Вот и дошла очередь до старшей бас-машины в линейке MartinLogan Dynamo. Количественные показатели на высоте — 15-дюймовый драйвер, усилитель с пиковой мощностью 1800 Вт, система автокалибровки ARC и расширенный набор настроек, доступных через фирменное приложение.
Но у гигантов подобного рода иногда бывают проблемы, связанные с большой массой подвижной системы. Посмотрим, удалось ли их избежать в этой модели.
УКРОЩЕНИЕ ОГНЯ
Всем хочется смотреть кино дома с теми же звуковыми эффектами, что и в коммерческом кинотеатре. Изображение до совершенства уже довели — современные проекторы дают картинку с таким разрешением, что даже на большом экране артефакты заметить невозможно. Со звуком ситуация иная, особенно если систему ставит её владелец, а не профессиональный инсталлятор. Для крупной акустики не всегда достаточно места, от чего страдает динамика воспроизведения. И даже если оно и находится, согласовать её с помещением — задача не из лёгких. Конечно, сейчас в любом AV-ресивере есть система атокалибровки, но и после неё почти всегда приходится перенастраивать звучание вручную, на слух.
Наша задача — испытать не столько его динамический потенциал, сколько возможность согласования с относительно небольшими сателлитами и комнатой относительно скромной площади.
Ассортимент MartinLogan изобилует акустикой на все случаи жизни и для любых помещений, мы же сегодня рассмотрим компактный, но многообещающий вариант с двумя способами настройки. Плюс его в том, что выбранные модели проблем с басом не вызовут, и выстроить звуковое поле сможет любой ресивер. Фронтальные — Motion 20, а Motion SLM озвучивали центральный и тыловые каналы. Вся эта акустика прекрасно отрабатывают средний и верхний диапазоны и почти не занимает места в комнате, а главным специалистом по спецэффектам в нашей системе станет сабвуфер Dynamo 1600Х.
Старшая модель в серии Dynamo рассчитана на работу в солидных домашних кинозалах, но наша задача — испытать не столько его динамический потенциал, сколько возможность согласования с небольшими сателлитами и комнатой относительно скромной площади. Что на самом деле намного сложнее при таких габаритах и мощности.
Весит 1600-й почти 26 кг, высота корпуса более полуметра. 15-дюймовый драйвер в штатном варианте работает в пол, но, переставив опорные ножки на другую плоскость корпуса, его можно направить вперёд. Такая начальная коррекция баса предусмотрена и в других старших моделях Dynamo — 800X и 1100X, а о более тонкой настройке расскажу ниже. Ножки разборные — если снять верхнюю эластичную часть, обнажатся довольно острые шипы.
Такой потенциал нужен, в первую очередь, чтобы при необходимости резко толкнуть огромный диффузор, преодолев его инерцию.
У динамика полипропиленовый диффузор, усиленная стальная корзина и широкий эластичный подвес, рассчитанный на большой ход подвижной системы. Увеличить скорострельность баса решили двумя способами: а) драйвер работает в закрытом корпусе, что благоприятно сказывается на воспроизведении мгновенных фронтов сигнала и б) диффузор приводится в движение встроенным усилителем колоссальной мощности — 900 Вт RMS, 1800 Вт в пике. Такой потенциал нужен, в первую очередь, чтобы при необходимости резко толкнуть огромный диффузор, преодолев его инерцию. Работать эта связка начинает от 20 Гц (-3 дБ) — такой бас не каждому и 18-дюймовому сабвуферу под силу, но толк от него будет лишь в том случае, если он управляем.
И такое управление предусмотрено с помощью фирменного приложения MartinLogan Subwoofer Control для iOS и Android, радикально облегчающего интеграцию сабвуфера в практически в любую систему с учётом особенностей помещения. О его возможностях я рассказывал не раз, поэтому сейчас опишу процесс настройки Dynamo 1600Х в нашем конкретном случае.
Для начала запускаю свип-генератор — скользящий тон в диапазоне 20 — 120 Гц. Особых проблем в комнате не обнаружилось, но на 92 Гц появился какой-то странный призвук. Задаю частоту среза 80 Гц, и фильтр выбираю самый крутой, 4-го порядка, чтобы наверняка отсечь найденный артефакт. Хотелось посмотреть кино с реальными тектоническими эффектами, поэтому выбрал в меню дополнительную коррекцию на отрезке 20 — 30 Гц и прибавил отдачу на 3 дБ. Затем покрутил фазу (Sub Control App позволяет подобрать оптимум в диапазоне 0 — 180 град. с шагом один градус), остановился на 90 град. Ну и общий уровень баса в режиме Movie по общему впечатлению оказался оптимальным при 0 дБ.
