Давно заметил — чем интереснее техника в салоне, тем содержательнее получается разговор с его владельцами. Очередным подтверждением этому стала встреча с Павлом Санаевым и Олегом Глуховым, открывшим недавно профессионально оборудованную комнату прослушивания под названием Huge Sound. Высокие требования к качеству звучания определили поле деятельности — High End безо всяких оговорок.
ЕДИНСТВО НЕПОХОЖИХ
При всём разнообразии определений High End Audio вряд ли кто-то будет спорить, что главное в этой сфере — человеческий фактор. Техника такого класса создаётся энтузиастами и рассчитана она тоже на энтузиастов — продвинутых любителей музыки, способных оценить её превосходство над массовой продукцией. Но между производителем и пользователем необходим посредник, способный понять потенциального покупателя и предложить ему звук, наиболее полно соответствующий его желаниям. И этот посредник должен не только прекрасно разбираться в технике, но и любить музыку — по-другому заслужить доверие клиента не получится.
Павел и Олег — увлечённые аудиофилы, они не продают отдельные компоненты, а предлагают законченные решения, выполненные в самой разной визуальной и звуковой эстетике. У партнёров совершенно противоположные музыкальные и звуковые предпочтения, что позволяет им строить системы на любой вкус.
Мы приехали в комнату прослушивания Huge Sound в одно из воскресений и зависли в ней на весь день.
Друзья, как же вы решились на такое дело, с чего начали?
О.Г.: Для начала была приобретено помещение площадью 46 кв. метров. Для звукоизоляции мы выстроили «комнату в комнате» — построили стены толщиной в два кирпича, а между ними проложили шумоизоляцию. Получилась изоляция от шумов, работающая в обе стороны. Потом пригласили специалиста по акустике помещений, он сделал замеры и подготовил проект акустической обработки. Все её элементы вешали по частям и отслушивали, затем опять делали замеры и корректировали обработку. В итоге получили, по нашим ощущениям, хороший результат для прослушивания музыки. Мы хотели, чтобы дизайн был брутальный, пацанский — кирпич и сочетание чёрного цвета с деревом.
Тяжёлая акустическая дверь по звукоизоляции не уступает американским дверям для кинозалов и обеспечивает надёжную защиту.
А вот это сооружение у нас за спиной — что такое?
О.Г.: Это диффузер Шрёдера седьмого порядка, наша гордость. Мы же сами предоставляем услугу по акустической обработке помещений, и это важный элемент нашей комнаты. Он субъективно увеличивает пространство, а стеклянные элементы подчёркивают воздушность высоких частот. Т.е. своего рода гармонизатор.
Важно, что проект акустической обработки, включая все замеры, изготовление, подбор элементов и их монтаж стоит совершенно смешных денег по сравнению со стоимостью аппаратуры, которая здесь выставлена. Часто бывает, что человек покупает дорогую систему, ставит её в мраморную комнату и тщетно пытается наслаждаться, хотя за относительно небольшие деньги можно улучшить звук очень сильно. Степень влияния обработки — как замена плохого усилителя на очень хороший. Всем клиентам рекомендуем обрабатывать комнату, если такая возможность есть. Если это делается на стадии ремонта — вообще идеально.
До сих пор так и не появилось чёткого определения, что такое High End Audio. Как бы вы его сформулировали?
П.С.: Для меня главный критерий — растворение системы. Её не должно быть. Как выясняется, 19 из 20 человек, приходящих в салон, никогда этот эффект не слышали, они оценивают систему по звучанию собственно системы. У неё, в их представлении, должен быть бас с мясом и высокие «ц ц ц». Если заметен стереоэффект — ура, есть сцена. А вот чтобы система исчезла, а музыка заиграла как бы в пространстве за колонками — это уже High End. И, конечно, нужно, чтобы инструменты и вокал звучали натурально, без мути и грязи, чтобы было ощущение, что перед вами стоит живой коллектив. Если это рок музыка — нужно, чтобы создавалось ощущение, что за колонками открывается пространство клубной сцены, если это старый прог-рок или стадион с мощной аппаратурой, выдающей звуковое цунами. Барабанная установка должна звучать отчётливо и живо, а гитары отделены от вокала, чего не просто добиться — в рок музыке они записаны в одном диапазоне, да еще скомпрессированы. На выставке в Мюнхене из 300 систем так играть будут от силы 15.
