Igor Garsnek-Nevil Blumberg — Synopsis
(Мелодия 1986/Boneme Music 2000)
Kaseke — Poletus/ Sonum
(Мелодия 1981, 1983/Boheme Music 2000)
После распада СССР популярная музыка из стран Балтии сошла для россиян практически на нет. А ведь если где на территории СССР и было раздолье для всех практически жанров популярной музыки, то прежде всего в Эстонии. Еще АК Троицкий с восхищением писал о тартусcких рок-фестивалях, а москвичи-меломаны, попадая в эстонские магазины, увозили с собой пластинки, выпускавшиеся «Мелодией» прежде всего для внутреннего эстонского рынка.
Скажем, группа клавишника Сергея Педерсена «Радар» (который был еще и аккомпанирующим составом Яака Йоалы), играла виртуозный, техничный джаз-рок и имела два альбома на «Мелодии» — а ведь были еще «Касеке», «Руя», «Ин Спе», Свен Грюнберг с группой «Месс», и все они выдавали музыку вполне европейского, не сказать — мирового уровня. Да, эстонцы умели играть и достигали в этом вполне серьезных высот. Даже панки вроде J.M.K.E по части техники и драйва давали сто очков вперед москвичам-ленинградцам, и на подольском фестивале-87 это было очень хорошо заметно. И даже ансамбль «Апельсин», проходивший у нас по разряду «музыкальной пародии», состоял на деле из истинных виртуозов, и играл музыку временами весьма непростую.
В 2000 году московская компания «Богема Мьюзик», известная тогда джазовыми релизами, вспомнила про экс-советский прог. На CD были переизданы альбом питерского «Сезона дождей» «Возвращение», оба мелодиевских релиза ансамбля Чебоксарского тракторного завода «Горизонт», — и альбомы групп «Касеке» и «Синопсис». О них и поговорим.
Прежде всего стоит отметить, что состав «Касеке» («Березка» по-русски) — это who is who in Estonian progressive. Мало того, что в записи альбома и ЕР, собранных на этом CD, принимали-участие Эркки-Свен Тюур, Тыну Найсоо и Маргус Каппель — элита клавишников эстонского рока вообще, так еще и в составе (каковой представлял собой лишенный вокалиста состав панк-группы «Пропеллер»), играли вообще лучшие люди Эстонии — барабанщик Андрус Вахт, басист Прийт Куулберг, гитаристы Рихо Сибул и Айн Вартс, флейтист Пеэтер Малков…
Альбом и EP на самом деле сильно разнятся: если узнаваемый синтезаторный тембр Марта Метсалы как-то сплачивает рассыпающиеся композиции, написанные и сыгранные в тогдашней прог-традиции, то материал сингла — это джаз-рок, живой и актуальный, даром что альбом записан на два года позже. Тут понятно чья вина — клавишника Тыну Найсоо, сына известного композитора и поклонника джаза Уно Найсоо. Даже блюзовая баллада, написанная Рихо Сибулом, вполне ложится в это русло, как и веселая зарисовка Айна Вартса. Альбом, увы, поскучнее, разве что метсаловский «Танцор», напомнивший Camel конца 70-х, да «Долгий путь» того же Найсоо радуют.
Другое дело — «Синопсис», по сути — дуэт гитариста Невила Блумберга («Радар», затем — «Магнетик Бэнд») и клавишника Игоря Гаршнека (позднее — «Руя») с несколькими приглашенными музыкантами — басистом Раулем Вайгла и блок-флейтистом Вальдеко Пуулинном. Их пластинка была выпущена, когда группа уже прекратила своё существование («Синопсис» существовал с 1977 по 1981, вернувшись ненадолго в 1985-м как «Синопсис Студио»), фактически зафиксировав ее творческий путь.
Это виртуозная и очень красивая музыка, как тогда говорили — «камерно-инструментальная», по сути — прог-джаз-рок, основанный во многом на нордической эстонской мелодике, — недаром аккурат перед распадом на «Тартуских днях легкой музыки»-1981 «Синопсис» получил премии за лучшего гитариста (Блумберг) и лучшее музыкальное произведения («Кобальт» Гаршнека — ее, кстати, на пластинке нет).
Как исторические артефакты оба диска бесценны; их, кстати, сегодня не найдешь днем с огнем (скуплены в основном западными прог-фэнами). Впрочем, на вторичном рынке винила оба релиза до сих пор можно найти, — а значит, нужно. Вот только «миньон» придется поискать — может быть, даже в той же Эстонии.
Комментарии [2]
Александр Ростов-на-Дону
Апельсин — тройной CD диск, сборник их лучших песен за все годы, из коллекции эстонского музыкального фонда, Апельсин 1981 года винил, новехонький, Апельсин 1980 года. новехонький, но слабее. И шедевр коллекции- виниловый диск 1990 года. Раймонд Паулс, Игра воспоминаний.
Всё есть в виде оцифровок в WAV . Могу поделиться с ценителями .
Andre
Полностью согласен — те же «Радар», «Апельсин», «Руя», «Сыпрузе Пуйестее» (альбом «Мустале мереле»), «Метро Люминаль», Блэки — талантливых исполнителей из Прибалтики полно на самом деле. Это вообще предмет отдельной статьи. А тот же Свен Грюнберг кстати — автор саундтреков к таким фильмам, как «Отель «У погибшего альпиниста»» (1979) и — особенно — «Заклятие долины змей» (1987). При прослушивании последнего каждый раз мурашки по коже. Музыка, намного опередившая свое время.