Это первый гибридный усилитель за всю историю нидерландского бренда, и разработчики приложили массу усилий, чтобы не разочаровать его поклонников. Здесь тщательно продумано всё — и ламповая предварительная секция, и усилители мощности на MOSFET, и система питания…
Обо всём этом расскажем подробно, после чего исследуем и музыкальные способности.
СОЮЗ НЕДЕЛИМЫЙ
При создании гибридных усилителей любой производитель стремится объединить преимущества лампового и транзисторного усиления, что с точки зрения звука очень заманчиво. Но для идеального результата нужно свести к минимуму недостатки обеих схемотехник и обеспечить их согласование, а это не так-то просто. Посмотрим, как это сделано в нашем испытуемом.
Входные каскады построены на комплементарных JFET от Linear Systems с непосредственной, т.е. без разделительных конденсаторов связью.
Действительно, под маркой PrimaLuna никогда не выпускались ни транзисторные, ни гибридные усилители, но для проектирования нового интегральника EVO 300 Hybrid не пришлось приглашать специалистов со стороны. Бренд PrimaLuna принадлежит нидерландской компании Durob.Audio, у которой вот уже 20 лет имеется собственное подразделение по проектированию, ремонту и апгрейду полупроводниковой техники. Оно называется Floyd Design (его логотип красуется на лицевой панели усилителя), и возглавляет его Ян де Гроот (Jan de Groot), который с 1986 по 1995 год работал менеджером по гарантийному обслуживанию компонентов Luxman, Thorens, AirTight и B&W, а позднее стал отвечать за разработку и производство усилителей Sphinx — голландского бренда, известного в то время. А с 2002 года Ян уже в Durob Audio занимался ремонтом и модификацией техники Krell, Cello, DartZeel, D’Agostino и др.
В собственных проектах де Гроот предпочитает полевые транзисторы, поскольку по характеристикам они близки к вакуумным триодам. Схема усилителей мощности EVO 300 Hybrid уникальная, в ней высокие параметры получены без глубокой обратной связи. Входные каскады построены на комплементарных JFET от Linear Systems с непосредственной, т.е. без разделительных конденсаторов связью. На выходе — мощные MOSFET производства Exicon, по две штуки в плече. Результат получился впечатляющий, не достижимый для чисто ламповой схемотехники при таких габаритах и стоимости: 100 Вт на 8 Ом, 150 Вт на 4 Ом, демпфинг-фактор — 160.
Разделительные конденсаторы в предварительной секции кастомные, из полипропилена и оловянной фольги, которые наматываются по спецзаказу.
Второй важный момент — бескомпромиссный подход к подбору комплектующих и исполнению. Оконечники собраны на одинаковых печатных платах толщиной 2,4 мм (стандарт 1,6 мм) с медными дорожками толщиной 105 мкм (стандарте 35 мкм). Резисторы в звуковом тракте — японские Takman с допуском 2%, с низким уровнем шумов и искажений, с выводами из чистой меди OFC.
Усилители мощности питаются от отдельного источника с трансформатором мощностью 500 ВА перед которым стоит фильтр, отсекающий постоянную составляющую сетевого напряжения. Так что тор не будет гудеть даже при перегрузке сети. Каждый канал имеют индивидуальную схему защиты с процессорным управлением.
Теперь о ламповой предварительной секции. Поначалу я был удивлён количеством каскадов — по три двойных триода 12AU7 на канал в то время, как большинство производителей запросто обходятся одним. Эту часть схемы совместно с Яном де Гроотом проектировал Марсель Кроуз (Marcel Croese), бывший инженер Goldmund, и на это у них ушло почти два года. Первая лампа усиливает входной сигнал по напряжению всего на 7 дБ (в 2,24 раза), остальные две, включенные параллельно в режиме повторителя, обеспечивают согласование с транзисторным оконечником. В такой схеме радикально снижается выходное сопротивление, что позволяет прокачать входную ёмкость полевых транзисторов с минимальными искажениями.
Несмотря на то, что лампы поставляются компанией Psvane, одним из самых признанных китайских производителей, они тщательно отбираются в соответствии с фирменным правилом «Premium Tube Selection 60 из 100» и маркируются логотипом PrimaLuna.
Разделительные конденсаторы в предварительной секции кастомные, из полипропилена и оловянной фольги, которые наматываются по спецзаказу на вдвое меньшей скорости для снижения потерь и повышения точности. Производитель указывает, что по своим параметрам и качеству звучания они не уступают тем, что ставятся в премиальные компоненты AudioNote и другие аудиофильские изделия.
Внутренняя проводка выполнена медью OFC в тефлоновой изоляции, в качестве регулятора громкости используется моторизованный потенциометр ALPS Blue Velvet.
В EVO 300 Hybrid нет ни встроенного ЦАПа, ни модуля Bluetooth, что правильно — в усилителе, построенном по всем аудиофильским канонам, они абсолютно лишние. Соответственно, вся коммутация чисто аналоговая — пять линейных стереопар RCA, прямой вход Home Theatre, а также выходы на запись и активные сабвуферы с переключением Stereo/Mono. Опционный фонокорректор крепится под днищем корпуса.
