О том, что это самая свежая вторая модификация довольно продвинутого интегральника Rotel, можно догадаться лишь по приставке MKII в его названии. Но полное отсутствие дизайнерских отличий несет даже больше интриги – оно однозначно указывает на скрытые внутренние модернизации. И это – повод испытать новичка с пристрастием.
ЗАМЕНА В СОСТАВЕ
Инфляция сильно сместила условную черту между Hi-Fi и High End Audio. Еще недавно к топ-моделям «высокой верности» британские журналы относили технику ценой под 1000 фунтов, а сегодня эта цифра де-факто стала отправной точкой для компонентов-середнячков. Свой вклад в наблюдаемое удорожание вносит и функциональное усложнение аудио техники. Обычному покупателю классический Hi-Fi уже давно не нужен – ему подавай и встроенный ЦАП, и «блютус», и мультирум, и прочие штуки.
На российском рынке расклад еще более уныл. Из-за курса рубля в сегменте до 100 тысяч рублей можно выудить лишь «мелкую рыбу» для своего домашнего аудио – малобюджетную акустику, мини-компоненты или какой-нибудь «продвинутый Китай». Что-то приличное от авторитетных брендов, сделанное без экономии на радиодеталях аудиофильского грейда, начинает попадаться лишь когда в поисковых формах задаешь диапазон в 200 — 400 тысяч рублей. Вот он служит теперь «нейтральными водами» между классами, хотя далеко не факт, что выше этой отметки вам предложат породистый High End – это может быть и что-то сугубо дизайнерское.
Ревизия затронула предварительную секцию – в тракте установлены еще более точно подобранные резисторы и межкаскадные конденсаторы улучшенного качества.
Вот почему многие производители, занимавших ранее пограничную нишу, ушли в более дорогой сегмент. Попыток производить доступный High End не оставил, пожалуй, лишь Rotel. Его компоненты серии 15 – те, что до выхода люксовой линейки Michi были самыми представительными в модельной гамме, но продавались по цене хай-фая – лучший тому пример. Взять хотя бы самый доступный в серии интегральник RA-1572. Много ли вы найдете сравнимых по цене и при этом действительно хорошо звучащих усилителей с дисплеем и ЦАПом, с развитым входным селектором и коммутатором акустики, с Bluetooth и входом USB для подключения мобильных девайсов, с фонокорректором и двумя выходами на саб?
В выпуске модернизированных усилителей MKII лично я вижу желание компании еще более упрочить позиции в Affordable High End. Да, эти модели получились чуть дороже прежних, хотя ни дизайн, ни функционал не изменился. Зато это тот случай, когда все изменения, внесенные в конструкцию, преследуют лишь одну цель – поднять качество звучания еще выше.
В рассматриваемом здесь RA было заменено, в частности, 33 ключевых элемента. Ревизия затронула предварительную секцию – в тракте установлены еще более точно подобранные резисторы и межкаскадные конденсаторы улучшенного качества. Переделана система питания. Прежним остался фирменный тор, а блок буферных емкостей новый – со сниженным внутренним сопротивлением (ESR) и еще более высокой скоростью разряда. К слову, в первой модификации тоже стояли особые конденсаторы с Т-образным подводами к обкладкам, но теперь на их месте стоят аналоги, сделанные по спецификациям для Michi.
В отличие от ранее применявшегося конвертора от Asahi Kasei Microdevices, новый обеспечивает аппаратное декодирование MQA Studio и работает только с потоком PCM.
Третья и довольно радикальная замена – цифроаналоговый преобразователь от Texas Instruments (модель чипа не уточняется, но по характеристикам явно один из самых продвинутых). В отличие от ранее применявшегося конвертора от Asahi Kasei Microdevices, новый обеспечивает аппаратное декодирование MQA Studio и работает только с потоком PCM (разрядностью до 32 бит/384 кГц). Выше вряд ли требуется – стандартные входы рассчитаны максимум на частоту 192 кГц, а по USB Audio 2.0 передавать сигнал выше 384 кГц нецелесообразно – повышенная вероятность ошибок нивелирует преимущества от более широкой полосы пропускания на экстремальных частотах. А «отключение» поддержки DSD сочтут потерей только аудиофилы-пуристы. Фонограмм в этом формате по-прежнему куда меньше, чем в других Hi-Res форматах, а слушать их проблем на составит, если используемый источник сможет выдавать на выход однобитовый контент в традиционном формате PCM.
