Трёхполосные мониторы встречаются не так уж часто, а эти красавцы в добавок оснащены фирменными соосными излучателями Uni-Q последнего поколения. Сочетание многообещающее во всех отношениях, но как эти решения британских инженеров отразились на звучании, покажут только испытания на самых разных музыкальных жанрах.
ИСКУССТВО ОРКЕСТРОВКИ
При всём невероятном разнообразии акустических систем KEF должен заметить, что именно мониторы всегда удавались британским разработчикам лучше всего. Уж сколько мы за 20 с лишним лет отслушали разной акустики, и если полочники KEF участвовали в тесте, то уж в редком случае не удостаивались награды.
Напомню, что обновлённая серия R была запущена в производство с тем, чтобы предоставить более широкому кругу меломанов возможность познакомиться с технологиями, реализованными при создании топовой серии Reference. Правда, в несколько упрощённом виде и не с таким широким выбором цветовых вариантов. Хотя на самом деле при тестировании моделей R11 и R7 ни особых признаков экономии, ни каких-то упущений при изготовлении обнаружить не удалось.
Над обновлением линейки R потрудились на славу: производитель заявляет, что в процессе работы в конструкцию моделей было внесено более тысячи (!) изменений.
Над обновлением линейки R потрудились на славу: производитель заявляет, что в процессе работы в конструкцию моделей было внесено более тысячи (!) изменений, и многие решения действительно были позаимствованы у моделей Reference.
Прежде всего, были серьёзно модернизированы фирменные излучатели KEF Uni-Q нового, двенадцатого поколения. Эта коаксиальная гибридная сборка, состоящая из 125-миллиметрового диффузора из анодированного алюминия и дюймового твитера с 9-лепестковым рассеивателем, капитально переработана. Конструкцию Uni-Q компания постоянно улучшает более 30 лет, и в серии RЗ таких улучшений более чем достаточно. Основательно переработана магнитная система, улучшено временное согласование между излучателями, а для повышения «прозрачности» твитера добавлен демпфирующий материал позади алюминиевого купола. Ещё одна инновация – внешняя кольцевая накладка Shadow Flare, которая снижает дифракционные эффекты, возникающие на краях передней панели. Вещь с виду простая, но полезная – дифракция нарушает линейность частотной характеристики, создавая локальные пики и провалы.
Основательно переработана магнитная система, улучшено временное согласование между излучателями, для повышения «прозрачности» твитера добавлен демпфирующий материал.
В мониторах R3 также установлен новый низкочастотный драйвер калибра 6,5 дюймов (165 мм), т.е. здесь мы имеем три полноценные полосы с частотами раздела 400 и 2900 Гц. Да и внутренний объём немаленький, при узкой передней панели глубина корпуса у них 336 мм. Так что полочными эти мониторы можно назвать с большой натяжкой – лучшим местом для установки будут массивные стойки, это всегда идёт на пользу и динамике, и внятности баса.
А бас здесь по всем признакам быть должен – инженеры KEF конструктивно изменили подвесы НЧ-динамиков так, что линейное смещение диффузоров вдвое больше, чем у предыдущей R серии. В фазоинверторном оформлении НЧ-драйвер начинает работать от 30 Гц при спаде на 6 дБ (и от 58 Гц при -3 дБ). Диффузоры в виде вогнутой полусферы имеют структуру сэндвича с тонкой алюминиевой фольгой на бумажной основе. Классическое сочетание металла и волокнистого материала успокаивает резонансы, даёт высокую жёсткость при малой массе. А это означает возможность работы в поршневом режиме с низкими искажениями. Для повышения скорострельности, т.е. преодоления инерции подвижной системы, была усилена магнитная сборка динамика.
Для новой серии R были разработаны и принципиально новые фазоинверторные порты. Они выполнены из эластичного материала, поэтому не резонируют, а переменное сечение с расширением в центральной части препятствует возникновению турбулентных шумов. Кроме того, на обоих концах порт имеет раструбы особого профиля, что устраняет завихрения воздушного потока на входе и выходе.
Все модели серии допускают многопроводное подключение, и R3 не исключение. Вместо перемычек между клеммами, которые могут потеряться, а при неаккуратной установке закоротить выход усилителя, входные клеммы коммутируются с помощью безопасных кнопочных переключателей.
Мониторы выпускаются в трех вариантах отделки – чёрный и белый лак, шпон американского ореха. Качество изготовления, как я уже упоминал, безукоризненное.
Система для прослушивания была та же, что и при тестировании напольных R7, т.е. знакомый комплект Primare — CD-проигрыватель CD 35 Prisma и интегральный усилитель i35. Мониторы устанавливались на массивных не резонирующих стойках.
