Насколько важны аксессуары, имеющие отношение к сетевому питанию аудиоаппаратуры? Однозначно ответить сложно, поскольку результат зависит от массы различных факторов, влияние которых иногда просто невозможно оценить объективно.
Приходится оценивать на слух, чем мы и займёмся, исследуя новую разработку Алексея Слонова в двух системах топового уровня.
ШАГ К ВЕРШИНЕ
Можно упорно ссылаться на фундаментальные законы физики, цитировать учебник по ТОЭ (теоретические основы электротехники), но факт остаётся фактом: наше ухо способно улавливать изменения в системе электропитания, которые невозможно измерить никакими приборами. Любой, кто когда-либо занимался тонким тюнингом систем класса High End Audio, знает, что на звучание могут влиять не только силовые кабели, но и вилки, которыми они оснащаются. Специально употребил глагол «могут», т.к. заметность этого эффекта действительно зависит от разных факторов, но даже когда он очевиден, попробуйте-ка его обнаружить приборами!
Впрочем, давайте договоримся: если вы отвергаете влияние кабелей как объективную реальность, просто не читайте дальше и не тратьте время на саркастические комментарии. Бессмысленно обсуждать вкус устриц с теми, кто их никогда не пробовал — как выясняется, большинство «кабельных» нигилистов либо не пытались проверить оспариваемые эффекты на практике, либо проводили эксперименты на хай-фае начального уровня.
Меди много не бывает
Итак, наш нынешний испытуемый — Soundstream-8, распределитель питания от Slonov Sound Design на восемь розеток. Вещь очень непростая, созданная по результатам многочисленных практических экспериментов Алексея Слонова. Он сам признаёт, что эффект от тех или иных конструктивных решений убедительному объяснению не поддаётся, поэтому оперирует собственными терминами. В частности, это полная добротность (Q) всей аудиосистемы, т.е. её способность успокаиваться после возбуждения. Чем выше Q, тем дольше она возвращается в исходное состояние после пришедшего импульса, а в идеальном случае воспроизводит его и мгновенно затихает. Вообще говоря, понятие добротности существует во многих сферах, но в данном контексте означает гул и снижение звукового разрешения. Чем ниже Q системы, тем меньше она гудит, причём это относится не только к акустике, а ко всем компонентам.
По мнению Алексея, кабели тоже влияют на добротность и, снижая их сопротивление, можно «успокоить» систему, поэтому он везде использует проводники с максимально возможным сечением. В SSD-8 — самые толстые провода, которые только удалось разместить в корпусе, сечением 5 кв. мм. Опытным путём выяснилось, что что даже два параллельно проложенных проводника одной фазы негативно влияют на звук, и это выяснилось при попытке запараллелить две линии, чтобы снизить их сопротивление — звук ухудшился. Алексей объясняет это нарушением синфазности, когда появляются мизерные сдвиги двух 50-герцовых синусоид. Соответственно, в распределителе нет двух линий на одном контакте, а вся проводка выполнена моножилой. Напомню кстати, что все силовые кабели Slonov Sound Design — тоже одножильные. Длина проводников тоже должна быть строго одинаковой, поэтому восемь розеток в Soundstream-8 разделены на две группы, которые разведены звездой, и все фазовые проводники выровнены по длине и сориентированы по направлению. Отсутствие асинхронности, считает Алексей, даёт более ясный и прозрачный звук, без каши.
Внутри корпуса спрятаны два хитрых элемента, созданных чисто эмпирическим путём. На вид — плоская герметичная коробочка из искусственного камня, через которую проходят две толстые медные шины. Вот как Алексей сам о них рассказывает:
«Это устройство я условно назвал S-board. Эффект от него обнаружен случайно и пока не поддаётся объяснению. Можно сформулировать так: особое поведение проводника, имеющего определённую конфигурацию. Собираюсь патентовать идею, но как её сформулировать, не раскрывая сути, пока не знаю — она настолько проста, что её трудно защитить. Поэтому — запаянный неразборный корпус, который даже рентгеном не просвечивается. В распределителе таких две штуки, и они дают не менее 50% эффекта, особенно в верхнем регистре. Эти вещи не описываются фундаментальной наукой, но их можно использовать».