Не исключаю, что кто-то с сомнением отнесется к такой замене или даже сочтет ее даунгрейдом. К исследованию качества встроенного ЦАПа мы обязательно вернемся, а пока прогоним усилитель по обычному аналоговому тракту.
Итак, на входе – проигрыватель RCD-1572, подключенный по обычному «небалансу», а к выходным терминалам усилителя присоединены две пары акустики для сравнения – системами А будут у нас относительно легкие, но очень требовательные двухполосные мониторы B&W 705 Signature (8 Ом), а системами B – куда более тугие напольные Dynaudio Evoke 50 (4 Ома).
Он дает мощнейший быстрый и ударный бас без тягучих расхлябанных послезвучий даже если включить одновременно обе пары!
При любом раскладе модернизированный усилитель справляется с нагрузкой, простите за расхожий термин, играючи. Он дает мощнейший быстрый и ударный бас без тягучих расхлябанных послезвучий даже если включить одновременно обе пары! Интересно, на что же способен тогда еще более мощный RA-1592MkII?
Как существенный плюс отмечу, что усилитель не навязывает своей трактовки и дает в полной мере «высказаться» именно колонкам. Связка с относительно недорогими Dynaudio — это глубина, мощь и поток теплой энергии. Середина чуть притемнена, верхний регистр смягчен. Саунд наполнен басом с самых низких тектонических основ. Сцена хорошо поделена по планам и если в записи прописаны самые удаленные эшелоны, то они выстраиваются именно там – далеко за передней линией.
Тандем с эстетскими «британцами» – это ясность, супер скорость и богатейшая микродинамика. Сцена широкая, исключительно образная, с открытым средним и верхним регистром. Такая система способна передать и вокал во всех подробностях, и по-настоящему блеснуть оркестровой медью – мощно и элегантно, но без визгливых или обжигающих слух гармоник (впрочем, такой же фантастической тональной ясностью в самом трудном для воспроизведения и «огнеопасном» диапазоне обладал и куда более дорогой тандем из Michi X5 и Bowers&Wilkins 804 D3 2). Бас немного поверхностный, но очень боевой. Верх чистый и нейтральный.
Теперь переходим на цифровое коаксиальное подключение и слушаем те же CD. Кстати, ЦАП в проигрывателе компакт-дисков сделан на довольно древнем, но вполне музыкальном чипе от Wolfson, но теперь тракт проложен в обход и следует через новый DAC от TI. Разница в подаче существенная – сцена прозрачнее, тарелки чуть острее и еще чище, середина не так выпукла. Ни в деталировке, ни в пластике звучания особого выигрыша нет.
Звучание получается более упорядоченным и детальным, нет ни малейшего намека на компрессию, а каких-то грязных «аппаратных» оттенков вообще ноль.
Для полноты эксперимента подключаем по цифре стример/тюнер Rotel T14, чтобы послушать те же CD, но уже в виде срипленных файлов, передаваемых по сети при помощи DTS Play-Fi. Результат удивительно похож на описанный выше – конвертор от Texas Instruments дает более прозрачное и динамичное на высоких частотах звучание.
Кстати, такой характер отлично подходит, когда Rotel спариваешь по Bluetooth со смартфоном. Самый нижний «слой» музыкальных подробностей при таком подключении все равно «съедается» кодеком, поэтому жалеть не о чем, зато вовсе не чувствуется динамической зажатости. Незаметны и артефакты на ВЧ.
Иными глазами начинаешь смотреть на RA-1572MKII, когда источником становится подключенный по USB «макбук». Звучание получается более упорядоченным и детальным, нет ни малейшего намека на компрессию, а каких-то грязных «аппаратных» оттенков вообще ноль (напомню, что слушаем не самый дорогой усилитель). Придраться можно только к точности фокусировки виртуальных образов в сцене – у тех же Michi она была острее и голографичнее.