Лампы позволяют построить короткий широкополосный тракт с коротким шлейфом собственных гармоник, поэтому гармоники и вибрации, зафиксированные в записи, передаются на редкость чисто и натурально.
Производится усилитель в Китае в соответствии со стандартами Нидерландов и США. Качество изготовления и отделки — безукоризненное.
Цель, которая ставилась при создании EVO 300 Hybrid — сохранение богатого лампового спектра при возможности работы с любой, даже самой тугой акустикой. Удалось ли разработчикам взять лучшее из двух миров, мы сейчас и проверим. Для этого подключим к усилителю стендовые мониторы B&W 805 D3 — у компактных систем выше как звуковое, так и пространственное разрешение.
Заряжаю в проигрыватель прекрасно записанный австрийский компакт-диск [1] с вальсами Штрауса. Эффект интересный: мониторы передают невероятное количество тонких музыкальных нюансов, но ощущения переизбытка информации нет. Благодаря обилию и, главное, достоверности тембральных особенностей каждого инструмента процесс воспроизведения воспринимается как реальное музыкальное событие, происходящее здесь и сейчас. Лампы позволяют построить короткий широкополосный тракт с коротким шлейфом собственных гармоник, поэтому гармоники и вибрации, зафиксированные в записи, передаются на редкость чисто и натурально. Заметный вклад, конечно, вносят алмазные твитеры — из верхних составляющих спектра они формируют что-о вроде объёмного облака, которое очень оживляет атмосферу.
Хью Масикела [2], горячая африканская этника, построенная на сложных ритмах и джазовом драйве. Обилие перкуссий совершенно не смущает систему — она чётко разделяет каждый удар, и по его тембру можно угадывать разновидность экзотического инструмента. Медные духовые буквально с искрой, звучание в целом масштабное и насыщенное.
Тарелки просто великолепны — яркие, быстрые, из настоящего живого металла. Шлейф затухающих ревербераций спадает плавно.
Есть поверье, что оконечники на MOSFET «дают рыхлый бас». По всей видимости, их просто нужно уметь готовить — EVO 300 Hybrid с этим вообще никаких проблем. Конечно, мониторы не в состоянии воспроизвести инфранизкие частоты, но всю мощь большого барабана или партию бас-гитары они передают абсолютно адекватно. Демпфирование диффузоров оптимально, они способны чётко выдать быстрые серии ударов и при этом достаточно свободны, чтобы показать вибрации и послезвучия мембран любого калибра. Тарелки просто великолепны — яркие, быстрые, из настоящего живого металла. Шлейф затухающих ревербераций спадает плавно, в спектре нет ни избыточной контрастности, ни упрощений.
У EVO 300 Hybrid транзисторная подача (жёсткий контроль диффузоров, мгновенная атака на резких ударах, мощная энергетика в нижнем регистре) и ламповый «бархат», который заметен и на струнных, и на духовых, и на клавишных. И чтобы оценить эту красоту, не обязательно слушать камерные жанры — поставив «Steel Wheels» [4], удивился богатству красок в записи, известной по многим тестам.
При всей своей точности и детальности усилитель не располагает к анализу звучания, он старается увлечь музыкой, вызвать эмоциональный отклик. Но и придирчивые аудиофилы вряд ли найдут повод для критики — каждый штрих звуковой картины прорисован совершенно отчётливо, разрешение здесь реально на высоте.
И, конечно, звуковая сцена. В представлении B&W 805 D3 она отличается объёмом и филигранной фиксацией мнимых источников, но это было бы невозможно без идеальной частотной и фазовой линейности усилительного тракта.
Создать столь безукоризненно цельный аппарат от лампового входа до транзисторного выхода очень непросто, но усилия разработчиков EVO 300 Hybrid, на мой взгляд, оправдались на все сто процентов.
МУЗЫКА
- Johann Strauss, «Wiener Blut 2». Andrachek, 1995
- Hugh Masekela, «Hope». Triloka Records, 1999
- Bill Evans, «Undercurrent». United Artists, 1962
- The Rolling Stoness, «Steel Wheels». Virgin Records, 1989
КОМПОНЕНТЫ
- CD/SACD-проигрыватель Luxman D03K
- Акустические системы B&W 805 D3
- Кабели:
- межблочные Luxman JPR 15000
- акустические Transparent Cables Ultra
- сетевые Transparent Performance Power
PrimaLuna EVO 300 Hybrid
Производитель: Durob Audio BV (Нидерланды)
Аналоговые входы: 5 х RCA, Home Theatre || Выходы: Tape, Stereo/Mono Sub, для наушников, акустические винтовые х 4 || Диапазон усиливаемых частот: 10 Гц — 80 кГц (+/- 3 дБ) || Выходная мощность: 2 х 115 Вт (8 Ом), 2 х 170 Вт (4 Ома) || Отношение сигнал/шум: > -105 дБА || Коэффициент гармоник: <0,2% (100 Вт, 10 Ом) || Входное сопротивление: 34 кОм || Чувствительность: 415 мВ || Демпфинг фактор: 160 (1 кГц) || Общее усиление: 37,2 дБ || Максимальная потребляемая мощность: 645 ВА || Габариты (Ш х В х Г): 405 x 385 x 205 мм || Масса: 29 кг || Цена: 586 650 руб.