Полгода назад я писал о московском пианисте Диме Илугдине, и вот — новый повод, который невозможно пропустить. На молодом московском лейбле Jazzist вышел третий альбом возглавляемого Димой Ilugdin Trio. Он носит название My Story.
Тогда, в декабре, я писал о том, что, пройдя долгий и непростой творческий путь, Илугдин пришел к собственному, негромкому, но очень глубокому и тонкому восприятию мира — и воплощает его в своем главном проекте последних десяти лет. Его музыка — это джаз современного города, но не в печальном виллитокаревском разрезе «небоскребы, небоскребы», и не в стинговском — «чужак в чужой среде», нет. Лирический герой Илугдина — горожанин, живущий в ритме мегаполиса, но имеющий собственный взгляд на происходящее, и, главное — собственный мир в рамках этой большой городской жизни, который живет по его законам и куда нет доступа чужим — только лишь если его создатель сам откроет дверь.
Щедрый Илугдин так и поступает. My Story — прямое продолжение «Отражения», его предыдущего альбома. Продолжение и развитие. В названии диска есть четкое утверждение: «Моя история»; автор становится не наблюдателем, а создателем, в полной мере готовым нести ответственность за созданный им мир. Как утверждает Дмитрий, каждая из шести недлинных пьес, составляющих альбом, есть плод личного опыта, авторских переживаний и размышлений, попыток ответов на экзистенциальные вопросы, — но демиург не становится диктатором; каждая из этих пьес не существует сама по себе, в пустоте: басист Виктор Шестак и барабанщик Петр Ившин совершенно очевидно дополняют истории Илугдина собственными случаями и наблюдениями.
Я не раз сталкивался с тем, что музыку Илугдина неспециалисты не готовы определять как «джаз» — в их представлении это нечто другое. И действительно, здесь спонтанность и импровизация явно уступают место чему-то не менее важному. Кто-то из великих грандов джаза говорил еще в 1940-х: «хочешь узнать, что такое джаз? Садись с чуваками и играй!». Илугдин и его товарищи дают слушателю эту уникальную возможность. Их джаз — не бравурное демонстрирование скорости реакций и техники исполнения (хотя эти опции у всех троих есть по умолчанию!), это доверительный разговор, неспешная беседа о важном, после которой может измениться само течение жизни. Не от вброшенных истин в конечной инстанции, а от возникающего вдруг понимания ценности мимолетного, хрупкости повседневного, волшебства банального. Cлушатель перестает чувствовать себя наблюдателем: он сидит с чуваками.
Этот не по-сегодняшнему короткий альбом обязан своим существованием не только музыкантам. Невероятного мастерства запись на совести сооснователя лейбла Jazzist звукорежиссера Андрея Левина; обложка нарисована блестящим художником, знатоком и ценителем хорошей музыки Витей Меламедом; общее видение наверняка отчасти связано с личностью выпускающего продюсера альбома, арт-директора Клуба Алексея Козлова Араика Акопяна. Перечисляя эти имена, я говорю о едва ли не самом важном в музыке моменте, без которого ничего не бывает, даже если есть умение, талант и прочие компоненты. О любви. Все эти люди, и прежде всего, конечно, музыканты трио, любят музыку настолько, что вкладывают в ее производство все, чем богаты. Им не свойствен цинизм профессионалов, ловцов человеков, им незачем никого ловить. К ним постучится не всякий, но тому, кто постучится — всегда откроют, чтобы поделиться с ним тем, что Дима Илугдин так коротко и емко назвал My Story.