Они выступали в Москве четыре года назад, и это было своевременно. «Захватывающие и витальные», «Лондонское джазовое возрождение», «Одна из лучших затей на лондонской джазовой сцене» — так уже несколько лет откликается английские и американские СМИ на выступления и студийные работы ансамбля Ezra Collective. И, честно говоря, с западными коллегами трудно не согласиться. Мы ждали их год назад на «Усадьбе Джаз», но пандемия перечеркнула все планы. Впрочем, это не мешает нам внимательнее вглядеться в лондонскую пятерку — и наверняка она все-таки приедет в Москву.
…Они ворвались на лондонскую сцену, видевшую всякое, в 2012-м. Братья Ти-Джей (бас-гитара) и Феми (барабаны) Колеозо, Джеймс Моллисон (саксофон), Дилан Джонс (труба) и клавишник Джо Армон-Джонс сделали ставку на лихой коктейль из афробита и регги, свинга и традиционного джаза, латино и хип-хопа, положенный на упругий и заводной ритм. Группа сразу продекларировала, что не хочет ни предаваться ностальгии, ни блюсти строгие джазовые традиции. Напротив — под них сразу можно было танцевать.
Буквально сразу Ezra Collective выиграли невероятно престижный джазовый конкурс Yamaha Jazz Experience Competition и едва ли не мгновенно попали на Лондонский джаз-фестиваль, на разогрев к настоящей, серьезной и заслуженной звезде джаза, трубачу Теренсу Бланшару. Год спустя они выступили на сцене Ройял-Альберт-Холла, а затем попали в джаз-клуб Ронни Скотта, на одну из самых знаменитых джазовых площадок британской столицы.
За прошедшее с тех пор время у группы вышло несколько EP и — в 2019-м — дебютный альбом You Can’t Steal My Joy (с участием известного хип-хопера Лойла Карнера, певицы Джоржи Смит и афробит-группы Kokoroko); к тому же музыканты выступили на дне рождения у легендарного музыканта и продюсера Квинси Джонса и отыграли полноценный гастрольный тур по США.
«Когда-то я рассматривал джаз как элитный вид искусства, к которому у меня не было доступа», — сказал недавно в интервью New York Times Феми Колеозо. «Это было как игра на скрипке или верховая езда». Наверное, поэтому — несмотря на то, что каждый из участников может считаться полноценным виртуозом — джаз Ezra Collective открыт, приветлив и готов принять каждого, вне зависимости от степени вовлеченности, умения и знания нотной грамоты.
И если в последние десятилетия за рамками собственного инкапсулированного мира джаз стал чем-то вроде специи, приправы то к рэпу, то к танцевальной музыке, то к этнобиту, приправы, которую добавляли то скупо, то щедро — теперь, и в том числе благодаря Ezra Collective, он выходит за рамки жанрового гетто и вновь расправляет плечи.