Энтузиастов винила становится всё больше, и значительная часть тех, кто пополняет наши ряды – начинающие меломаны, лишь начавшие осваивать премудрости аналогового воспроизведения. А есть и опытные коллекционеры, которые не хотят возиться с выбором индивидуальных настроек для своего картриджа.
Но простота конструкции Gaia MM Mini вовсе не подразумевает несерьёзного отношения к качеству звучания.
КОРОБОЧКА С СЮРПРИЗОМ
Мы уже успели послушать ламповый двухтактник от Fezz Audio и кое-что рассказали о самом производителе. Небольшая семейная компания (отец и два сына) проектирует и изготавливает, в основном, ламповые усилители, которые отгружаются в самые разные регионы, включая Европу, Юго-восточную Азию и даже Африку. На широкую аудиторию рассчитана и цветовая гамма изделий – герой нашего исследования, например выпускается в белом, чёрном, бордовом и красном цвете. Матовое покрытие выглядит достойно и органично смотрится в современном интерьере.
Образец отслушивался сотрудниками нескольких радиостанций в Варшаве и Кракове, и в результате готовый корректор вошёл в состав оборудования студии RMF Classic.
С фонокорректорами у компании отдельная история. Его разработка планировалась давно и, разумеется, на лампах, но по разным причинам постоянно откладывалась. Как всегда, помог случай: Войцех Падьяс, друг компании, музыкальный редактор радиостанции RMF Classic, попросил Матиаса Лачовски построить корректор, который можно было бы использовать для подготовки передач «Музыка из-под иглы». Он должен был работать с головками MM и MC, в т.ч. и в монорежиме, а также иметь возможность регулировки тембра звучания. Разумеется, никаких шумов, фона или поломок в жёстких условиях студийной эксплуатации. Также оговаривались размеры и вес, поэтому ламповая схемотехника отпадала. Над созданием опытного экземпляра трудился и Роберт Байковски — меломан и аудиофил, который вот уже 25 лет занимается заказными инсталляциями для музыки и кино. Тем не менее, на его проектирование и изготовление ушло почти четыре месяца.
Главной фишкой проекта было использование дискретных операционных усилителей Burson Audio V6 Classic, что дало заметный прирост в детальности и прозрачности звучания по сравнению с широко известными монолитными ОУ. Пробный образец отслушивался сотрудниками нескольких радиостанций в Варшаве и Кракове, и в результате готовый корректор вошёл в состав оборудования студии RMF Classic.
На базе этого спецпроекта была создана серийная модель фонокорректора Gaia MM с упрощённой коммутацией, без MC-секции и каких-либо регулировок. Gaia MM Mini – следующая итерация схемы в строну удешевления, здесь вместо сборки Burson Audio используются операционные усилители Burr-Brown OPA 2132 со входом на полевых транзисторах. Эти чипы тоже отбирались на слух, да и объективные параметры у мини-версии получились вполне взрослые: отношение сигнал/шум при усилении 53 дБ не менее -91 дБ, а нелинейные искажения в диапазоне 20 Гц – 20 кГц не превышают 0,008%. В схеме, помимо всего прочего, установлены аудиофильские конденсаторы Nichicon Muse.
Двухполярное питание на схему подаётся от встроенного тороидального трансформатора, выпрямителей и полноценных стабилизаторов напряжения.
Ценно и то, что корректор питается не от стенного адаптера – двухполярное питание на схему подаётся от встроенного тороидального трансформатора, выпрямителей и полноценных стабилизаторов напряжения. Стандартный сетевой ввод позволит поэкспериментировать с кабелями. В некоторых случаях они могут повлиять на звучание.
Корректор рассчитан на подключение головками ММ и МС с высоким выходным уровнем. Усиление у него на 13 дБ выше общепринятого для ММ (40 дБ), что позволяет получить на выходе достаточный по амплитуде сигнал с любыми картриджами оговорённого типа.
Коммутация лаконична до предела – пара RCA на вход и такая же пара на выход.
Прямоугольный корпус размером 6 х 6,5 х 17 см легко спрятать где-нибудь за стойкой, но я не вижу ни одной причины, почему бы не положить эту коробочку на виду.
