Продолжаем исследовать недорогие ММ-головки, которые можно использовать с отечественными проигрывателями, выпущенными во времена СССР, или импортными моделями начального уровня.
Здесь мы увидим, как некоторые неприятные особенности звучания головок можно свести на нет правильным подбором нагрузки.
В ПОИСКАХ ЖЕМЧУЖИНЫ часть 2
Закончив главу по головкам начального уровня, вспомнил про очень популярную ныне модель, Audio-Technica АТ-95, которой комплектуют вертушки типа АТ-120 USB, клоны Technics 1210. Впервые познакомился с этой головкой при настройке вертушки АТ-120, головка была прикручена на шелл, без документации. Снял АЧХ, все неплохо, в допуске, звук приятный. Позже снова привезли эту модель в паре с ламповым корректором и жалобой на нехватку ВЧ, что подтвердилось измерениями. Плавный и протяженный спад отдачи наверху устранил подгонкой тау-3, дефицит верха ушел. Звук оживился.
Так выглядит исходная АЧХ головки АТ-95 (красные линии) в сравнении с Audio-Technica АТ120 (белая). Завал на 20 кГц минус 5 — 6 дБ нуждается в исправлении. Хотя, отсутствие резонанса на верхнем крае выгодно отличает эту недорогую головку от многих других.
Невозможно оставить без внимания и такую заслуженную и признанную модель, как Shure V-15 Mk III. Недаром ценят её любители винила, и есть за что.
К счастью, давний друг приобрел к своему 15-му «Шуру» комплект различных вставок, результаты замеров перед вами.
Были сняты несколько АЧХ с разной нагрузкой, чтобы найти оптимальный вариант. В итоге остановились на сопротивлении 49 кОм и ёмкости 390 пФ — в этом случае и звук, и характеристика (нижняя кривая) получились наилучшими. Конденсатор 390 пФ был добавлен на вход корректора, в дополнение к имеющейся емкости кабеля вертушки (100 пФ). Верхняя кривая — при нагрузке 68 кОм/390 пФ.
Звучание головки V-15 Mk III особенное — ясное, полетное, прозрачное, живое, музыкальное. Много хорошего можно сказать про эту головку.
Но есть нюанс. Приведенные АЧХ касаются лишь оригинальной вставки, сделанной в США (синяя кривая). В случае с новодельными все немного иначе. Особенно печальная картина с Jico (красная).
До сих пор популярна в народе головка ADC-220х, которую сильно хвалят и, думаю, незаслуженно. Продаётся она с разными вставками, стоит примерно 5000 рублей, а звучание можно оценить от ужасного до сносного. У неё есть особенность — безрезонансный спад АЧХ наверху, который хорошо виден на графике.
Чёрной штриховкой показано переходное затухание между каналами. Как видим, на НЧ оно практически отсутствует.
У сферической иглы с огромным радиусом звуки «С» воспринимаются как «Ф». Эллиптическая игла на красной вставке звучит интереснее, но завал слышен все равно.
Один приятель гордо вручил мне вставку от ADC-550, уверяя, что с ней все проблемы отпадут. Дескать, он только её слушает, используя для контроля сотни виниловых дисков, идущих через его руки. Но замеры и прослушка в моей системе показали обратное. Очень скромное звучание, даже не знаю, чем там можно похвалиться.
Синим показана АЧХ ADC-220х со вставкой от ADC-550, а красным — переходное затухание.
Переходим к измерениям ММ-головок классом повыше.
Начну с одной модели, давно полюбившейся мне за особо душевное звучание, несмотря на демократичную цену и скромные параметры. Это Audio-Technica АТ-120. Вставка от неё легко становится на тушку от АТ-440 или АТ-150. Разумеется, достичь уровня звучания АТ-440 MLa c её мультирадиусной иглой и тончайшим невесомым кантилевером, а тем более, АТ-150, нереально, но сохранить и передать само звучание семейства АТ можно.
Особенность АЧХ головки АТ120 — выброс на верхнем крае, в виде полочки. Проявляется он как подчеркивание верхушек, достаточно вежливое, но иногда есть акцентик на «сс». В целом звучание достойное. К тому же, уменьшением нагрузочного сопротивления головки с 47 кОм (красная кривая) до 30 — 27 кОм (зелёная) можно понизить уровень этого выброса до нормы, что видно на этом графике.
