Как известно, главным и одновременно самым сложным элементом лампового усилителя считается выходной трансформатор. Польская компания Fezz Audio долгое время мотала торы для других производителей, но в конце концов решила выпускать собственные усилители. О качественном уровне разработок можно судить по их рабочей полосе — у испытанного нами интегральника она от 15 до 77 000 Гц!
И это не единственная его особенность.
О ТОНКОСТЯХ ВОСПРИЯТИЯ
Каждая компания приходит к успеху своим путём, и чем он длиннее, тем интересней может быть конечный результат. Усилители под маркой Fezz впервые засветились (и в прямом, и переносном смыслах) на варшавском Audio Video Show в 2015-м году, где произвели настоящий фурор ценой и качеством звучания даже в неоптимальных выставочных условиях. Многие не верили, что усилитель выпущен в Европе, а не в Китае. И дебютировала компания именно с моделью Silver Luna, как наиболее универсальной на тот момент с точки зрения согласования с акустическими системами.
А корни у Fezz Audio довольно глубоко уходят в прошлое — компания выросла из небольшого семейного предприятия Toroidy, которое изготавливало корпуса, а также сетевые и выходные трансформаторы для ламповых усилителей. Причём последние — исключительно на тороидальных сердечниках. Эти изделия получили высокую оценку как у любителей самостоятельного конструирования, так и у профессионалов — их закупают такие компании, как Amare Musica, Ancient Audio, Baltlab, Lampizator и хорошо известная нам Mytek. И в один прекрасный день Лех Лачовски, владелец Toroidy, решает вместо комплектующих выпускать законченные усилители под брендом Fezz Audio.
В престижной комплектации предусмотрена дистанционная регулировка громкости с радиопульта, выбор режимов выходного каскада Tetrode/Pentode и возможность замены входных ламп 6Н2П на 12AX7.
Сейчас вместе с Лехом трудятся и его сыновья — Матиас и Томас, а ассортимент усилителей насчитывает восемь моделей. Схемотехника на любой вкус — однотактная и пушпульная, на прямонакальных триодах, тетродах и пентодах, да и цветовая гамма аппаратов достаточно богата. В каталоге Fezz Audio имеется и полупроводниковая техника — пара фонокорректоров разного калибра и предусилитель, а также некоторые аксессуары, включая кабели, антивибрационную платформу и разветвитель питания.
Усилитель, который мы собираемся слушать, выпускается в двух вариантах — Silver Luna и Silver Luna Prestige (на фото). В престижной комплектации предусмотрена дистанционная регулировка громкости с радиопульта, выбор режимов выходного каскада Tetrode/Pentode и возможность замены входных ламп 6Н2П на 12AX7. В этой версии также имеется дополнительный прямой вход Home Theatre на сетку первого каскада минуя потенциометр Volume и селектор источников. И, наконец, добавлен перфорированный кожух, закрывающий лампы.
Выходные тороидальные трансформаторы с рабочей полосой 15 — 77 000 Гц имеют отводы вторичной обмотки для нагрузки 4 и 8 Ом.
Выходные каскады двухтактные, на паре мощных пентодов EL34. Эти тонкие и высокие лампы были разработаны в середине прошлого века специально для аудио, и наряду с 6L6 широко применялись многими Hi-Fi производителями. После того, как появились более мощные тетроды 6550, KT88, КТ100 и др., EL34 отошли на второй план, и в настоящее время их, как правило, используют в гитарных комбиках. Музыканты любят «тридцатьчетвёрки» за длинный шлейф гармоник, который делает звучание богатым и насыщенным. Впрочем, спектральный состав выходного сигнала зависит от рабочего режима и способа включения ламп. В Silver Luna Prestige лампы работают в режиме AB1 с автоматическим смещением, а в положении Tetrode третья (динатронная) сетка соединяется со второй (экранной), и соотношение чётных-нечётных гармоник меняется. Все лампы — современного российского производства, с логотипом Electroharmonix, кроме 6Н2П, которые выпущены ещё в СССР на калужском заводе «Восход».
Выходные тороидальные трансформаторы с рабочей полосой 15 — 77 000 Гц имеют отводы вторичной обмотки для нагрузки 4 и 8 Ом. Отдаваемая мощность при любом импедансе 2 х 35 Вт при искажениях не выше 0,35%.
Схема усилителя собрана на печатных платах, в выпрямителе используются кремниевые диоды, что на мой взгляд, правильно. Кенотроны хороши в однотактниках на прямонакальных триодах, а не в пентодниках, где нужны панч и динамика.
Усилитель небольшой, но тяжёлый, более 15 кг. Выпускается он в четырёх базовых вариантах — чёрном, белом, бордовом, а также в красном и белом с черной фронтальной панелью.