Система для прослушивания была составлена такая: недорогой проигрыватель Thorens TD-102A со штатной ММ-головкой Audio-Technica VM 95E, знакомый нам интегральный усилитель Fezz Audio Silver Luna и напольная акустика MartinLogan Motion 60XTi.
Особенно хорош настоящий виниловый бас – низкий, не раздутый и не назойливый.
Первым делом по привычке слушаю шум в колонках при выключенном источнике. Если приложить ухо к среднечастотному динамику, заметно лишь слабое и ровное шипение без фона, потрескиваний и т.д. Поверхностные шумы пластинки корректор тоже не подчёркивает, и их быстро перестаёшь замечать. Тональный баланс ровный, субъективно акцентов на отдельных инструментах не заметно. Особенно хорош настоящий виниловый бас – низкий, не раздутый и не назойливый. На диске «Living Proof» Бадди Гая [1] бас-гитара и большой барабан работают в едином ритме, но прекрасно различимы и по тембру, и по атаке. Бас тут вообще немного особенный – несёт самостоятельную смысловую нагрузку, хотя и идеально вписан в общий блюзовый строй. Гитара Бадди Гая прописана подробно, и мы слышим каждую струну со всеми её обертонами. Тарелки создают приятный фоновый контраст с другими инструментами. Свежо, красиво энергично. Если бы не знал, что головка стоит порядка 3000 рублей, ни за что бы не поверил – корректор придаёт её звучанию какой-то особый шарм.
С энергетикой Gaia Mini MM тоже всё в норме. Сольник Мика Джаггера [2] звучит так, как должен – по-хулигански, с эффектной подачей и бьющими через край эмоциями. Вокал и аккомпанемент рельефны, ритм-секция выдаёт настоящий драйв. Интегральник Silver Luna в тесте с цифровым источником показал совершенно нереальную динамику, она же в полной мере проявилась и при воспроизведении винила. Корректор не подсушивает верх, в этом диапазоне можно сетовать лишь на относительно невысокое разрешение, но это проблема головки — Gaia Mini MM вытягивает из неё всё, на что она способна. И в паре с довольно продвинутым усилителем эта коробочка не воспринимается слабым звеном.
Сольник Мика Джаггера [2] звучит так, как должен – по-хулигански, с эффектной подачей и бьющими через край эмоциями.
Масштабность звучания можно было оценить по полифоническому саунду ранних Yes [3]. Чувствуется размах, развёрнутая панорама, отлично слышны пространственные эффекты и расклад инструментов по каналам. Стереокартинка стабильная, плотная, саунд напористый по всему фронту. Локализация инструментов иногда даже удивляет – диск-то записывался почти 50 лет назад.
Фонокорректор с ровным тональным балансом сейчас найти не проблема, но у Gaia Mini MM есть явное преимущество – незаурядная энергетика, благодаря которой он может играть с достаточно мощным ламповым усилителем, не снижая его скорострельности и общей динамики. А это в данном ценовом сегменте – настоящий сюрприз.
МУЗЫКА:
- Buddy Guy, «Living Proof». Blackbird Studio, 2010
- Mick Jagger, «She’s the Boss». Columbia, 1985
- Yes, «Yessongs». Atlantic, 1973
КОМПОНЕНТЫ:
- Проигрыватель винила Thorens TD-102A
- Интегральный усилитель Fezz Audio Silver Luna
- Акустические системы MartinLogan Motion 60XTi
- Кабели:
- фоно Atlas Mavros Ultra RCA
- межблочные Atlas Asimi Ultra RCA
- акустические Hi Fidelity Cables
- сетевые Mudra Akustik HP
Fezz Audio Gaia MM Mini
Производитель: Fezz Audio (Польша)
Частотная характеристика: RIAA || Коэффициент усиления: 53 дБ || Отношение сигнал/шум взвешенное: >-91 дБ || Коэффициент нелинейных искажений (20 Гц – 20 кГц): 0,008% || Входы: RCA || Выходы: RCA || Питание: 220/240 В || Масса нетто: 1,1 кг || Габариты: 60 х 65 х 170 мм || Цветовые варианты: белый, чёрный, бордовый, красный || Цена: 27 000 руб.