Этот тест можно считать полноценным парным поединком — упомянутые в заголовке колонки от авторитетного немецкого производителя High End Audio отслушивались в новой акустически обработанной комнате Huge Sound в равных условиях и в тракте референсного уровня. Но, если честно, замысел состоял совсем не в том, чтобы противопоставить две пары АС друг другу.
ГЕНИИ И КЛАССИКИ
Для начала коротко представим всю тестовую систему, которую с тем же успехом можно назвать и экспериментальной.
Цифровая часть реализована на роскошном ветеране — ЦАПе dCS Scarlatti, класс которого без преувеличения можно считать запредельным. Вдобавок, его можно дополнить одноименным апсемплером, мастер-клоком и дисковым приводом. Но у нас тракт лаконичный: к упомянутому ЦАПу подключен лишь стример dCS Bridge Network и таким образом сэкономлено немало средств на дорогостоящей обвязке.
В аналоговой части — двухмоторный проигрыватель Acoustic Signature Storm, оборудованный редким тонармом Moerch DP-8 (одноопорный, 12-дюймовый, с легчайшей латунной трубкой и поперечными противовесами для стабилизации в горизонтальной плоскости). На нем установлен картридж Air Tight PC1S.
Их корпуса сделаны из 18-миллиметровых панелей HDF-Complex. Они довольно отзывчивы при постукивании, но гулкости нет — звук в материале замирает мгновенно.
Обратите внимание, что корректор в нашей системе — Mastersound Stilo. Фоносекция есть и в ламповом преде Spettro, но у него нет столь широких возможностей настройки нагрузочных параметров, которые необходимы для весьма дорогих и специфичных головок MC-типа. Однотактные моноблоки PF100 Litz Edition с четырьмя триодами 845 в параллель на выходе — тоже детище итальянской Mastersound. В чистом классе «А» эти махины без общей обратной связи выдают более 100 ватт. Выходные трансформаторах намотаны литцендратом, поэтому при всех достоинствах однотактного усиления PF100 имеют скорость, детализацию и разборчивость баса как у хороших транзисторных оконечников. Тот самый случай, когда всего вдоволь: и мощности, и технической безупречности, плюс репутация, как у Rolex. Вся усилительная система, кстати, стоит около 60 000 евро.
На кабелях нарочно акцент не делаем — это, скажем так, пока лишь «установочный», а не подобранный набор. А вот об акустике следует рассказать подробнее.
Обе модели — от Томаса Блюменхофера. Основанная им еще в 1977 году компания в наше время специализируется на штучных рупорных системах высшего класса, но сегодня мы испытаем не самые дорогие модели этой марки.
Серия мониторов Classic была создана в сотрудничестве с нидерландской компанией Old School HiFi. В этой условно доступной линейке есть огромные системы 1743, которые выглядят как эксклюзивная альтернатива культовым американским исполинам JBL 4351 (хотя об этом нигде не говорится). Однако наши испытываемые, трехполосные 1733 с виду куда скромнее и даже претендуют на оригинальность — точных аналогов среди винтажа мне найти не удалось.
Серия Genium куда лучше выражает идеологию минимализма и простоты, которой придерживается Blumenhofer.
Их корпуса сделаны из 18-миллиметровых панелей HDF-Complex. Они довольно отзывчивы при постукивании, но гулкости нет — звук в материале замирает мгновенно. Полагаю, Томас намеренно добивался от стенок АС определенной «живости».
Нижняя головка — внушительная басовая классика 15-дюймового калибра (38 см) на резиновом подвесе. Она работает до 250 Гц, а далее вступает 10-дюймовая головка с легким диффузором из прессованной целлюлозы. С 1200 Гц все воспроизводит компрессионный драйвер с 44-миллиметровым майларовым куполом, помещенным в довольно массивный литой раструб с узкой 25-миллиметровой горловиной. Фильтры в Classic 1733 настраиваемые, позволяют ослабить обе полосы относительно басовой на 2, 4 и 6 дБ, хотя по фактическим частотам среза это не совсем то, что должно называться Mid и High.