Теперь о замене 6Н2П на 12AX7. По характеристикам эти двойные триоды довольно близки, но имеют разное напряжение накала. Переключатель нужен для того, чтобы адаптировать 12-вольтовые 12AX7 для работы от шести вольт. По звучанию 6Н2П и 12AX7 отличаются, и возможностью их сравнить мы обязательно воспользуемся.
Но сначала слушаем Silver Luna Prestige в пентодном режиме с 6Н2П на входе с подключенной напольной акустикой MartinLogan Motion 60XTi. Источник — сетевой проигрыватель Aurender ACS10 в связке с Mytek Brooklyn DAC+. Музыку берём с сервера NAS в PCM и DSD.
Нашему же герою хоть бы что, он лупит, как хороший транзисторный оконечник — энергично, сочно, с резкой атакой.
Честно признаюсь, что поначалу был настроен по отношению к усилителю скептически: триоды с огромным внутренним сопротивлением, каковыми являются 6Н2П/12AX7 — не лучший вариант для раскачки выходных ламп. Но высокое усиление предварительной секции позволило ввести глубокую обратную связь, которая обеспечила отличный контроль акустических систем. Я начал с сольника Бориса Бланка, а там бас прописан такой, что не всякий ламповый усилитель вытянет. Нашему же герою хоть бы что, он лупит, как хороший транзисторный оконечник — энергично, сочно, с резкой атакой. Общая динамика очень достойная, всплески уровня воспроизводятся без компрессии и без слышимых искажений.
Предвижу вопрос: зачем лампы, если большинство транзисторных интегральников могут то же самое? Отвечаю: то же самое смогут лишь единицы, да и то не факт. Всё дело в богатстве тембров: наряду со всем описанным выше Silver Luna Prestige выдаёт невероятное богатство тембров, причём это чувствуется даже на синтезированной музыке. А на сборнике Audiophile Jazz (Prologue Part #3) или записях Альберта Коллинза буквально погружаешься в море правильных вибраций. Музыка реально оживает, причём даже на совершенно плоских, выхолощенных треках с Tidal Hi-Fi. От вокала прямо мурашки по спине.
Выключаю усилитель, меняю 6Н2П на 12AX7. Чуть возрастает громкость и прочищается верхний спектр — с ленточными твитерами Motion 60XTi это совершенно очевидно. Середина тоже слегка успокаивается, в ней уже нет такого количества гармоник, как раньше. Понимаешь, что раньше было грязновато. Звучание стало более аудиофильским, нежели меломанским. Было бы интересно попробовать «военную» версию 6Н2П-ЕВ, результат может получиться очень красивый. Да и 12AX7 от разных производителей на интернет-аукционах море. Лампы эти недорогие, так что простор для экспериментов широчайший.
Музыка реально оживает, причём даже на совершенно плоских, выхолощенных треках с Tidal Hi-Fi. От вокала буквально мурашки по спине.
Теперь переключаемся из пентода в тетрод. Такой мягкости, как бывает в триодном режиме, не получилось, но контраста, филигранной прорисовки нюансов чуть поубавилось. Музыка, которая казалась резковатой, перегруженной атональными гармониками, теперь воспринимается более комфортно. Уже можно слушать и неважно записанную «Сепультуру», и авангардную классику. Да и джазовые квартеты, кстати, прорисовываются на редкость адекватно — эмоциональность усилителя проявляется в полной мере. И.С. Бах, «Скрипичный концерт BW1043» — масштабно, впечатляюще, с высочайшим тембральным разрешением и вместе с тем ненавязчиво, при плавном течении музыки.
Впрочем, такие тонкости восприятия субъективны по своей сути, но в характере Silver Luna Prestige присутствует убедительная динамическая и басовая основа, которая редко проявляется в ламповых усилителях такой стоимости. А гармоники, вибрации, нюансы и прочие «мелочи» дополняют звучание, придавая ему ту самую красоту, которую мы и стараемся найти, подбирая компоненты системы.
КОМПОНЕНТЫ
- Сетевой проигрыватель Aurender ACS10
- ЦАП Mytek Digital Brooklyn DAC
- Акустические системы MartinLogan Motion 60XTi, Motion 15i
- Кабели:
- межблочные Atlas Mavros Ultra RCA, Asimi Ultra RCA
- акустические Hi Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Silver Luna Prestige
Производитель: Fezz Audio (Польша)
Аналоговые входы: 3 х RCA, HT || Аналоговые выходы: акустические винтовые х 6 (4 и 8 Ом) || Диапазон усиливаемых частот: 15 Гц — 77 кГц (-3 дБ) || Выходная мощность: 2 х 35 Вт (8 и 4 Ома) || Коэффициент гармоник: <0,35% || Потребляемая мощность: 170 ВА || Цветовые варианты: чёрный, белый, бордовый, красный || Габариты (Ш х В х Г): 400 x 165 x 320 мм || Масса: 15,3 кг || Цена: 270 000 руб.