвычайно низкий уровень помех на выходе и большую точность преобразования на малых уровнях. Каждый ЦАП индивидуально экранирован и термически связан с другими для выравнивания температурных режимов.
Все восемь линеек гибридные, т.е. имеют разные тракты для конвертации PCM и DSD.
Но главная фишка модели Select DAC II в том, что аналоговый сигнал поступает на выход напрямую – без преобразователей ток-напряжение, без ВЧ-фильтров или буферных каскадов. На его пути нет ни транзисторов, ни операционных усилителей – необходимая нагрузочная способность обеспечивается параллельным включением четырёх балансных ЦАПов в каждом канале. Громкость регулируется в самом конверторе – либо плоской ручкой, утопленной в верхнюю панель, либо вращающимся кольцом на пульте ДУ.
Аналоговый сигнал поступает на выход напрямую – без преобразователей ток-напряжение, без ВЧ-фильтров или буферных каскадов.
Конвертер поддерживает PCM до 32 бит/с частотами дискретизации 44,1 — 3072 кГц, а также DSD64, 128, 256 и 512 в форматах DFS, DFF, DXF и DoP. Предельные значения частот дискретизации для сегодняшней технологии MSB — до 6 МГц для PCM и до 50 МГц для DSD, т.е. запас для будущих форматов с более высоким разрешением здесь огромный. Встроенный тактовый генератор, Galaxy Femto 33, отличается ничтожно малым джиттером и фазовым шумом. Кроме того, он построен на двух кристаллах для генерации семейств частот, кратных 44,1 кГц и 48 кГц. Первая группа используется в CD, DSD и некоторых форматах высокого разрешения с дискретизацией 176,4 кГц.
С частотами, кратными 48 кГц, мы сталкиваемся гораздо чаще – большинство современных HD-файлов имеют разрешение 96 кГц и 192 кГц, а некоторые и 384 кГц. Обычно от тактового генератора получают одну частоту, которую потом делят, чтобы получить значения, кратные 44,1 и 48 кГц, но при этом неизбежно возрастает уровень шумов и джиттера.
Особые меры приняты и для того, чтобы и светодиодный дисплей с крупными символами не давал помех в звуковой тракт: он помещён в экранированный отсек фрезерованного шасси и обновляется в промежутках между обработкой данных.
Массивный пульт ДУ в алюминиевом корпусе со стальными кнопками питается от литиево-ионных аккумуляторов, которых хватает на несколько месяцев работы. А заряжаются они всего за несколько минут через USB порт.
По описанию разработчиков, это уникальная схема, которая является источником тока с малым выходным сопротивлением.
В нашем экземпляре Select DAC II был установлен сетевой рендер с поддержкой Roon/UPnP, способный принимать и передавать на преобразование поток PCM до 768 кГц/32 бит и DSD до 11,2 МГц. На борту также цифровой приемник (Coax, TosLink) с гнездом BNC для синхронизации внешних устройств и усилитель для балансных входов и выходов – базовый модуль предварительной ступени Preamp Output Module. Так что Select DAC II не просто конвертер, а полноценный балансный предусилитель с аналоговым регулятором громкости и возможностью установки дополнительных аналоговых входов. В нашем экземпляре был также установлен опциональный модуль Pro ISL для подключения к транспорту MSB, а вообще возможен выбор ещё из 15 адаптеров для подключения внешних устройств с разными интерфейсами.
Вес каждого моноблока DartZeel NHB 468 — 70 кг, и львиная его доля приходится на гигантский тороидальный трансформатор, который виден через прозрачную боковую стенку. Он установлен вертикально на платформе, соединённой с корпусом через демпферы, эффективно работающие в диапазоне 40 – 70 Гц. Несмотря на солидную энерговооружённость в 750 джоулей, выходная мощность усилителя отнюдь не рекордная — 475 Вт RMS на 8 Омах, 625 Вт на 4 Омах и 222 Вт на 2 Омах. Последнее значение может вызвать недоумение, но на самом деле всё логично – потенциал NHB 468 указан честно, при определённом уровне искажений, которые на низкоомной нагрузке растут очень быстро. Тем не менее, производитель гарантирует высокое качество звучания с колонками, имеющими провал импеданса до 1 Ома и даже ниже.