Серия Genium куда лучше выражает идеологию минимализма и простоты, которой придерживается Blumenhofer. Системы FS 1 III — самые крупные в этом ряду и имеют всего две полосы: короткоходную 15-дюймовую НЧ/СЧ-головку дополняет большой компрессионный драйвер с титановым 75-миллиметровым куполом. Он помещён в крупный раструб и оформлен как отдельный модуль, который может двигаться вдоль акустической оси, что позволяет подобрать идеальное временное согласование между полосами в конкретном помещении. Основной корпус довольно глубокий, сделан из березовой фанеры, имеет «гармонизированный» фазоинвертор (вероятно, его резонанс подобран в унисон другим вибрациям внутри системы). Подключение головок раздельное, при этом перемычками можно не только понизить на 1 — 2 дБ уровень верхней полосы, но и сгладить кривую импеданса. Сама фильтрация осуществляется на 850 Гц.
Заметим, что для крупного 75-миллиметрового твитера такая частота не является проблемной, а вот 15-дюймовой головке доиграть до таких значений без локальных выбросов и провалов на АЧХ непросто. Но это именно то, чего много лет добивался Блюменхофер, экспериментируя с драйверами. В третьей версии применяется один из самых легких видов целлюлозы воздушной просушки, которая формирует на диффузоре определенный концентрический рельеф, гофрированные подвесы и система из дорогостоящих магнитов AlNiCo.
Шок или трепет?
Обе модели, как нетрудно догадаться, отличаются высокой чувствительностью — соответственно, 95 и 96 дБ. Само собой, они позволяют ламповому усилителю реализовать свой мощностной потенциал по максимуму.
Динамика в тандеме с Classic 1733 получилась просто улетная — такой ураганной скорости и «пробиваемости» по басу вы не найдете даже в системах с киловатными транзисторными усилителями. Интересно, что двухполосные модели в этом зачете ничуть не отстают от более мощных трехполосок и даже превосходят их в реализме атаки (панч у них — вообще как выстрел в голову) и текстурности послезвучий. Classic 1733 стараются вложить в звук всю силу и энергию, а Genium FS1 III — всю страсть и душу. Они обращаются бережнее с микродинамикой, поэтому все, что записано с микрофонов «как есть», с минимальными исправлениями в микшерских консолях, на них звучит более увлекающе и жизненно.
Интересно, что двухполосные модели в этом зачете ничуть не отстают от более мощных трехполосок и даже превосходят их в реализме атаки и текстурности послезвучий.
Трехполосные модели формально линейнее внизу и лучше заполняют весь диапазон. Им по силам мощь самых низких органных регистров. В подаче наиболее «весомых» бочек иногда улавливаются призвуки из портов, немного замыливающие общий рельеф, зато панч здесь не сухой, а с внятным «контактным» щелчком — это и позволяет с комфортом и особым удовольствием слушать энергичные роковые, электронные или танцевальные композиции во всем диапазоне громкостей. А если покажется, что системы «на максималках» чрезмерно назойливы в среднем и верхнем диапазоне, то можно поэкспериментировать с полосными аттенюаторами.
Genium FS1 III выигрывают в линейности вверху. Если в звучании пищалок «Классиков» можно было заметить некоторый повторяющийся оттенок на всех тарелках и сибилянтах, то двухполосные модели чисты до такой степени, насколько это вообще возможно для рупорно-компрессионных преобразователей — не вспомню случаев, когда подача СЧ/ВЧ регистра была субъективно еще более гладкой и взвешенной, чем здесь. Да, была заметна незначительная «золотистая» подкраска, но она исходила, как выяснилось, от усилителей. А чуть более низкий и яркий «шелковый» налет легко устранялся сдвигом ВЧ-модулей: всего на сантиметр вглубь — и тональный рисунок становился почти таким же вычищенным, как у дорогих студийных мониторов, что наверняка порадует адептов нейтрального звучания.
А еще Genium раскрывают все плюсы цифрового тракта dCS с Ring DAC, которые на Classic 1733 казались не слишком очевидными.
Сцена у Classic 1733 масштабна и точна. Вторые-третьи планы проявляются в объеме так же локализованно и вещественно, как и основной первый. Поэтому на этой акустике интересно слушать и грамотно сведенные студийные записи, и большие симфонические работы. Особенно, когда источник аналоговый, а на нем проигрывается запись аудиофильского уровня — благодаря такому тракту акустика в полной мере «выкладывает» перед слушателем не только саму сцену, но и царившую во время записи атмосферу.
