©/℗ 2021 Sister, Sky Studios, South of the River Pictures/Sky Atlantic, HBO
Жанр: мини-сериал, криминальная мелодрама
Формат: MPEG4/AVC 1080p, AC-3 2.0
Сценарий: Эд Синклер, Уилл Шарп
Режиссер: Уилл Шарп
Оператор: Эрик Уилсон
Композитор: Артур Шарп
В ролях: Оливия Колман, Дэвид Тьюлис, Кейт О’Флинн, Дипо Ола, Сэмюэл Андерсон, Фелисити Монтегю, Дэвид Хейман и др.
Что. Реальная история, переосмысленная затейливым художественным образом. О том, как супруги Сьюзи и Кристофер Эдвардс были обвинены в убийстве родителей Сьюзан и осуждены за это на 25 лет. Хотя свою вину пара не признала и уверяла, что убийство не было преднамеренным. Тогда как следствие настаивало на тщательной подготовке, продуманности и меркантильных мотивах преступления. Это криминальный сюжет, в котором нам известно практически всё, кроме реальных мотивов убийц, а также причин, по которым они сами сдались в руки правосудия спустя 15 лет. И никогда не узнаем. Хотя и можем догадываться и строить предположения. На самом деле сюжет здесь не главное, он играет роль шампура, на который нанизывается мясо основных смыслов.
Несмотря на документальную основу, нам с самого начала указывают, что мы смотрим постановку – создатели сериала используют тот же прием, что применен в фильме Леоса Каракса «Аннетт», причем внутри картины нам показывают еще одну – ту, что снимают в своей голове герои. Они синефилы, любители кинематографа середины прошлого века, поэтому их внутренний «фильм» выдержан в той же винтажной стилистике. Это настоящее, «большое» кино, в значительной мере утраченное в наши дни. Компьютерная графика вытеснила классические изобразительные приемы, а примитивный «экшн» – драматургию чувств.
Хотя героев обвиняют в расчетливости, в том, что они убили ради денег, мы понимаем, что это не так. Они движимы чувствами, своей необыкновенной любовью друг к другу, немыслимой в современном мире. Так любили в старом кино – самоотверженно и самозабвенно. Ради такой любви можно пойти на любое преступление, сесть в тюрьму и даже жизнь свою отдать. Герои сериала эту любовь сохранили, а все остальное уже не важно.
Кто. Постановщик картины и один из авторов сценария – Уилл Шарп. Недавно в прокат вышел его полнометражный фильм «Кошачьи миры Луиса Уэйна» с Бенедиктом Камбербэтчем в главной роли, ранее он снял сериал «Флауэрсы», а также играл в сериалах «Шерлок», «Сирены», «Дирк Джентли».
Эмоциональный и смысловой «кулак» сериала – исполнители главных ролей Оливия Колман и Дэвид Тьюлис. Первая из них получила «Оскар» за роль королевы в картине «Фаворитка», второй пока довольствуется серебряной наградой Каннского фестиваля 1993 года за лучшую мужскую роль (фильм «Обнаженная»), а также множеством номинаций, но зато он снимался в «Гарри Поттере», сериале «Фарго» и бессчетном числе блокбастеров. У меня нет адекватных слов, чтобы восхвалить этот актерский ансамбль. Думаю, эту работу должны пристально изучать во всех актерских школах планеты.
Основной автор сценария Эд Синклер – муж Оливии Колман. Так что сериал явно готовился под нее, хотя внешне она совсем не похожа на реальную Сьюзен. К тому же Оливия входит в число продюсеров. Но хуже от этого не стало.
Как. Высший класс. Сделано в лучших традициях мировой киноклассики. Уж на что сильна «Последняя дуэль», а «Садоводы» еще круче. Историю нам не рассказывают, а показывают, побуждая сопереживать действующим лицам. Незаметно для себя мы становимся воображаемыми участниками событий. Ну, не все, конечно, а только те из нас, что способны мысленно поставить себя на место других. Ну, а без этого и смотреть сериал нет никакого смысла.
На чём. Главное, чтобы дисплей был большим, цветным и калиброванным, иначе будет трудно понять в какой из кинематографических «матрешек» вы сейчас находитесь – иных маркеров, кроме характера изображения, ну и отчасти возраста действующих лиц, нам не дают. Музыка хороша, и вы это поймете на любой аудиосистеме, каких-то особых требований к тракту она не предъявляет.