Основатель компании Питер Норбек (Peter Noerbaek) предпочитает симметричное расположение излучателей по принципу д’Апполито.
Самое же интересное в этих моноблоках – недавно запатентованная схемотехника darTZeel CP2C (Constant Power to Current). По описанию разработчиков, это уникальная схема, которая является источником тока с малым выходным сопротивлением. Говоря проще, усилитель выдаёт в нагрузку сигнал, по форме в точности повторяющий входной, причём с колоссальной скоростью и компенсацией противодействующего напряжения, которое приходит на выходные клеммы от громкоговорителей при их работе (т.н. обратная ЭДС). Быстродействие NHB 468 действительно впечатляет, более 200 В в микросекунду, но гарантировано оно лишь при подключении по 50-омному входу Zeel. В целом же схемотехника CP2C управляет акустическими системами так, будто они являются неотъемлемой частью усилителя. И что важно — при полном отсутствии общей обратной связи.
Выходные каскады работают с малым смещением, очень близко к классу В — Эрве Делетраз (Hervé Delétraz), глава разработчиков darTZeel, считает это режим оптимальным с точки зрения качества звучания, экономичности и срока службы компонентов. Именно поэтому у моноблоков нет внешних теплоотводов.
Акустические системы PBN Montana MR!777 – пожалуй, самые крупные из всех, что мне доводилось слушать. Трёхполосные гиганты более двух метров высотой и массой 222 кг, и в каждой по паре 18-дюймовых басовых драйверов, столько же 12-дюймовых среднечастотников и крупный ленточный твитер в центре. Основатель компании Питер Норбек (Peter Noerbaek) предпочитает симметричное расположение излучателей по принципу д’Апполито, гарантирующее линейную частотную и фазовую характеристики при широкой диаграмме направленности. Передняя панель в центре заужена, чтобы минимизировать отражения и возникающую из-за них интерференцию на высоких частотах.
Полосы делятся на частотах 200 и 1200 Гц, причём на НЧ используются фильтры Линквица-Райли восьмого порядка, а на СЧ – Баттерворта шестого. Плата внушительных размеров установлена в изолированном отсеке с прозрачной крышкой, так что количество применяемых деталей и их качество можно оценить воочию. Кроссоверы тщательно рассчитаны и согласованы по фазе, поэтому многопроводное подключение не предусмотрено.
В отличие от предыдущих моделей, в которых устанавливались динамики ScanSpeak и SEAS, флагманы MR!777 построены на заказных американских драйверах с бумажными диффузорами. Исключением стал лишь ленточный твитер SA 8535 голландской компании Stage Accompany.
Чувствительность колонок 95 дБ, диапазон частот 20 – 20 000 Гц с неравномерностью не более 1 дБ.
Гармония микро и макро
Пожалуй, впервые мне довелось слушать гигантские «Монтаны» в помещении, соответствующе по объёму. Комната у нас была огромная, и что самое главное, не переглушенная. Поэтому звуковая картина формировалась не только из прямого, но и отражённого звука, причём отражения (к слову, не слишком заметные) были прекрасно согласованы по фазе и прекрасно дополняли картину. При воспроизведении всё пространство было заполнено так, будто все мы находились в настоящем концертном зале. И традиционного ощущения, что ты слышишь не музыку как таковую, а воспроизводящую систему в неких акустических условиях, здесь вообще не возникало. Кроме того, когда сидишь на удалении от MR!777 метрах в шести-семи, цельность звуковой картины и фокусировка образов получается идеальной. При этом, конечно, усилители должны иметь потенциал для поддержания звукового давления. Пары DartZeel NHB 468P хватило бы и для озвучивания спортивной арены, и при этом на их присутствие в тракте вообще не обращаешь внимания.