В Dynamo 1600Х предусмотрен и второй, более точный способ настройки — с микрофоном, подключенным через порт микро USB. В этом случае задействуется встроенный в сабвуфер DSP и программа ARC — та же самая, что используется в акустических системах MartinLogan ESL. Но это уже прерогатива инсталлятора, поэтому и микрофон, и софт приобретается отдельно.
И хаос в нашей системе передавался настолько адекватно, что иногда вибрировал пол.
Подключить Dynamo 1600Х можно по линейной стереопаре RCA и по балансной линии XLR (в режиме LFE в обход фильтра), а также по высокому уровню через гнёзда под «банан». На задней панели имеется и слот для беспроводного модуля SWT-X, но он не всем нужен, поэтому в комплект не входит.
Для начала запускаю старый добрый боевик «Джек Райан: Теория Хаоса». И хаос в нашей системе передавался настолько адекватно, что в такт ударам иногда вибрировал пол. Но главное даже не это, меня удивила разрешающая способность сабвуфера: звук двигателей летящего вертолёта, мотоцикла, множества автомобилей в уличном заторе передавались настолько точно, что всё происходящее на экране вполне можно было представить с закрытыми глазами.
Понравилось и то, как при перемещении объекта влево (а сабвуфер стоял у нас справа от экрана) бас плавно и неразрывно переходил в нижнюю середину и выше — прямо в соответствии с допплеровским эффектом. И вообще, цельность звуковой картины при такой разнице в габаритах фронтальных АС и 1600X можно оценить на твёрдую пятёрку. И вот по сюжету взрыв: настоящая ударная волна.
Погоня в самом начале «007: Координаты Скайфолл» — удары столкновениях автомобилей, стрельба, рикошеты — из нагромождения звуков складывается цельная и при этом очень подробная картина, которая действительно захватывает. Саундтрек к фильму прописан мастерски, и это можно было оценить в полной мере. В нижнем диапазоне не было ни гулкости, ни бесформенных раскатов, быстрые чередования ударов прорисовывались отчётливо. Буквально чувствовалась масса сталкивающихся и падающих объектов. Винтовочный выстрел — реальный удар по ушам.
Буквально чувствовалась масса сталкивающихся и падающих объектов. Винтовочный выстрел — реальный удар по ушам.
Конечно, не обошлось без музыки. «Богемская рапсодия», посвящение Queen с очень неплохим звуком. Особенно в финале, на псевдо концерте Live Aid. Бас гитара, барабаны и общая атмосфера толпы на открытом воздухе — масштабно, убедительно и динамично. Перенос действия с площадки в бук-офис, где принимают пожертвования, сопровождается соответствующей сменой объёма пространства, а ведь за это тоже «отвечает» сабвуфер.
Всё описанное выше происходило в комнате около 40 кв. метров, но Dynamo 1600X способен прокачать и более солидный домашний кинозал. Важно, что этот громобой абсолютно управляем, встроенный DSP делает его настоящим внежанровым универсалом.
СИСТЕМА:
- Медиаплеер Zappiti Pro 4K HDR
- Сетевое хранилище Zappiti NAS RIP 4K HDR
- AV-ресивер Marantz SR5010
- Акустические системы Martin Logan Motion 20, Motion SLM
- Кабели: Hi Fidelity Cables, DAXX
MartinLogan Dynamo 1600X
Производитель: MartinLogan, Ltd (США)
Акустическое оформление: закрытый корпус || Калибр драйвера: 15 дюймов || Диапазон воспроизводимых частот (+/-3 дБ): 20 — 200 Гц || Перестройка фильтра НЧ: 35 — 120 Гц || Подстройка фазы: 0 — 180 град. || Мощность встроенного усилителя (RMS/пиковая): 900/1800 Вт || Линейные входы: 2 х RCA, XLR (LFE) || Высокоуровневые входы: да || Рум-коррекция: ARC || Входное сопротивление RCA/Speaker: 8,3/2 кОм || Auto Power: да || Отделка: чёрная матовая || Габариты: 510 х 454 х 486 мм || Масса: 25,9 кг || Цена за шт.: 150 000 руб.