Это уже вторая версия универсального аппарата, способного заменить в аудиосистеме сразу несколько компонентов. Таких моделей сейчас на рынке немало, но в данном случае важно не только что сделано, но как сделано. ECI 6 DX MKII производится в Норвегии, а в схемотехнике используются принципы, которые в 70-х годах произвели настоящий переворот в хай-файной индустрии.
Но насколько это актуально в наше время?
УДАР ПО СТРЕССУ
Может ли усилительная схемотехника, пусть и талантливая, но разработанная почти 50 лет назад, оказаться полезной в наше время? Сейчас и методы проектирования намного круче – компьютерные симуляторы анализируют параметры схем за считанные секунды, да и элементная база уже совсем другая, более совершенная. Но не будем забывать, что компьютеры не создают схемы, а лишь помогают инженерам проанализировать предварительный проект, в который уже заложена некая идея. Если идея ничего из себя не представляет, даже самые продвинутые средства моделирования не помогут.
Я имею ввиду усилительную схемотехнику, поскольку именно она определяет конечный результат: неважно, какой у вас источник, если оконечник не играет или плохо согласуется с акустикой, на системе можно смело ставить крест.
ECI 6 DX MKII имеет несколько необычную топологию: предварительная секция сигнал по амплитуде не усиливает, т.е., по сути, представляет собой повторитель.
Говоря об усилителях Electrocompaniet, невозможно не вспомнить Матти Оталу, известного специалиста в области аудио. Ещё 1973 году в своём докладе на конференции AES он объяснил, почему коэффициент нелинейных искажений мало говорит о качестве звучания. Он впервые ввёл термин «интермодуляционные искажения», которые, как показали эксперименты, гораздо белее заметны на слух. Отала предложил бороться с ними за счёт замены общей обратной связи на несколько местных. Первый 25-ваттный интегральник, в котором был использован этот принцип, получил от американского журнала The Audio Critic Magazine титул «Лучшего усилителя в мире».
Принцип Оталы и по сей день используется в усилителях Electrocompaniet, и именно он обусловливает тот характер звучания, за который они вот уже много лет собирают всевозможные награды.
В рамках этой концепции модель ECI 6 DX MKII имеет несколько необычную топологию: предварительная секция сигнал по амплитуде не усиливает, т.е., по сути, представляет собой повторитель, обеспечивающий согласование источника с усилителем мощности. В таком варианте снижаются шумы и искажения и не теряется скорость – тракт усилителя имеет ровную характеристику вплоть до 150 кГц. И это, заметьте, без ООС. Затем сигнал разгоняется по напряжению и мощности: 2 х 125 Вт на 8 Омах, 2 x 200 Вт на 4 Омах и 2 x 370 Вт на 2 Омах, причём в последнем случае ток на выходе может превышать 100 ампер. Звуковой тракт балансный от входа до выхода и построен на дискретных транзисторах.
В усилителе имеется улучшенный, по сравнению с предыдущей версией стриминговый модуль с поддержкой UPnP и онлайновых сервисов AirPlay, Spotify, Qobuz, TIDAL, Internet Radio. В ближайшее время компания обещает апгрейд до AirPlay2 и Spotify Connect, а доступ TIDAL Connect стал доступен за день до публикации этого обзора.
Какой чип положен в основу встроенного ЦАПа не сообщается, известно лишь, что он поддерживает максимальное разрешение до 24 бит/192 кГц и DSD128. Впрочем, учитывая давнюю любовь разработчиков Electrocompaniet к чипам Cirrus Logic, можно предположить, что и во второй версии модели используются именно они.
ECI 6 DX MKII способен декодировать все наиболее востребованные форматы файлов: WAV/WAVE, MP3, AAC+, Vorbis, ALAC, FLAC, APE, WMA. Имеется также сертификация Roon Ready.
В усилителе имеется улучшенный, по сравнению с предыдущей версией стриминговый модуль с поддержкой UPnP и онлайновых сервисов.
Если вы храните фонотеку на внешнем диске или флешках, пригодится порт USB В, специально предназначенный для подключения накопителей. Максимальное разрешение файлов при этом всё то же – 24/192, DSD128.
Для воспроизведения музыки с портативных устройств имеется модуль Bluetooth с поддержкой aptX.
Проводная аналоговая коммутация предусматривает подключение одного источника с балансными выходами и двух через разъёмы RCA. Имеется и ещё один вход под названием HT, через него сигнал подаётся на оконечные усилители, минуя регулятор громкости.
В описании аппарата подчёркивается, что у версии MK II, помимо обновлённого стримингового модуля, более жёсткая конструкция шасси и усиленный блок питания с мощным тороидальным трансформатором.
Ручное управление усилителем стандартное для Electrocompaniet – четырьмя латунными кнопками регулируется громкость (фирменный балансный аттенюатор на прецизионных резисторах) и выбирается источник. Дисплей выводит название активного входа, а в стационарном режиме — крупные надписи MEDIA и MUSIC. Об уровне громкости можно судить по положению синего светодиода вокруг логотипа Electrocompaniet в центре лицевой панели. Более подробная информация отображается через управляющее приложение EC Play App, которое также стало доступным в русифицированном варианте за день до этой публикации.
Усилитель комплектуется пультом ДУ, совместимым со всеми компонентами серии Classic.
Напомню, что вся техника Electrocompaniet производится в Норвегии и соответствует не только нормам ISO900, но и европейским военным стандартам. Это недешёвое удовольствие, но высокое качество сборки и мизерный процент брака в данном случае на первом месте.