Этим мониторы и хороши: они не возбуждают резонансов комнаты на субгармониках ввиду отсутствия последних.
Солидный объём корпуса, на который я обратил внимание в начале, здесь, безусловно, сказывается — по общей динамике и наполненности нижнего регистра «трёшки» хотя и отличаются от «семёрок», но не так драматически, как можно было бы ожидать. У мониторов уверенная, энергичная подача с крепким ударом, совершенно неожиданная для 6,5-дюймовых драйверов. И что немаловажно – атака не затягивается, даже на быстрых сериях удары чётко разделены, поэтому и партию барабанщика, и создаваемый им ритмический рисунок можно разобрать буквально по элементам.
Перегрузить R3 довольно сложно, они звучат без искажений при таком звуковом давлении, что закладывает уши. У басовиков действительно большой ход диффузора, и даже на пиках уровня до отбоя им далеко – ни компрессии, ни потери контроля, ни смазанной атаки. На таких записях, как Dream Theater, из порта выходит плотный поток воздуха, но я, как ни прислушивался, характерных фазоинверторных шумов не заметил.
Бас при достаточной для большинства музыкальных жанров глубине не сваливается в монотонность. Отсутствует и гулкость, характерная для большинства напольных систем при установке в комнатах, не имеющих акустической обработки. Этим мониторы и хороши: они не возбуждают резонансов комнаты на субгармониках ввиду отсутствия последних. Поэтому в нижнем регистре считывается каждая нота, каждый звуковой нюанс.
Но рупорной окраски на стыке СЧ и ВЧ полос вы не услышите, как ни старайтесь, и это важное отличие конструкции 12-го поколения.
Диаграмма направленности новой сборки Uni-Q достаточно широка на средних частотах, и тональный баланс не имеет нарушений, даже если сидеть чуть в стороне от свит-спота. Верх сфокусирован острее, и поворотом мониторов можно регулировать характер звонких составляющих. Но рупорной окраски на стыке СЧ и ВЧ полос вы не услышите, как ни старайтесь, и это важное отличие конструкции 12-го поколения. И, конечно, по линейности, слитности и временной синхронизации, новая сборка реально близка к точечному источнику. Середина прозрачная, информативная, с невероятным количеством нюансов – из малейших штрихов, тембральных оттенков и послезвучий создаётся богатая музыкальная картина.
И картина эта по-настоящему трёхмерная. В этом отношении у акустики KEF найдётся немного конкурентов — Uni-Q прорисовывают пространство так, что слушаешь, и чётко улавливаешь положение каждого инструмента, каждого отдельного звука по всем трём координатам. Можно легко отследить и любую партию по отдельности, что многократно усиливает впечатление от любой музыки — чем она сложнее, тем кажется более интересной. Такая способность делать понятным любое произведение — редкое свойство, присущее, как правило, гораздо более дорогим акустическим системам.
И ценно не столько то, что обновлённые R3 очередной раз подтвердили признанный статус бренда — они доказали, что по энергетике и общей динамике вполне способны соперничать с напольной акустикой. А по филигранности построения звукового пространства – реально превзойти её.
СИСТЕМА
- Сетевой CD-проигрыватель Primare CD 35 Prisma
- Интегральный усилитель Primare i35
- Кондиционер питания Powertek PAV3500
- Кабели:
- межблочный Kimber Kable Select KS1016
- акустические Kimber Kable Monocle 2м
- сетевые Kimber Kable PK 10 Base
KEF R3
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 2 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 58 — 28 000 Гц (±3 дБ) || Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ: 30 Гц || Чувствительность: 87 дБ (2,83 В/1 м) || Частоты раздела полос: 400, 2900 Гц|| Номинальное/минимальное сопротивление: 8/3,2 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 15 — 180 Вт || Максимальное звуковое давление: 110 дБ || Нелинейные искажения в полосе 130 Гц — 20 кГц: <0,3% (90 дБ, 1 м) || Варианты отделки: белый и чёрный лак, орех || Габариты с подставкой: 422 x 200 x 336 мм || Масса 1 шт.: 13,5 кг || Цена за пару: 189 990 руб.
Комментарии [12]
Андрей П.
Уважаемый автор, помогите, пожалуйста с выбором между Heco Celan Revolution 3 и Magnat Signature 903. Слушаю как рок, так и джаз.
Андрей П.