Сетевой ввод и розетки в Soundstream-8 — от Furutech с технологией NCF на основе не электризующегося пластика. По всей длине основания корпуса из искусственного камня идёт мощное продольное ребро в виде двутавра из того же материала, и в него намертво вклеены основания розеток. Контакта с верхней крышкой осуществляется только через декоративную панель, поэтому внешние вибрации на контакты не передаются.
Распределитель массой 8,5 кг устанавливается на три шипа с подпятниками, выточенными из скальпельной нержавеющей стали и закалёнными до 45 единиц.
Метаморфозы
Система №1
- CD-проигрыватель Metronome Technologie CD8T Signature
- Интегральный усилитель Bladelius Oden
- Акустические системы Kharma Exquisite Classique
- Стойки: Pillartech Zeus Base, Pillartech Gravity Pro
- Виброизоляционные демпферы Pillartech Isopoint.
- Все кабели: Kharma Supreme Reference
Музыкальный материал:
- Johann Strauss, «Wiener Blut 2». Andrachek, 1995
- Трио Энвера Измайлова, «Minaret». Boheme Records, 1999
- Simple Minds, «Neapolis». EMI Music, 1998
- Tori Amos, «Boys for Pele». EastWest Records, 1996
- Madonna, «Ray of Light». Warner Bros., 1998
Звучание этой системы я подробно описывал совсем недавно. Благодаря высокому разрешению по всему слышимому диапазону, способности передавать микроскопические нюансы при феноменальном динамическом потенциале она позволяла уверенно фиксировать на слух изменения в звучании при любых манипуляциях с кабелями.
Алексей укомплектовал свой распределитель длинным сетевым кабелем с вилкой и хвостовиком Furutech NCF. Поначалу мы и слушали их как единый комплект.
Происходило всё в московском салоне «Нота+», и кроме меня в комнате находились ещё шесть человек, которые, пока я возился с подключением, активно общались между собой. Перед этим мы отслушали те же CD при питании системы через силовые кабели Kharma Supreme Reference и стандартный сильноточный удлинитель без каких-либо встроенных фильтров.
Запитываю всю систему через Soundstream-8 и кабель Slonov Sound Design, ставлю вальсы Штрауса в исполнении небольшого оркестра [1]. Разговоры в комнате мгновенно стихают, кто-то удивлённо спрашивает: «что вы там поменяли?». Сцена раздалась в ширину, заметно прибавилось воздуха, увеличилось расстояние между музыкантами. Чтобы охватить всю картину, пришлось отодвинуться с привычного места прослушивания метра на два назад. Поначалу показалось, что тональный баланс ушёл вверх, но послушав ещё минут десять, понял: пропали гулкие ноты, ослабли «резиновые» субгармоники, и в нижнем регистре осталась только полезная информация.
Похожие впечатления были и на записи трио Энвера Измайлова [2] — инструменты «разбежались» в стороны, сцена прибавила в объёме. Синхронизация витиеватого ритмического рисунка при этом не пострадала, слаженность музыкантов была просто потрясающей. Много воздуха, натуральные тембры, прекрасная проработка нюансов.
Всё то же самое — на треках тори Амос [3] и Мадонны [4]: расширение пространства, выдвижение переднего плана на слушателя и лёгкий, приятный для восприятия бас.
А вот с Simple Minds [5] получилось немного иначе. Я люблю этот диск за плотный, наваливающийся саунд, с акцентом на нижний регистр и тяжёлыми гитарными риффами. У нас же получился несколько облегчённый вариант, в котором привычная стена звука стала полупрозрачной, а ощущение мрачноватой тяжести пропало почти полностью. Может, всё дело в трёхметровом силовом кабеле, которым распределитель подключался к стенной розетке? Меняю его на толстый короткий «шланг» Kharma Supreme Reference, и картина разительно меняется. Сцена не потеряла в ширине, разборчивость в середине и верхнем диапазоне столь же высока, а вот бас стал плотнее, массивнее и субъективно ниже. У звуковой картины появилась основательная опора… а вместе с ней вернулась монотонность баса, гулкость и потеря чёткой структуры, что отмечалась раньше. Но «звуковая стена» уже не казалось легковесной, и для данного жанра прозрачность кабеля Slonov оказалась менее предпочтительной.
