Электронная отрасль штампует новинки с такой быстротой, что консервативным производителям Hi-Fi иногда приходится переосмысливать модели, уже кем-то созданные, чтобы не выбыть из стремительной рыночной гонки. И вот как раз перед нами ярчайший пример именно такого подхода. Чем больше всего порадует эта новая известная знакомая?
СДЕЛАНО НА ЭМОЦИЯХ
TT-15S1 появился в начале 2019 года и потому номинально может считаться новинкой. Но настоящий возраст модели впору измерять десятилетиями. Практически идентичная вертушка с индексом ТТ-15 была представлена Marantz еще в 2012 году. А раньше, начиная с 2006-го, штучными партиями к дистрибьюторам поступала и редкая TT-1581. И вот на нее ТТ-15S1 похожа не только внешне, но, как видите, и названием…
Самое главное (и это не является секретом), что от Marantz в этой машине, по большому счету, лишь логотип. Все это от начала и до конца делалось и собиралось в Германии, на фабрике Clearaudio (подобные коллаборации производителей — тоже один из способов выжить на современном высококонкурентном рынке). Знатоки наверняка узнают модель, которая послужила основой для семейства «пятнашек» Marantz — это весьма удачная и стильная Clearaudio Emotion 2003 года, которая с некоторыми изменениями выпускается в Эрлангене до сих пор.
До 2006 года компания Marantz два десятилетия вообще не выпускала своих аналоговых вертушек и, собственно, поэтому обратилась к помощи Clearaudio.
Но будет в корне неверно считать перечисленные проигрыватели клонами. Отличий предостаточно. Вертушку для Marantz в Clearaudio изначально проектировали по-иному ТЗ: корпус из прозрачного акрила здесь более широкий и толстый, главный диск массивнее практически на треть (позже такой стали ставить и на Emotion SE), а под столом установлены более солидные опоры. Унифицированы только центральные керамические подшипники и асинхронные моторы в приводе.
Последний механически отвязан от шасси, но в «Эмоциях» двигатель вообще вынесен из плиты корпуса, а в TT15S1 он как бы прячется в специальном гнезде. И по этой причине привод требует тщательной центровки относительно стола (они нигде не должны соприкасаться). Минус такого решения состоит и в том, что центровку можно случайно нарушить, если переставлять силиконовый пассик на шкиве или даже щелкать тумблером питания без должной аккуратности.
В принципе, к одному типу принадлежат и тонармы. Это Clearaudio Satisfy с Direct Wire, с сапфировыми подшипниками и регулируемой магнитной системой для создания антискатывающей силы. Однако на вертушки под своим брендом Clearaudio предпочитает ставить версии Satisfy с более легкой карбоновой трубкой. Ни в одном случае производитель не приводит такого важного параметра, как эффективная масса. Известно лишь, что тонармы относятся к средне-тяжелым и требует головок с податливостью 12-16 мкм/мН.
Этот аппарат приходит к покупателю в виде конструктора — сам ставь тонарм, крепи головку и задавай углы, сам добивайся наилучшей амортизации привода и выставляй все параметры прижима.
Именно такая и идет в комплекте к TT-15S1 — Clearaudio Virtuoso первого поколения, с изящным корпусом из черного дерева. Это довольно дорогой ММ-звукосниматель (круче него только модели Maestro и Charisma), его стоимость составляет примерно треть от стоимости всего проигрывателя. «Эмоция» в штатной комплектации предлагается с картриджем Clearaudio пониже классом и при этом стоит дороже укомплектованной ТТ-15S1.
Важно отметить, что до 2006 года компания Marantz два десятилетия вообще не выпускала своих аналоговых вертушек и, собственно, поэтому обратилась к помощи Clearaudio, когда на американском рынке стал возвращаться спрос на винил. И это дало плоды — пока «оригинальный» Emotion собирал пятизвездочные оценки в Европе, его более весомый и высококлассный аналог от Marantz за океаном застолбил почетное место в «Рекомендованных компонентах 2007» в Stereophile. Кстати, в одном из редакционных тестов мы тоже использовали ТТ-15 в качестве эталонного проигрывателя, так что вещь действительно знакомая. И нам лишь остается выяснить, как она споется с современной техникой.
Сцена стала трехмерной и многоплановой, сошли на нет все искажения на ВЧ на внутренних треках, в низкой полосе почти устранились резонансные оттенки.
Тут нужно сделать отступление. Этот аппарат приходит к покупателю в виде конструктора — сам ставь тонарм, крепи головку и задавай углы, сам добивайся наилучшей амортизации привода и выставляй все параметры прижима. В итоге собрать всю механику несложно, но настроить ее хоть с какой-то точностью без профессиональной оснастки совершенно нереально. А это значит, что с очень высокой вероятностью вы получите негодное разбалансированное звучание.