Источник MSB каким-то непостижимым образом придаёт звучанию изящную плавность, не теряя при этом энергетического напора.
Часто ведь как бывает: начинаешь прибавлять громкость, и тут же улавливаешь в звучании новые нюансы – подкраску, снижение разборчивости, изменения в пространстве сцены… «Дартзилы» дают стабильную картину на любой громкости и любом музыкальном материале. Они действительно держат акустику «на коротком поводке», искусно управляя ею во всём динамическом диапазоне. Здесь и скорость, и те самые микроконтрасты, которые так любят аудиофилы, и на редкость ровный музыкальный баланс. Последнее означает, что произведение звучит цельно, ровно, без доминирования отдельных групп инструментов. То же можно сказать и про вокал – женский (Нетребко) или мужской (Дж.Дж. Кейл) звучат абсолютно живо, будто исполнители реально стоят перед вами. Считайте это трюизмом, но на самом деле столь очевидный эффект бывает не так уж часто.
При таком воспроизведении восприятие невольно переключается со звуковых акцентов на музыкальные, но всё же попробую проанализировать свои впечатления. Для начала я бы отметил удивительно точный контроль за огромными 18-дюймовыми диффузорами. У них совсем небольшой ход, поэтому бас не кажется ни раздутым, ни доминирующим в тональном балансе. А вот панч они могут выдать такой, что каждую ноту контрабаса ощущаешь собственной диафрагмой. И вся прелесть системы в том, что её динамический потенциал совершенно не забивает более тонкие материи, которые демонстрируются с изяществом лампового однотактника.
«Дартзилы» дают стабильную картину на любой громкости и любом музыкальном материале. Они действительно держат акустику «на коротком поводке».
И вот теперь пора перейти к источнику. Сначала я слушал свои компакт-диски, загружая их в транспорт MSB Reference (не упоминал о нём, т.к. он уже снят с производства), и должен заметить, что звучание показалось не совсем обычным. Отсутствовала резкость и характерная грубость, присущая контенту 44/16, которая всегда становится заметной при его сравнении с хай-резами. Источник MSB каким-то непостижимым образом придаёт звучанию изящную плавность, не теряя при этом энергетического напора. И на Dream Theater, и на блюзах Дага Маклеода чувствуется мощная энергетика, причём даже на вполне умеренной громкости. И речь не о звуковом давлении (с ним-то проблемы бывают редко), а о передаче эмоций, заложенных в самой записи.
Теперь переключаемся через модуль Network Renderer к локальному серверу с колоссальной фонотекой. И вот на хай-резах Select DAC II выдал какой-то нереальный саунд. Обычно качественное воспроизведение файлов приравнивают к аналоговому звучанию, но где, скажите, взять аналог, хоть немного похожий на то, что выдаёт MSB? Пластичность, цельность, абсолютно «чёрные» паузы между тактами на классической музыке, настоящее серебро тарелок и блеск гитарной струны на блюзе… И в нужные моменты обрушивается настоящая стена звука, а затем — едва слышимые отголоски и послезвучия, заполняющие комнату.
DSD-файлы звучат тише, чем PCM, но лёгкости, полёта и динамичной свободы в них больше. Alison Krauss, «Now That I’ve Found You» – здесь уже не только реальные исполнители на сцене, но и зал со зрителями вокруг. Разрешение выросло не только тембральное, но и атмосферное, пространственное. На слух точно фиксируются не только сами виртуальные образы, но и как бы их звуковая аура, особенно заметная в верхней полосе. Субъективно диапазон ленточного твитера расширяется именно за счёт этих гармонических нюансов.
На слух точно фиксируются не только сами виртуальные образы, но и как бы их звуковая аура, особенно заметная в верхней полосе.