Если же говорить о критериях вообще, то в High End вкладывают совершенно разный смысл, вплоть до того, что если техника дорогая, то это хай-энд. А потом послушают десять дорогих, но плохих систем и будут говорить, — слушал я этот хай-энл, полный отстой. Для многих это сугубо коммерческий термин. Когда в конце 80-х загнулся японский хай-фай, остались маленькие мастерские, разбросанные по всему миру, которые продолжали пытаться делать хороший звук. Кто-то вырастал до больших тиражей, а кто-то, как Blumenhofer, предпочитает штучное производство. У кого получается тот звук, о котором я говорил в начале — те настоящие хай-эндщики.
Т.е. в вашей комнате прослушивания вы именно такой звук и стараетесь показать?
П.С.: Да, и я считаю, что нам это удаётся — дать тот лучший звук, присущий 10 — 15 лучшим системам на крупнейшей мировой выставке в Мюнхене, чтобы люди здесь могли его услышать. При этом важно, что у нас нет ангажированности, т.е. привязки к определенным брендам, обязательному набору компонентов, которые нужно продавать. Это относится и к своим брендам, которые мы сами завозим. Если мы понимаем, что человеку лучше подойдет что-то другое, то мы ему это предложим, иногда даже затрачивая на то гораздо больше времени и труда. Самый наглядный пример — виниловый тракт, состоящий обычно из шести элементов: картриджа, тонарма, фонокабеля, самого проигрывателя, МС-трансформатора и фонокорректора. Все шесть составляющих можно взять от одной компании — нам это проще, быстрее и выгоднее. Но звуковой результат при этом получится средним. Компания, которая делает хорошие проигрыватели, как правило не может сделать хороший тонарм и уж тем более хороший картридж. А когда это собрано из компонентов разных производителей, каждый из которых достиг совершенства в своей узкой сфере, и все это собрано и настроено должным образом, тогда можно добиться от винила всего, на что он способен. И не обязательно брать всё самое дорогое. Часто бывает, что у человека ограничен бюджет, и он хочет 80% потратить на проигрыватель, а 20 на всё остальное. Мы знаем, что при таком распределении хороший звук не получится и предлагаем идти от картриджа и тонарма, а проигрыватель взять подешевле, т.к. его влияние на звук меньше, чем головки звукоснимателя. Говоря проще — крутая вертушка с плохой головкой играет сильно хуже, чем вертушка попроще с хорошим картриджем.
О.Г.: Мы с Павлом аудиофилы чуть ли не с детства и сами прошли весь путь в поисках хорошего звука. Не найдя его в России, начали ездить по выставкам в Варшаву, Мюнхен, и после этого у обоих сформировалось чёткое понимание, что тот продукт, который предлагают в России, совершенно не того уровня, что мы слышим за границей. Я некоторое время жил в Испании и заметил, что там люди по-другому относятся к формированию систем — там, как правило, дилеры дружат и выстраивают партнёрские отношения. Системы они комплектуют так, чтобы получить максимально качественный звук независимо от состава брендов. Если один дилер продаёт колонки Wilson, но не продаёт усилители Boulder или d’Agostino, которые хорошо с ними сочетаются, он возьмёт усилитель у другого дилера, а не будет настойчиво продвигать свое, менее подходящее усиление. Мы работаем так же, и стараемся партнёрствовать со всеми. При этом иногда нарушаем традиционные, проверенные пары — например, CH Precision — Stenheim Loudspeakers, которые на всех выставках выступают вместе. Для нас было откровением, когда мы Stenheim поставили с d’Agostino — получился просто фантастический звук. По нашему мнению, конечно, не претендуя на абсолютную истину. Мы все время ищем и часто находим связки, которые многие не пытаются искать. Клиент приходит и говорит: «Я был в нескольких салонах, постоянно хожу на выставки, но такого не слышал». Или: «У меня система за 20 миллионов, но она даже близко не играет к тому, как ваша за семь». Компоненты могут быть классные, но сочетание неправильное. Наш принцип — дать некий результат независимо от того, что выгодней или невыгодней продать. Мы продаём не аппаратуру, а готовые решения, хороший звук, и как следствие — эмоции, за которыми сюда приходят.
А вы сами какую музыку слушаете? Ваши вкусы влияют на тот звук, который хотите получить и, соответственно, на подбор компонентов?