И тишина… )
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Андрей П., ни один нормальный эксперт не даст вам ответ. Вы ведь не указали ни объем помещения, ни усилитель, с которым вы будет слушать колонки. А главное, мы не знаем ваш звуковой идеал. Что в звуке является для вас приоритетным. Выбор акустики — дело сугубо индивидуальное. Я сам когда-то очень давно купил колонки по рекомендациям одного эксперта, и потом очень об этом пожалел. Нужно хотя бы сходить в салон и послушать. Если, конечно, есть возможность. Внимательно читайте опубликованные тесты этих колонок — автор, как и положено, старался был максимально объективным. Но при внимательном чтении легко поймете, какие колонки ему понравились больше. Только имейте в виду: ваше субъективные ощущения могут быть совершенно другими. Выбор акустики — это лотерея. Выиграть в ней можно, если четко сформулировать для самого себя, что вы хотите. А для это надо ходить на прослушивания.
Андрей П.
Я с Вами согласен. Читал оба обзора, естественно. И все же хочу отметить, что вопросы по поводу выбора акустических систем здесь задавались неоднократно и оба автора ни них давали ответы.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Андрей П., вопросы по выбору акустики, на которые давались ответы, задавались по-другому. Наши эксперты могут дать ответ по существу, объяснив, чем отличаются разные системы. И в текстах обзоров это есть. Но они никогда не скажут вам: берите вот эти, а те не берите. Понимаете разницу?
Никто не знает, какой саунд вам понравится больше. И никто не возьмет на себя ответственность за ваш выбор. Потому что вы потом напишите: я взял колонки по вашему совету, а они оказались плохими и мне не нравятся. Поэтому выбор всегда за вами.
Андрей П.
Понял, принял. Уважаемые эксперты, подскажите, пожалуйста, в чем отличаются по звучанию Heco Celan Revolution 3 от Magnat Signature 903. Особенно интересует различие в построении сцены, натуральности передачи тембров и вокала, а также скорости баса.
Георгий
Здравствуйте!
Имел ввиду вот что: вы написали, что отсутствие рупорной окраски это отличие конструкции 12-го поколения. Но это не так. Рупорная окраска ичезла на пару поколений ранее.
Агрессии не проявлял, все это писал с улыбкой, т.к. люблю статьи про любимый бренд. Хоть и лично все колонки KEF отслушиваю. Просто хотел указать на неточности. Видимо, надо было наставить смайликов 🙂
Николай ЕФРЕМОВ
Здравствуйте!
Ну вот и хорошо. А мы готовим ещё одну публикацию по KEF, так что впереди много интерсного
Руслан ТАРАСОВ
Вступлю в разговор. Тоже давно слежу за развитием Uni Q, а заодно — и за Dual Concentric. У всех коаксиальных технологий была и остается уйма проблем, и рупорная окраска — лишь одна из многих, притом наименьших 😉
КЕФ поначалу была в роли догоняющей. У нее соосные драйверы зазвучали ровно и прозрачно лишь с четвертого поколения — такие появились еще на первых дешевых «кьюшках» (к слову, выдающиеся колоночки, на мой взгляд).
Та технология затем достигла высшей точки развития в «референсах» двумя поколения спустя — они и сейчас легко уделают многие дорогие новинки зрелостью, ясностью и детальностью, хотя к идеалам нейтральности их точно не отнесешь.
Седьмое поколение, как любое переходное, да еще удешевленное, было ни о чем.
Намного линейнее вышло первое «с цветочком», чем оно сильно отличалось от DC. Но на музыке эти драйверы звучали весьма закомплексованно — следовательно, имели массу других проблем.
Качественный скачок у «цветочка» случился только с выходом актуальных «рефов» (11 поколение). Вот оно зазвучало дорого, приблизившись в раскрепощенности, чистоте и деталировке к старым моделям. 12-е зазвучало более правильно. А последнее 12 Meta — и дорого, и правильно.
Георгий
Прошлое поколение «Рефов» тоже звучит правильно, чисто и детально. Моему уху они предпочтительнее. Но надо признать, современные жанры лучше игают актуальные Reference.
Георгий
Диффузор из литий-магниевого сплава?
Вы чего? Посмотрите хотя бы спецификацию на акустику, из чего он на самом деле сделан.
Рупорной окраски не услышите в 12-м поколения?
Ничего подобного. Рупорная окраска в UniQ исчезла гораздо раньше, когда СЧ-диффузор стал более плоским. Со времен Reference 2007 года и самых первых LS50.
Николай ЕФРЕМОВ
1. Да, ошибочка вышла. Поправили
2. Рупорной окраски не услышали. Почему «ничего подобного»? Её там действительно нет. А уж в каком поколении она исчезла, в данном случае неважно.
3. Откуда такая агрессия?