Многие из нас придерживаются правила, известного ещё с древних времён: не покупай самое дорогое и самое дешёвое. Вот для таких практичных меломанов инженеры KEF создавали свою серию R. А мы, в свою очередь, выбрали из неё для испытаний среднюю напольную модель R7. В ней реализованы все передовые наработки компании, а цена не настолько высока, чтобы присвистнуть и пройти мимо.
ОПТИЧЕСКИЙ ЭФФЕКТ
С тех пор, как инженеры KEF разработали излучатели Uni-Q – а было это в … году – акустика этой марки заняла на рынке особое место. Коаксиальные драйверы применяли и другие производители, но никто кроме KEF не потратил на разработку этой конструкции столько сил, времени и средств. Сейчас мы имеем дело с 12-м поколением Uni-Q, и в каждом из них английские инженеры что-то меняли, дорабатывали и улучшали. При всей своей лаконичности коаксиал – штука совсем не простая, здесь нужно учитывать массу противоречивых требований, а эффекты, возникающие при работе соосных громкоговорителей не описаны ни в одном справочнике, и всё приходится изучать экспериментально, создавая и обмеряя сотни экспериментальных образцов. Задача усложняется ещё и тем, что конструкция должна быть недорогой и технологичной в массовом производстве, поскольку KEF устанавливает Uni-Q во все свои модели, включая и бюджетные.
Выигрыш в этой технологической гонке желанный для любого производителя – коаксиальный излучатель очень близок к точечному источнику с линейной фазовой характеристикой.
Выигрыш в этой технологической гонке желанный для любого производителя – коаксиальный излучатель очень близок к точечному источнику с линейной фазовой характеристикой, т.е. временные сдвиги между звуковыми волнами разной длины практически отсутствуют. Отсюда – правильная передача пространственных эффектов и идеальный тайминг, очень важный при воспроизведении сложной, в частности, симфонической музыки. Как это «работает», мы и рассмотрим на примере напольных систем KEF R7.
Обратите внимание на то, как расположены динамики на лицевой панели. Два басовых драйвера и новейший Uni-Q двенадцатого поколения образуют конфигурацию д’Апполито, которая в сочетании с фильтрами нечётных порядков обеспечивает более широкую диаграмму направленности по горизонтали, но слегка зауженную по вертикали. В случае R7 последнее обстоятельство не имеет значения, поскольку твитер в них установлен на уровне ушей сидящего слушателя. Об особенностях Uni-Q мы рассказывали не раз, упомяну лишь, что в новой генерации удалось значительно уменьшить окраску звучания за счет устранения резонансов элементов конструкции. Стоит упомянуть и Shadow Flare — недавно разработанный способ уменьшения дифракции на высоких частотах из-за отражений от лицевой панели. В новых Uni-Q волновод твитера, образуемый диффузором среднечастотника, расширен таким образом, что излучение дюймового купола не достигает краев корпуса. В результате выравнивается характеристика в верхней полосе, граница которой у модели R7 заявлена на 28 кГц (±3 дБ).
Стоит упомянуть и Shadow Flare — недавно разработанный способ уменьшения дифракции на высоких частотах из-за отражений от лицевой панели.
Басовое звено здесь усиленное, на паре НЧ-динамиков калибра 165 мм. Диффузоры в виде инвертированной полусферы имеют структуру сэндвича – тонкий слой алюминиевой фольги на целлюлозной основе. Получившаяся в результате жёсткость при малой массе обеспечивает работу практически в поршневом режиме с минимальными искажениями. За скорость отклика и линейность хода подвижной системы отвечает усиленная магнитная система. При поддержке фазоинверторов (у каждого басовика свой порт) тандем начинает работать от 27 Гц при спаде на 6 дБ и от 48 Гц при -3 дБ.
Порты, кстати, непростые – они выполнены из эластичного материала и имеют переменное сечение. Такая конструкция, основанная на тонком гидромеханическом расчёте, избавлена от турбулентных эффектов и не имеет резонансов во всём звуковом диапазоне.
Системы допускают многопроводное подключение, но перемычек, которые могут сломаться или потеряться, здесь нет. Соединение осуществляется через утопленные поворотные контакторы.
Современный дизайн не приемлет широких и низких корпусов, что правильно – чем уже акустика, тем она занимает меньше места и лучше смотрится в интерьере. Но есть проблема – такой «колодец» сильно предрасположен к органным резонансам. Чтобы избежать лишних призвуков, корпуса серии R (на фото показана в разрезе модель R11) имеют внутри несколько перегородок, разбивающих стоячие волны. Кроме того, такие элементы вкупе со стяжками повышают жёсткость конструкции, снижая её склонность к резонансам. Масса колонки солидная, 31,4 кг.
Грили крепятся на магнитах, причём производитель подчёркивает, что в них используется особая ткань из микроволокна с повышенной акустической прозрачностью. Соответственно, на характер звучания они влиять не должны.