Модель, которую вы видите на фото, была доведена до рабочего состояния, что назывется, на глаз. И даже после точной корректировки силы прижима по весам и подбора требуемого антискейтинга она не показывала ни нормальной сцены, ни даже адекватного тонального баланса, заметно выделяя гудящие низкие, что однозначно указывало на неточный азимут, VTA и прочих установок геометрии.
После полной юстировки с помощью профессионального шаблона SMARTractor его звучание попросту было не узнать! Сцена стала трехмерной и многоплановой, сошли на нет все искажения на ВЧ на внутренних треках, в низкой полосе почти устранились резонансные оттенки. Перестали замечаться даже искажения на самых сложных «размашистых» канавках! В нашей коллекции есть диск с такой экстремальной записью бас-баритона. Чисто проиграть её могут далеко не все продвинутые вертушки с дорогими головками, но TT-15S1 с ней справился (до настройки иглу там так колбасило, что певец буквально визжал).
Итак, технически теперь все тип-топ. А как насчет музыкальности? Здесь на первый план выходит фонокорректор. С тем, что встроен в усилитель PM8006, TT-15S1 прозвучал очень ровно, стерильно и очень похоже на… цифровой проигрыватель Marantz SACD 30n, на котором ради сравнения мы послушали те же альбомы в CD.
Самый важный результат: теперь даже за версту слышно, насколько органично может звучать хорошая аналоговая запись в сравнении с цифрой.
Но если TT-15S1 переключить на более продвинутый фонокорректор интегральника Marantz Model 30, трактовка меняется: середина приобретает подвижность и выразительность, наполняется естественными оттенками и отголосками. И внизу, и на самом высоким отрезке слышимого диапазона гораздо лучше проявляется та малозаметная информация, которой и не хватало для полного реализма. Самый важный результат: теперь даже за версту слышно, насколько органично может звучать хорошая аналоговая запись в сравнении с цифрой.
Выводы простые. В TT-15S1 есть свои пользовательские минусы, но в нем заложен высочайший музыкальный потенциал, причем его приобретаешь, как говорится, уже в стандартной комплектации. Даже легкий клэмп из поликарбоната отлично выполняет свои функции за счет тугой пружинной посадки. Я поменял бы в этой вертушке только мат. Штатный из тонкого войлока дает чуть более мягкий и наполненный бас, но с ними некоторые виртуальные образы получаются или немного укрупненными, или раздвоенными (для проверки попробовали недорогой резино-пробковый Simply Analog — и картинка выстроилась идеально).
Но все это достижимо лишь при одном условии — после профессиональной настройки всех без исключения геометрических и динамических параметров тонарма, головки и привода. Впрочем, это условие относится вообще ко всем виниловым проигрывателям — наивно думать, что они могут хорошо зазвучать «из коробки».
Marantz TT-15S1
Производитель: Marantz Europe/Clearaudio Electronic GmbH
www.marantz.com/ru-ru
Управление микролифтом: ручное || Тип привода: пассиковый || Тонарм: прямой, эффективная длина 239,2 мм || Заход иглы (оверхэнг): 17,5 мм || Двигатель: асинхронный переменного тока || Скорости вращения диска: 33 1/3, 45 об/мин || Коэффициент детонации: ±0,2% || Отношение сигнал/шум: 80 дБ || Потребляемая мощность: 5 ВА || Отделка: матовый акрил || Габариты (без тонарма): 440 x 110 x 350 мм || Масса: 8,9 кг || Цена в комплекте с головкой: 219 990 руб.
Clearaudio Virtuoso V1: головка в базовой поставке
Прижимная сила 1,9 — 2,5 г || Воспроизводимый диапазон: 20 — 20000 Гц || Разбаланс каналов: 0,2 дБ || Разделение каналов: 30 дБ (1 кГц) || Выходное напряжение: 3,6 мВ || Форма иглы: эллипс || Сопротивление/индуктивность катушек: 660 Ом/400 мГн || Точность слежения: 90 мкм || Динамическая податливость: 15 мкм/мН || Масса: 6,0 г || Рекомендуемое сопротивление нагрузки: 47 кОм (при емкости 100 пФ).
Комментарии [2]
Кир
Хорошо написано. Но единственно, где автору, похоже, пришлось включить фантазию, это то, что изменился характер звука при переходе на другой фонокорректор.
Если слушались современные «цифровые» диски, то какой фонокорректор ни ставь, а звук будет все равно в той или иной степени, цифровой.
Руслан Тарасов
Нет, такие не слушались. Но по теме есть что добавить. Если вы подразумеваете под «цифровыми» дисками весь тот новодел, отпечатанный с кое-как слепленных матриц, непонятно где и неизвестно с какого источника, то тут действительно мало что поможет — корявость в их звучании прет отовсюду. Однако есть винилы (и много, кстати), сделанные с очень хороших цифровых мастеров, и там никто даже не заподозрит, что они к аналогу не имеют никакого отношения.