А вот Genium FS1 III начинают «рисовать» пространство лишь при тщательном подборе стереобазы, углов и смещений СЧ/ВЧ-модулей. Но если с настройками попасть «в яблочко», получится не просто визуализация сцены, а самая что ни на есть 3D-карта звуковых образов, в которой будут читаться и выходящие за пределы стереобазы виртуальные источники, и отклики сверху, и весь окружающий вас фон из других слушателей на концерте. Все это чрезвычайно усиливает иллюзию присутствия при реальном музыкальном событии.
А еще Genium раскрывают все плюсы цифрового тракта dCS с Ring DAC, которые на Classic 1733 казались не слишком очевидными. Оформленность всех деталей, цельность главных образов, свобода от цифровой сухости и гранулярности уже какая-то недостижимая. При этом ничего не подается нарочито выпукло, ярко или резко — все звучит со своим естественным задором и блеском. И за такую натуральную подачу простым двухполосным системам можно простить все — даже легкий недобор по низам.
Вместо выводов
Любой аудиофил знает, какими соблазнами чревато знакомство с продвинутыми аудио компонентами — сразу возникает желание опробовать их в своей системе. Но не всегда за этим следуют действия. Очередной шаг к идеалу может выглядеть или неподъемным по деньгам, или потребовать существенной перекройки всего сетапа и даже вынудить к замене колонок, а на такой эксперимент решиться особенно трудно — ведь акустика, как принято считать, и есть тот «фундамент», на котором строится вся система.
И обе пары АС прекрасно вписались в такую «базу» — они по-разному, но очень убедительно раскрыли все сильные качества всех компонентов тракта.
Сегодня мы невольно смоделировали подход от обратного, когда колонкам не отводилась их привычная ведущая роль. У нас были бескомпромиссные аналоговые и цифровые источники, первоклассные усилители. Всему этому было обеспечено практически идеальные условия работы в помещении с тщательно просчитанной акустической обработкой. И обе пары АС прекрасно вписались в такую «базу» — они по-разному, но очень убедительно раскрыли все сильные качества всех компонентов тракта.
Выходит, «неправильная» методика составления системы, когда на первом этапе максимум средств вкладывается в электронные компоненты (заодно — в их чистое питание и в подготовку помещения прослушивания), даже лучше канонической. Она может обеспечить роскошное звучание, подходящее вашим пристрастиям, даже с колонками из более низкого ценового сегмента. При этом она оставляет и куда больший запас для дальнейшего роста. Если ваш музыкальный кругозор расширится так, что имеющимся АС понадобится замена на более продвинутые, то подбором новой пары под уже созданную основу вы получите максимум изменений на каждый вложенный рубль.
КОМПОНЕНТЫ
- ЦАП dCS Scarlatti, dCS Bridge Network
- Проигрыватель винила Acoustic Signature Storm
- Тонарм Moerch DP-8
- Звукосниматель MC Air Tight PC1S
- Фонокорректор Mastersound Stilo
- Предварительный усилитель Mastersound Spettro
- Моноблоки Mastersound PF100
- Кабели:
- межблочные XLR Kubala-Sosna Fascination, Nordost Valhala 2
- акустические Brandt Verdi Signature
- силовые Kubala-Sosna Expression, Nordost Valhala 2
- Распределитель питания: Nordost Qbase
Blumenhofer Classic 1733
Производитель: Blumenhofer Acoustic (Германия)
Конфигурация: 3 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 30 — 20000 Гц (±2 дБ) || Чувствительность: 95 дБ ||Номинальное сопротивление: 8 Ом || Максимальная подводимая мощность: 150 Вт || Отделка: шпон разных пород дерева || Габариты: 460 х 1060 x 420 мм || Масса 1 шт.: 35 кг || Цена за пару: €25 000
Blumenhofer Genium FS1 III
Конфигурация: 2 излучателя, 2 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 35 — 20000 Гц (±2 дБ) || Чувствительность: 96 дБ ||Номинальное сопротивление: 8 Ом || Максимальная подводимая мощность: 150 Вт || Отделка: шпон разных пород дерева || Габариты: 440 х 1160 x 620 мм || Масса 1 шт.: 35 кг || Цена за пару: €33 000