О разрешающей способности такого тракта лучше всего говорит следующий факт – на слух запросто улавливается смена частоты передискретизации на выходе USB. Если поток 44,1 выводится как есть или в кратном значении (88,1 или 176,4), то все прекрасно. Если выставить 192 или 384, требующие более сложного пересчета, то слегка замыливается вся наиболее колоритная фактура в басах, а на ВЧ появляется крошечная добавка звонкости.
Ноутбук + Roon в сочетании с модернизированным усилителем – вообще озарение. А некоторые вещички с Tidal Master в максимальном качестве MQA – озарение вдвойне. Такое ощущение, будто запись воспроизводится уже не в привычном стерео, а с дополненной пространственной информацией, в самых мелких штрихах. Параллельно возникает стойкое ощущение, будто скачком выросла в классе и вся воспроизводящая система.
Но у такого супер разрешения и обратная сторона. На усилителе с новым ЦАПом также отчетливо слышно, что контент, который предлагают стриминговые сервисы как самый качественный, бывает, звучит и не лучше фирменных релизов на CD. Может, поэтому Rotel и не спешит внедрять в свои компоненты различные потоковые платформы?
КОМПОНЕНТЫ
- Смартфон Vivo X50 Pro
- Ноутбук Apple MacBook Pro
- CD-проигрыватель Rotel RCD-1572
- Сетевой тюнер Rotel T-14
- Наушники Audio-Technica ATH-MSR7b (36 Ом)
- Акустические системы Bowers&Wilkins 705 Signature и Dynaudio Evoke 50
- Кабели
- цифровые Audioquest USB Diamond и Audioquest VDM-3 75 Ом
- межблочные RCA Luxman 1000
- акустические Transparent Musicwave Plus (2 метра) и Super (3 метра)
- фильтр питания Powerquest 2
Rotel RA-1572MKII
Производитель: Rotel Europe/The Rotel Co, Ltd (Япония)
rotel.com
Входы: стерепара XLR, 3 стереопары RCA, Phono, 2 коаксиальных S/PDIF, 2 оптических TOSLink, USB Type B (PCM до 32 бит/384 кГц, DSD64, DSD128 (Native или DoP), MQA), USB Type A || Беспроводное подключение: Bluetooth (AAC/aptX) || Сопротивление на входах: 100 кОм (47 кОм на Phono MM) || Выходы: «джек» 6,3 мм, 2 SUB, PreOut RCA || Выходная мощность: 120/200 Вт (8/4 Ом) || Воспроизводимый диапазон: 10 Гц – 100 кГц (+/-0,5 дБ) || Отклонения RIAA: +/-0,5 дБ || Отношение сигнал/шум: 100/100/80 дБ (RCA/Digital/Phono) || Гармонические искажения: менее 0,018% || Интермодуляционные искажения: менее 0,03% || Демпинг-фактор: 300 || Потребляемая мощность: 400 Вт || Габариты (ВхШхГ): 144 x 431 x 358 мм || Масса: 13,63 кг || Цена: 147 000 руб.
Комментарии [8]
петр
скажите а с задней стороны вход USB для чего. Нигде не написано. купил думал с флэшек можно будет музыку слушать.а получается для флэшек нужен другой источник.слушаю с дюны.
Andre
И сзади, и спереди вход USB у него ТОЛЬКО для подключения дивайсов от Apple (в частности, в обзоре автор подключал «макбук»). Вот с них и будет играть. С флешки воспроизведения музыкальных файлов не предусмотрено.
Илья
Руслан, можно ли подсоединить через usb другой плеер, помимо продукции Apple?
Если компания убрала wifi умышленно, значит должен быть сетевой плеер от Ротель, верно?
Руслан
Сетевой плеер у Rotel, говорят, скоро будет. А так можно подключить по USB любой внешний стример. Главное условие, чтобы у последнего был выход usb audio.
Andre
Уже есть сетевой усилитель-стример Rotel S14. Обзор на него здесь опубликован.
Andre
USB-разъем на передней панели только для дивайсов от Apple? С флешки «читать» не будет?
Руслан ТАРАСОВ
Пробовали — не читает, к сожалению
Andre
Уважаемый Руслан, всё равно спасибо за ответ. Хоть буду знать на будущее. Очень жаль, что такая техника по доступной — относительно многих марок — цене (учитывая уровень комплектующих), и такое удобство тупо «игнорирует». Увы.