Теперь рассмотрим модели «Аудиотехники» АТ-440 MLa, АТ-150 и АТ-160. 440-я удачная во многом, тут и невысокая индуктивность катушек, снижающая требования к емкости кабеля и корректора, и малая масса кантилевера, уводящая механический резонанс за пределы звукового диапазона и многорадиусная игла, все, что и создает особый почерк АТ-440. К сожалению, головка снята с выпуска, её сменила модель AT-VM 540, но там есть упрощения в подвижной системе, не замедлившие сказаться на звучании.
Итак, АТ -440 MLa, Эта АЧХ снята с правильным корректором, имеющим небольшую входную ёмкость. Его частотная характеристика показана красным цветом. Звучание прозрачное и утончённое.
Для сравнения: АТ440 подключена к китайскому ламповому корректору на 12АХ7 с высокой, около 300 пФ, входной емкостью. Посмотрите, насколько испортилась АЧХ в верхнем диапазоне (синяя и зелёная кривые).
И, наконец, популярные ММ-головки Audio-Technica АТ-150 и АТ-160. Обе достались мне в идеальном состоянии, в красивой фирменной упаковке. Порадовали ровнейшей характеристикой и безупречным звучанием.
Обратите внимание на переходное затухание АТ160: -40 дБ (синяя кривая). Отсюда и особая панорама, объём иной, все даже лучше, чем у прекраснозвучной АТ150.
На этом графике видно, что по АЧХ АТ160 и АТ150 практически не отличаются, а вот по разделению каналов младшая модель заметно уступает (синяя и красные кривые).
И в завершение второй части нашего исследования — оцифровки с винила нескольких композиций Карлоса Сантаны, сделанные с помощью АТ160.
Santana — Africa Bamba скачать
Santana — Corazon Espinado скачать
Santana — El Farol скачать
Santana — Love of My Life скачать
Santana — Smooth скачать
В следующей, последней части, мы расскажем о MC-головках начального и среднего уровня.
Комментарии [7]
А.Б.
Считаю полезным добавить впечатления об одной ММ головке , упомянутой в статье.
Это Аудиотехника AT VM540 и её младший вариант, AT VM530 . Обе модели были на замерах и прослушивании, показали добрый результат. Что такое VM540 — это некий гибрид АТ120 и АТ440. Кантилевер у 540й толще, подвижка жестче, игла такая же, как у 440й, микролайн ML. Разница ощутима сразу, достаточно коснуться пальцем кончика иголок . У 440й игла неслышно уходит внутрь, ощущений нет, а у 540й она колет палец, в силу более жесткого подвеса.
На ачх 540й видим вежливый резонансик, напоминающий по форме таковой у АТ120, но менее выраженный. Это следствие массивной подвижки .
Что касается звучания, то вдвоем с владельцем головок( 540 и 530) не выслушали каких-либо отличий у 540й в худшую сторону в сравнении с АТ 440 . Да и в плане стыковки с тонармом средней массы -12 граммов, ЕРА120 Техникс , эта головка куда более удобна, нежели слишком вежливая АТ-440. Прижима 1, 5 грамма вполне хватает для прослушивания .
АТ VM530 — игла обычный эллипс, по памяти- монолитная, не бонд. Звук в точности как у АТ120, ачх такая же. Цена меньше.
Павел
не суди обо всех по себе. не всем же медведь на ухо наступил:)))
Сергей
Не скажите, разница между АТ-95 и АТ VM 540 очень даже слышна, другое дело, что если будет перерыв на смену головок, то неискушённый в музыке может не запомнить разницу, а вот если в лоб, то разница очень даже приличная.
АБ
540-ю мы отслушали вместе с владельцем АТ440, слухом он не обижен.
И согласились, что отличить эти бошки на слух не получится, обе на уровне.
А то, что кантилевер толще и прижим более дубовый, так это реалии нашего времени.
95-я за свои копейки (по докризисным ценам) все равно достойная бошка с ровной ачх и приятным звуком. Куда лучше многих за ту же цену.
А.Б.
Разница между неважной и приличной головками слышна мгновенно, тут много тонких вещей, от объема, воздуха, баланса, подачи , до наличия всяких прицыков и присыков. К тому же измерения какой-нибудь нахваленной модели , которую предлагают на продажу за конские деньги, способны выявить все её скрытые дефекты.
А про слепое прослушивание- так и прослушивать нужно отобранные уверенно качественные изделия, а не абы что со свалки.
Андрей
Фигня! Если будет слепое прослушивание никто толком ничего не услышит а так сплошная предвзятость.
Николай ЕФРЕМОВ
В статье редставлены объективные результаты измерений, а уж кто что услышит, вопрос второстепенный. Для кого-то и ГЗКУ-631р нормальная головка.