Теперь послушаем конвертер, подав сигнал с жёсткого диска МакБука через внешний асинхронный USB модуль. И здесь знакомые записи отличились, ла ещё как: при прежней пластичности и временном согласовании частотных полос из многих треков ушла неторопливость, неспешная текучесть, характерная для музыки, воспроизводимой с жёсткого диска. Многое, конечно, зависит от программного плеера, но с Amarra, который мы используем, это замечалось неоднократно. И вдруг — бодрый темп, ритм задаётся точным, основательным ударом, и тот же накал эмоций, что я отмечал при воспроизведении CD.
Коротко общие впечатления я бы сформулировал так: MSB Select DAC II способен извлечь музыку из любого цифрового носителя независимо от того, с каким разрешением она записана. А связка моноблоков DartZeel с акустикой Montana MR!777 разворачивает это событие перед нами в точности, как оно представлено источником. И что особенно важно — в абсолютно натуральную величину.
СИСТЕМА
- CD/SACD-транспорт MSB Technology Reference
- Цифроаналоговый конвертер MSB Technology The Select DAC II
- Моноусилители мощности DartZeel NHB 468P
- Акустические системы PBN Montana MR!777
- Кабели:
- Межблочные и акустические Shinpy SST
- Сетевые Fisch Performance 7
MSB Technology Select DAC II
Производитель: MSB Technology Corp (США)
Конвертеры: 8 гибридных мультибитных цифро-аналоговых модуля || Форматы: PCM до 32 бит/44,1 — 3072 кГц, DSD x64, x128, x256 (DFS, DFF, DXF, DoP) || Тактовый генератор: Galaxy Femto 33 || Цифровые входы: S/PDIF (RCA), Toslink, BNC, 4 изолированных модульных слота || Дисплей: дискретные LED || Аналоговые входы: XLR || Аналоговые выходы: XLR || Габариты: 444 х 444 х 79 мм || Масса конвертера/блоков питания: 11/20 кг || Цвет: черный, серебристый || Цена: $132 965
dartZeel NHB 468
Производитель darTZeel Audio SA (Швейцария)
Конфигурация: моно || Входы: RCA, BNC, XLR || Выходная мощность на эквиваленте нагрузки: 475 Вт (8 Oм), 625 Вт (4 Oм), 222 Вт (2 Ома) || Полоса усиливаемых частот (+0/-3 дБ): 0,7 Гц — 700 кГц || Усиление: 26/32 дБ || Коэффициент нелинейных искажений (7 Гц – 77 кГц): <1% || Отношение сигнал/шум: >115 дБ || Скорость нарастания выходного напряжения: >200 В/мкс || Входное сопротивление: > 30 кОм (RCA), 50 Ом (Zeel) || Выходное сопротивление: 0,28 Ом (8 Ом, 20 Гц — 20 кГц) || Габариты: 460 x 270 x 511 мм || Масса: 70 кг || Цена за пару: CHF 198 200
PBN Montana MR!777
Производитель: PBN Audio (США)
Конфигурация: 5 излучателей, 3 полосы || Акустическое оформление: вариовент || Диапазон воспроизводимых частот: 20 – 20 000 Гц ±1 дБ || Чувствительность: 95 дБ/2,83 м/1 м || Частоты разделения полос: 200, 1200 Гц || Сопротивление: 4 Ома (минимум 2,5 Ома) || Bi-wiring: нет || Отделка: натуральный шпон ореха || Габариты (с опорами): 2057 х 660 х 699 мм || Масса: 222 кг (каждой) || Цена за пару: $172 800
Комментарии [2]
Константин
Здравствуйте, Николай, на усилителях в спецификации не правильно указана мощность, перепутано на 2, 4, и 8 Ом
Николай ЕФРЕМОВ
Константин, здравствуйте. Вы невнимательно читали текст: мощность усилителей указана при определённом уровне искажений, на 2 Омах это значение достигается при меньшей мощности, чем на четырёх или восьми.