Система №2
- Универсальный плеер/транспорт Denon DCD-A110
- Предварительный усилитель Classé Delta PRE
- Интегральный усилитель Classé Delta Stereo (СЧ и ВЧ полосы)
- Моно усилители мощности Classé Delta Mono (НЧ полоса)
- Акустические системы Focal Grande Utopia EM
Система, представленная в салоне Espace Bureau, нам тоже знакома. В штатном варианте компоненты питаются через качественный удлинитель InAkustik Referenz Power Bar. Огромные Focal Grande Utopia EM с внешним подмагничиванием звуковых катушек НЧ-драйверов всегда отличались собранным басом — при его невероятной глубине и энергетике. Весь комплект был установлен в комнате, где вместо задней стены — тяжёлый занавес, отделяющий пространство от общего зала салона. В штатном варианте к звучанию придраться невозможно, единственный момент — на большой громкости чувствуется, что колонкам в отведённом им объёме всё же тесновато, бас начинает подыгрывать из углов.
Переключаю все силовые вилки на Soundstream-8. Диски — те же. Сцена получается такая, что приходится сдвигать штору и слушать из зала, иначе центр кажется пустым. Полное впечатление, что комната увеличилась в объёме, за счёт чего «Фокалы» получили больше свободы. Из баса ушла инфранизкая составляющая — очевидно, ослабились субгармонические составляющие. Simple Minds звучали вполне адекватно, с басовой основой, но без гула и потери артикуляции.
Виртуальные образы буквально материальны, крупные инструменты — рояль, контрабас, ударная установка — имеют натуральный размер и абсолютно живое звучание. И не в последнюю очередь за счёт ясного, разложенного на отдельные ноты нижнего регистра. Его сочетание с фантастически прозрачными бериллиевыми твитерами (похоже, S-board действительно «работают») на хорошо записанных треках могло буквально гипнотизировать. Ощущения, что тональный баланс ушёл вверх, не возникало, он воспринимался абсолютно линейным. Особых отличий в общей динамике системы я не заметил, но теперь её можно было слушать громче, не опасаясь комнатных артефактов.
Вместо эпилога
Как видим, результаты в двух системах получились в чём-то схожими, но и отличий более чем достаточно. И это понятно, ведь любой тонкий тюнинг индивидуален и делается с учётом всех особенностей системы в конкретном помещении. Тем не менее, на основе проведённых экспериментов (я описал лишь часть из них) можно сделать общие выводы.
- Эффект от распределителя значительно ослаблен, если он включен не прямо в розетку, а в промежуточный удлинитель. Чем выше разрешение системы, тем заметнее улучшение, особенно, если система питается по выделенной линии.
- Плохой распределитель сводит на нет преимущества дорогих сетевых кабелей.
- Улучшения практически не заметны, если в компонентах импульсные блоки питания (опробовано на технике Linn).
- Фазировка вилок в розетках в некоторых системах даёт эффект, сравнимый с заменой компонентов на более дорогие. При правильном включении разрешение системы может возрасти драматически.
Стоит распределитель Soundstream-8 — 250 тысяч рублей. Если принять во внимание, что он способен улучшить звучание восьми подключенных к нему компонентов, причём совсем не бюджетных, цена не покажется безумно высокой. Мы же говорим о High End Audio, а здесь, как в большом спорте, чем ближе к вершине, тем больше приходится вкладывать в улучшение результата.
Комментарии [3]
Фдуч
Поначалу распределитель оказывает эффект «вау» — возрастает эшелонирование, акцентируются звуки, вроде как вырастает детальность (в части диапазона) . Но, по факту это происходит за счет «подрезания» диапазона — в частности, очень сильно воруются верхняя середина, в том числе, обертона вокала — по сути фильтр имеет те же плюсы, и, к сожалению, те же минусы, что и кабели Слонова. Красивый, да. Но подойдет далеко не для каждой системы — «кривым», его назвать язык не поворачивается, но он и не «прямой», а со своим почерком.
Юрий
Добрый день! Где можно купить Soundstream-8?
Алексей
На сайте slonovsound.ru есть контакты или напишите на почту slonovsound@gmail.com