Отделка, традиционно для KEF, безукоризненная. Помимо орехового шпона (на фото) возможны также варианты в чёрном и белом лаке.
Для прослушивания был составлен комплект, соответствующий колонкам по классу и стоимости – знакомая нам связка из сетевого CD-проигрывателя Primare CD 35 Prisma и интегрального усилителя Primare i35.
На диске Rolling Stones «Steel Wheels» очень непростые партии ударных считывались на слух просто идеально.
Басовые драйверы небольшого калибра хороши быстрой реакцией и резким ударом – сказывается малая инерция подвижной системы. При этом убедительное звуковое давление получается за счёт большой суммарной площади диффузоров. Скорость отклика обусловила чёткую передачу ритма – на диске Rolling Stones «Steel Wheels» очень непростые партии ударных считывались на слух просто идеально. При поддержке энергичными, пульсирующими нотами бас-гитары получалась прочная, фундаментальная опора для всей звуковой картины. И никакой монотонности – каждый трек со своим паттерном, со своей структурой нижнего регистра.
Твитер традиционно хорош, британские специалисты потратили много сил и времени, чтобы создать ему в Uni-Q идеальные условия. Верхний диапазон лёгкий, прозрачный, с богатым гармоническим спектром. Медь – настоящая.
KEF R7 относятся к системам, способным вызвать диссонанс между увиденным и услышанным. Внешне — узкие изящные колонки, но врубить могут так, что мало не покажется. Общая динамика неожиданно хороша, на заряженных треках чувствуется настоящий драйв, с убедительным звуковым давлением. На симфонических tutti компрессии не слышно, нет и характерной для большинства коаксиалов рупорной окраски в верхней середине. Что ценно, в характере R7 есть экспрессия, стремление подать музыку эффектно и красиво. Многое здесь зависит от усилителя, но и колонкам есть что показать слушателю.
KEF R7 относятся к системам, способным вызвать диссонанс между увиденным и услышанным.
Именно показать, поскольку пространственная картина с графической точностью прорисовывается в малейших штрихах. Самая острая локализация получается, если колонки слегка развернуть внутрь, тогда масса подробностей будет считываться даже на флангах звуковой сцены. Такая способность создавать почти материальные образы я считаю главным достоинством Uni-Q. Когда видишь живых музыкантов, понимаешь, как режиссёр расставил инструменты при сведении, колонкам можно простить и крупне недостатки. Если бы даже они были.
СИСТЕМА
- Сетевой CD-проигрыватель Primare CD 35 Prisma
- Интегральный усилитель Primare i35
- Кондиционер питания Powertek PAV3500
- Кабели:
- межблочный Kimber Kable Select KS1016
- акустические Kimber Kable Monocle 2м
- сетевые Kimber Kable PK 10 Base
KEF R7
Производитель: KEF Audio Ltd (Великобритания)
Конфигурация: 4 излучателя, 3 полосы || Акустическое оформление: фазоинвертор || Диапазон воспроизводимых частот: 48 — 28 000 Гц (±3 дБ) || Нижняя граница рабочего диапазона по -6 дБ: 27 Гц || Чувствительность: 88 дБ (2,83 В/1 м) || Частоты раздела полос: 400, 2900 Гц|| Номинальное/минимальное сопротивление: 8/3,2 Ом || Рекомендуемая мощность усилителя: 15 — 250 Вт || Максимальное звуковое давление: 111 дБ || Нелинейные искажения в полосе 120 Гц — 20 кГц: <0,3% (90 дБ, 1 м) || Варианты отделки: белый и чёрный лак, орех || Габариты с подставкой: 1109 x 311 x 384 мм || Масса (одной): 31,4 кг || Цена за пару: 349 990 руб.
Комментарии [9]
Андрей
А позади стоят что за бандуры если не секрет был ли тест?
Николай ЕФРЕМОВ
Бандуры — винтажная классика JBL. Мы такие не тестируем.
АБ
И правильно делаете, проживете дольше и счастливее. На удивление топорный звук и уродливая ачх.
Николай ЕФРЕМОВ
АЧХ у них действительно не идеальна, а вот звук мне нравится. Особенно, если твитеры направлять прямо на слушателя, у них диаграмма узкая.
Сергей
Какой-то недообзор получился. Так и не понял, на что способна акустика, какие сильные и слабые стороны имеет, так и осталось загадкой.
Дмитрий ЛОВКОВСКИЙ
Сергей, попробуйте перечитать текст сначала и не спеша. Желательно, с утра на свежую голову. Может быть, и поймете.
Андрей
Я так понял нужен более прозрачный усилитель тысяч 300-400?
xxx
Как у них высокие частоты? С R3 или другими колонками была возможность сравнить? Так же ACDC драйвово звучит?
Николай ЕФРЕМОВ
С высокими всё нормально, нужно только слегка развернуть колонки внутрь. R3 будем слушать буквально на днях, о впечатлениях отпишусь. ACDC не слушал, но особых проблем не вижу. Если не экономить на усилителе, конечно.