℗ 2021 START
Жанр: сериал, мелодрама, комедия
Формат: MPEG4/AVC 1080p, AC-3 2.0
Сценарий: Алексей Троцюк, Виктор Шамиров, Ольга Мотина-Супонева
Режиссер: Виктор Шамиров
Оператор: Семён Яковлев
В ролях: Дмитрий Лысенков, Евгения Борзых, Ольга Мотина-Супонева, Виктор Шамиров, Ольга Тумайкина, Елена Махова, Людмила Артемьева, Сергей Белоголовцев, Дарья Семенова, Кристина Исайкина-Бергер, Михаил Полицеймако
Что. Актриса написала сценарий сериала. Чтобы довести его до кондиции, продюсер дает ей в помощь матерого сценариста. Который когда-то был ее возлюбленным и гражданским мужем. Процесс работы над текстом сопровождается выяснением отношений – вроде давно расстались, но что-то осталось невыясненным и очень болезненным… Возможно, они по-прежнему любят друг друга, но уж очень разные по характеру и жизненным ценностям.
Сцены с литературными работниками перемежаются эпизодами из фильма, сценарий для которого они пишут. А персонажи истории сочиняют и играют в ней свою внутреннюю «пьесу». Жанр в жанре. Литературная матрёшка. Один сюжет в другом. Они и сами по себе ироничны, но вложения еще больше усиливает иронию. А с этой «специей» можно сделать съедобным практически любое блюдо.
Слоган сериала – «В жизни нет смысла, он есть в историях». Это не пустые слова – это творческое кредо. Литература ради литературы, искусство ради искусства, – в сталинские времена это считалось криминалом, потом просто не приветствовалось, сейчас это, пожалуй, единственный способ заниматься творчеством без ущерба для совести и опасности для жизни. По крайней мере, пока.
Кто. Обычно не уделяю пристального внимания продюсерам, но здесь это необходимо. Это та же самая команда, что сделала сериал «Вампиры средней полосы» – Эдуард Илоян, Алексей Троцюк, Денис Жалинский, Виталий Шляппо, Михаил Ткаченко. Один из них, Алексей Троцюк, также автор идеи. Авторы сценария, Виктор Шамиров и Ольга Мотина-Супонева, являются одновременно исполнителями главных ролей внешней сюжетной оболочки – тех самых выясняющих отношения сценаристов (нет, в реальной жизни они не партнеры). А Виктор Шамиров – еще и режиссер и драматург, известный многими своими театральными постановками и фильмами.
Один из ключевых исполнителей в «сочиняемой» истории – Дмитрий Лысенков, очень сильный характерный актер, типаж которого соответствует образу современного «маленького человека». Его персонаж – неказистый, несуразный, иногда трогательный, а порой и жалкий – становится объектом вожделения в женском коллективе провинциальной музыкальной школы. И смех и грех. Хотя по мере развития сюжета мы постепенно проникаемся в нему сначала сочувствием, а потом и уважением. Его партнерша, Евгения Борзых, более известна как солистка групп «Самое большое простое число» (СПБЧ), «Михална», «Dsh! Dsh!» и др. С 2014 года работает в Театре-студии Олега Табакова. Очень талантлива. Надеюсь, мы еще увидим ее в значимых постановках.
Как. Органично, естественно. В хорошем смысле по-театральному. С той разницей, что в театре не обходится без педалирования – актерам приходится форсировать голос и мимику, чтобы охватить весь зал. В кино можно не играть, а жить. А достоверность окружающей обстановки и человеческих отношений –мощное средство художественного воздействия.
Вероятно, режиссер Виктор Шамиров умеет так работать с актерами, чтобы у них возникало ощущение творческой свободы, что они сами создают рисунок роли. Свободные люди всегда работают лучше, они более эффективны во всем.
Это тем более важно, что именно актерская игра является здесь важным выразительным средством, от кино здесь – монтаж, работа с разными планами и точно выверенный темпо-ритм. Никаких визуальных и звуковых эффектов, дизайнерских изысков и каких-либо кинематографических аттракционов – только отношения между людьми, деликатно укрупненные, очищенные от шелухи и преподнесенные нам на блюдечке с золотой каемочкой.
Но главное, чем на удивление хорош сериал – это литературная основа, качество текста, диалогов. Нечастое явление в современном кинематографе.
На чём. Сериал сделан по канонам старого телевизионного кино, то есть с преобладанием крупных планов, с ровной экспозицией и спокойным монтажом – чтобы можно было нормально воспринимать на телевизорах с небольшим экраном. Так что какие-либо требования к аппаратуре отсутствуют – смотрите на том, что Бог послал.