О.Г.: Конечно, влияют, причём у нас с Павлом вкусы прямо противоположные. Я фанат джаза, блюза, женского вокала, т.е. комфортного звука, когда можно слушать на небольшой громкости, но слышать все нюансы. Моя система заточена под детальный, предельно чистый прозрачный звук. Поэтому мой выбор — акустика Blumenhofer и Stenheim, усиление d’Agostino.
П.С.: Я не отвергаю музыку, которую слушает Олег, и отлично понимаю ее в исполнении системой, которую он описал. Да, так она и должна звучать. Сам же предпочитаю метал, а в последнее время главным образом слушаю малоизвестный прогрессив рок начала 70-х гг. В то время существовало огромное количество коллективов, которые выпустили по одной-две пластинки, и там непаханое поле для «музыкальной археологии» — поисков интересной рок музыки. Мои вкусы автоматически подразумевают винил, т.к. в цифре все интересующие меня альбомы звучат очень плохо. Для рока я люблю бай-ампинговые решения, а из традиционных сочетаний мне нравится Wilson Audio\CH Precision.
Важно, что свои пристрастия мы не навязываем, и в работе идём от клиента — оцениваем его помещение, желания и вкусы. У нас всегда есть три-четыре демосистемы, которые мы даём послушать в качестве ориентира, и на его основе можем собрать комплект с подобным звучанием, вписав его в бюджет заказчика и используя иногда компоненты, которых у нас даже и нет. Однажды мы дистанционно собрали комплект с винилом и бай-ампингом человеку, живущему в другой стране.
О.Г.: Раньше мы работали в помещении, где стояла одна система референсного уровня, дорогая, настроенная и прогретая. Потом поняли, что нельзя в одной комнате с такой системой выстроить несколько трактов. Есть некое идеальное место для её размещения, а когда что-то ставишь рядом, это уже компромисс. Нужна была комната, где можно было бы демонстрировать и более бюджетные варианты. В этой комнате прослушивания ценовой порог — от двух млн. рублей. Например, полочники TPI HF05 со своим монобрендовым усилением и цифровым источником другого бренда обойдутся примерно в два с небольшим миллиона. Это некий входной уровень для хорошего звука по критериям High End. Сейчас здесь у нас пять систем в разном ценовом диапазоне, и человек может послушать и понять, что он получает с доплатой за каждый уровень. И стоит ли за более высокий уровень доплачивать. Многим, кто сюда приходил, пары TPI было достаточно, особенно для небольшой комнаты.
Как относитесь к стримингу?
О.Г.: Я большой фанат цифрового звука, люблю его за удобство, доступность, возможность составлять плейлисты и быстрый поиск новой музыки. У нас в стойке dCS Bridge Network и Scarlatti. В своё время много перелопатил ЦАПов и стримеров, практически всех брендов, которые официально ввозятся в Россию. По нашему мнению, dCS — настоящая находка, там, где у остальных производителей качество стриминга заканчивается, у dCS оно только начинается. Bartok обыгрывает всё, что сейчас есть на рынке. Если же говорить о бескомпромиссном звуке, то конкуренцию dCS может составить только верхние MSB. Очень хороши стримеры Merging. Но мы предлагаем клиентам и более бюджетные решения — Lumin, Aurender. В своём ценовом сегменте — отличные цифровые источники.
Ну а Павел, как я понял, больше признаёт аналоговый звук?
П.С.: Да, это обусловлено музыкой. Если бы я слушал то же, что и Олег, винил был бы не так важен — эта музыка прекрасно звучит в цифре. Я же в цифре только знакомлюсь с неизвестной мне музыкой, выбираю то, что больше всего нравится и заказываю оригинальные пластинки или записи с мастер лент. У меня в системе есть 1000-й Nakamichi и кроме записей, сделанных сегодня с бобин, есть коллекция старых студийных кассет, которые выходили в середине 80-х.
Расскажите подробнее о компонентах, на которых у вас собраны системы.