Испытательный тракт для усилителя у нас предельно короткий: MacBook Pro
с файлами высокого разрешения на жёстком диске и акустические системы Legacy Signature SE. Но главный источник в системе – сам ECI 6 DX MKII, точнее, его стриминговый модуль.
Присутствует некая деликатность, благодаря которой не возникает ощущения, что музыка вбивается тебе в голову насильно.
В последнее время всё чаще приходится слушать импульсные усилители, и звучание многих из них уже можно считать аудиофильским, но классическая схема АВ, да ещё без общей обратной связи – это отдельное удовольствие. ECI 6 DX MKII выдаёт энергичный и напористый саунд, и одновременно в нём присутствует некая деликатность, благодаря которой не возникает ощущения, что музыка вбивается тебе в голову насильно (типичный признак многих мощных усилителей). Даже на большой громкости сохраняется пластичность и временная неразрывность. Звуковая картина не распадается на отдельные фрагменты, хотя разрешение по всему спектру очень высокое и подробностей много. Характер струнных, духовых, клавишных абсолютно натурален именно благодаря богатству и точности тембров. И при таком обилии оттенков система совершенно не грузит – слушать её комфортно.
Демпфинг фактор усилителя на 8 омах более 350, с 4-омной нагрузкой (Legacy Signature SE) он вдвое меньше, но для оконечника без ООС это отличный показатель. Четыре 10-дюймовых драйвера выдают мощный бас, в котором есть и глубина, и скорость, и резкая атака. Низкие ноты, независимо от своего происхождения – будь то струна «живого» контрабаса или синтезированные структуры – рельефны настолько, что кажутся осязаемыми. Усилитель не даёт алюминиевым диффузорам лишней свободы, но и не ограничивает её сверх меры, поэтому бас не кажется ни легковесным, ни раздутым. Высокая скорострельность обусловлена также и закрытым оформлением АС, но и оптимальное демпфирование здесь тоже играет свою роль.
Звучание совсем не скучное, но и не утомительно яркое. Чем выше разрешение, тем интереснее слушать.
Красиво контрастирует с басом верхний диапазон: твитеры АМТ выдают лёгкий и прозрачный верх, в звучании тарелок присутствует масса обертонов, создающих полную иллюзию звонких вибраций металла. И никакой «транзисторной» агрессии при этом не ощущается.
Очень хорош регулятор уровня – секции настолько точно согласованы по каналам, что при изменениях в плюс или минус во всём диапазоне громкостей сцена стоит как влитая.
Да и сам стриминговый модуль в ECI 6 DX MKII достаточно продвинутый, хотя поддержка MQA в наше время не была бы лишней.
TIDAL, конечно хорошо, но заметный прирост в качестве звучания произошёл после подключении усилителя к локальному серверу по Ethernet. Заметно прибавилось пластичности, расширилось пространство, окончательно исчезла привязка виртуальных образов к колонкам — при своих немалых габаритах они просто исчезали из звукового поля. И что особенно ценно, не страдала энергетика, а это вообще редкий случай при воспроизведении с жёсткого диска.
То же самое можно сказать и при работе по USB с ноутбуком – тут и драйв, и бас, и колоссальное разрешение… Звучание совсем не скучное, но и не утомительно яркое. Чем выше разрешение, тем интереснее слушать. Вы можете сказать, что ограничение до 24/192 не совсем в духе времени, но, если реально смотреть на вещи — много ли в Сети контента с более высоким разрешением? Кроме того, и в своих рамках ECI 6 DX MKII показывает достаточно высокий класс, чтобы вообще не париться на этот счёт.
Сочетание классической схемотехники с современными сетевыми технологиями даёт очень интересный эффект. Нечастый случай, когда усилитель способен с драйвом отыграть рэйв для собравшихся на вечеринку гостей и поможет с комфортом расслабиться после трудного рабочего дня.
СИСТЕМА
- Ноутбук MacBook Pro
- Акустические системы Legacy Signature SE
- Кабели межблочные, акустические и силовые van den Hul
Electrocompaniet ECI 6 DX MKII
Производитель: Electrocompaniet AS (Норвегия)
electrocompaniet.com
Выходная мощность: 2 х 125 Вт (на нагрузку 8 Ом), 2 x 200 Вт (4 Ом), 2 x 370 Вт (2 Ома) || Диапазон усиливаемых частот: 1 Гц – 150 кГц || Отношение сигнал/шум: -135 дБ || Демпинг-фактор: >350 (8 Ом) || Выходное сопротивление: 0,02 Ома || Максимальный выходной ток: 100 А || Гармонические искажения: 0,004 % || Цифровые входы: 2 х TosLink (до 24/96), 2 кГц, 2 х Coax и USB 2.0 (до 24/192), Gigabit Ethernet (до 1000 Мб/с) || Стриминговые сервисы: AirPlay, Spotify, Qobuz, TIDAL, Internet Radio || Roon Ready: да || Поддержка форматов: WAV/WAVE, MP3, AAC+, Vorbis, ALAC, FLAC, APE, WMA, DSD 128 (5.6 МГц) || ЦАП: 24 бита/192 кГц || Аналоговые входы: 2 x RCA, XLR, RCA HT || Аналоговые выходы: Preamp Out : XLR стерео, RCA стерео || Максимальное входное напряжение RCA/XLR: 10/20 В || Усиление со входа HT: 31 дБ || Разделение каналов: >120 дБ || Управление: RS 232, 12 В || Габариты (Ш х В х Г): 465 х 128 х 406 мм || Масса: 20,5 кг || Цена: 590 000 руб.