П.С..: Акустику Wilson Audio Sasha DAW знают многие — можно особо не представлять. Рядом стоят Blumenhofer FS1 и 1733 Classic, две модели с общей философией, но разные по звуку. Они похожи прозрачностью и способностью передавать вибрации — в них резонансы не глушатся, ими управляют, и корпуса подыгрывают музыкально. Если FS1 это двухполоска с ярким, открытым звуком идеальная для джаза, нетяжелого рока и классики, то 1733 Classic это универсальные трёхполосные системы, чем-то похожие на старые JBL в современном исполнении — динамики и кроссоверы на более высоком уровне. Даже от хороших винтажных АС не удаётся получить эффект растворения в пространстве, т.к. кроссоверы на старой элементной базе, да ещё после стольких лет уплыли — съедают микродинамику и прозрачность. «Блюменхоферы» же абсолютно прозрачны. Скоро ждём большие Blumenhofer 1734 Classic — они по размерам как JBL 4455. Если Wilson Audio и 1733 Classic выдают звук, соответствующий представлениям человека о том, как должна звучать крутая система, то Blumenhofer FS1 превосходит эти ожидания — очень многие говорят, что подобного никогда не слышали.
Есть еще Rockport Atria — они чем-то похожи на «Вилсоны», но у них верх поярче, бас более собранный и при этом они более компактные. Thrax — бай-ампинговая система со встроенными киловаттными усилителями на бас, а верх можно подключать хоть на лампу, хоть на транзисторы.
Теперь об усилителях. FS1 работают с топовыми моноблоками Mastersound на литцендратных трансформаторах. Они дают те самые тёплые ламповые гармоники, за которые любят лампу, но за счет литцендрата у них скорость, детализация и проработка баса как у хороших транзисторных мощников. Моноблоки CH Precision M.1.1. и пара пред/стереомощник d’Agostino Progression для любителей «камней» плюс гибридный болгарский оконечник Thrax Teres для небольшой акустики в небольшой комнате. У него ламповый звук, но более собранный на басах, чем у полностью ламповых оконечников. Предварительный усилитель Ear 912 сочетается с любым усилителем мощности.
Проигрыватель винила — Acoustic Signature Storm с тонармом Moerch DP-8. Фонокорректор — новейший, чуть ли не первый в мире, Mastersound Spettro, выпущенный по настойчивым просьбам дистрибьюторов. Платы с позолоченными дорожками, все настройки, ММ МС. Два блока в рояльном лаке — авторский корректор Huge Sound с кенотронном питанием. Пока переигрывает всё, с чем мы его сравнивали. Богатый динамичный звук, но под него нужно затачивать всю систему.
После нашей беседы мы послушали три системы, собранные в комнате Huge Sound, и каждая из них будет описана в отдельном материале. Так что продолжение следует.
Тем, кого заинтересовали системы в комнате прослушивания Huge Sound, предлагаем несколько коротких видео:
Комментарии [7]
Артем
а не подскажите какую ни будь серию кабелей чтобы гитара играла более прозрачней
Руслан ТАРАСОВ
Если в вашей системе гитара звучит слишком ватно, то корень этой проблемы надо искать в акустике и усилителе. Подбором кабеля вы корректируете лишь акценты звучания. Но можете попробовать какие-либо провода с хорошим посеребрением — они могут слегка добавить прозрачности.
А.Б.
Для достоверной передачи звучания гитары есть специальные гитарные динамики, у которых на ачх есть пички в характерных участках диапазона, скажем, на 1, 5, 2-2, 5, 3, 4, 5 килогерцах , своеобразная «расческа». Но другая музыка таким динамикам противопоказана, рояль стреляет, голос выкрикивает на отдельных нотах. Нужен здоровый компромисс, а именно, динамики с хорошим разрешением в районе от 1200-1500 до 5-6 кгц, не имеющие провалов на ачх в указанных точках ,самые главные из которых 2, 3 и 4 кгц.
Сталкивался с ситуацией, когда среднечастотный динамик с толстой мембраной и неважным разрешением вообще отказывался звучать гитарную партию, гитара терялась среди соседних инструментов. Тогда как средник с оживленной частотной характеристикой прекрасно передает все оттенки звучания инструмента.
АЛЕКСЕЙ
ребят а подешевле ничего нет давайте вспомним журнал аудио магазин там был такой тестер не вспомню фамилию да к он там все засерал от rotel до Wilson audio короче мужик посещал всякие фелармонии и знает как должно примерно играть
Николай ЕФРЕМОВ
Да и мы тоже в курсе, как должно играть. Уж 25 лет этим занимаемся. Насчёт подешевле — тестов у нас на сайте много, читайте.
EAW
Согласен , что любой звук надо начинать с Помещения а не с покупки кабелей!
Тут даже в офисе сделали армстронг звукопоглощающий , перестал гам шум и голова к концу раб. дня не болит.
Смугфиг
Super!