Рок Бриннер — сын великого американского актера русского происхождения Юла Бриннера («Великолепная семерка»). Человек, которого постиг рок… примерно так я хотел скаламбурить. И это правда: рок, который называется «сын знаменитости», накрыл его с головой в нежном возрасте. Именно поэтому, наверное, этот невысокий человек с открытой улыбкой, крестный сын Жана Кокто и первый возлюбленный Лайзы Миннелли поменял столько занятий. Он был телохранителем Мохаммеда Али, гастрольным менеджером группы The Band, одним из основателей знаменитого Hard Rock Cafe и телеканала MTV, клоуном, актером, программистом… Сегодня Бриннер-младший, переживший свое время, остался писателем, историком, немножко политологом.
Несколько лет назад вышла по-русски его книга об отце «Юл: Человек, который мог быть королем». Она не стала событием, увы, а должна была — хотя бы потому, что это первая книга на русском языке, рассказывающая о самом знаменитом русском киноартисте в мире (Юлий Владимирович Брюнер — так звали Юла на самом деле). Однако народ-богоносец, так любящий побеждать опять пропустил повод для гордости. А зря! В этой книге, которую до сих пор можно — хоть и трудно — найти, Рок Бриннер подробно рассказал о происхождении своей семьи и ее восхитительной географии (дед Юла Бриннера, швейцарец, оказавшийся на российском Дальнем Востоке, фактически построил город Владивосток), о путешествии юного Юла через Китай в Париж, о том, как будущую звезду «Великолепной Семерки» воспитала семья великого цыгана Алеши Димитриевича, о первых годах в Голливуде, о славе отца, о его жизни — и о своей, конечно. И этот рассказ вышел куда интереснее иных приключенческих и фантастических романов: реальность всегда оказывается намного интереснее и увлекательнее любой выдумки, да к тому же у Рока Бриннера действительно есть дар слова.
— Вы перепробовали множество занятий. Кем же вы сами себя сегодня считаете?
— Я — духовный пилигрим, скорее всего. Я никогда не делал карьеры. У меня было свое шоу на Бродвее, но я никогда не хотел быть актером всю жизнь, я участвовал в создании сети ресторанов и одного телеканала, но ни тому, ни другому не хотел отдаваться целиком. Я хотел видеть мир с максимального количества возможных перспектив — и стал летчиком, я хотел быть музыкантом — научился этому ремеслу… Мне выпало счастье профессионально поддерживать людей, которыми я восхищался — Боба Дилана и The Band, Мохаммеда Али. Но на самом деле с самого детства хотел быть писателем. Потому что быть сыном кинозвезды — что может быть печальнее? Но и писателем однозначно меня назвать нельзя, хотя это то, что у меня вроде как неплохо получается.
— А кем вас видел отец?
— Писателем. Только писателем. Отец вообще был человеком куда более разносторонним, чем обычная кинозвезда. Наверное, это потому, что он происходил из intelligentsia — и потому еще, что он был изначально человеком театра, учеником Михаила Чехова… Писатели были людьми, которыми он восхищался.
— О чем ваши книги? Ну, кроме тех, что вышли на русском?
— Я написал два романа, один из них — действительно хороший, второй — более коммерческий, политический триллер, с закрученной интригой, с любовными линиями, эротическими сценами… тоже хороший, впрочем. Еще одна — историческое исследование о жертвах такого лекарства, как талидомид, — это был огромный скандал на Западе!
— C чего для вас начался рок-н-ролл?
— С того, что я в начале 70-х работал с Rolling Stones на гастролях. Но мне больше всего нравились The Band — группа, которая сделала из фолксингера Боба Дилана настоящего рок-музыканта. Я жил тогда рядом с ними, в Малибу, Калифорния, и однажды услышал, что группе нужен шофер. С опытом персонального водителя — так мне сказали. А у меня такой опыт был! Я их покатал в течение дня, а два дня спустя уже сидел за рулем восемнадцатиколесного гастрольного грузовика! Вот такую фуру я и впрямь никогда не водил… В общем, я объехал с ними все Соединенные Штаты! Это было чудесное, невероятное время.
— Как вы, историк, оцениваете такое явление, как рок-н-ролл?
— В Москве я читал лекцию о рок-н-ролле и истории. Я ведь профессионал, у меня есть степень доктора философии Колумбийского университета! Так вот, рок-н-ролл сыграл огромную роль в расовой интеграции в США — ведь задолго до всех законов, до решений Верховного суда, Элвис открыл всем черным артистам дверь на «белые» радиостанции! Рок-н-ролл интегрировал Америку с культурной точки зрения, и это — объективная реальность. И это далеко не все, что может быть о нем сказано.
…Рок Бриннер, которого на самом деле зовут Юл II (Роком его прозвал некогда отец в честь боксера Роки Грациано), стал своим человеком во Владивостоке, где бывает чуть ли не каждый год. Он вручал призы на кинофестивале «Меридианы Тихого», читал лекции в дальневосточных вузах, участвовал в природоохранной конференции, — в общем, фактически обрел здесь вторую Родину. А кончилось все это тем, что Рок написал огромный труд о семье Брюнеров (такова настоящая фамилия его отца), книгу «Империя и одиссея: Бриннеры на Дальнем Востоке России и не только». Тем самым, считает Рок, он закрыл огромную лакуну в истории России — и в своей личной истории тоже. И что в сравнении с этим тот факт, что когда-то, будучи при деньгах, он финансово помог основать телеканал MTV?
Комментарии [3]
АБ
Спасибо за прекрасную заметку , столько интересного и незнакомого о таких известных людях! У друга в коллекции есть винил с песнями Юла Бриннера и Алеши Димитриевича, непременно послушаю.
Тим
Один из самых ярких актеров Голливуда. Очень харизматичный был актер.
Наталья
Почему вы пишете Брюнер? Они были Бринеры. После того, как Юл перебрался на Запад, он внёс вторую «н» в свою фамилию, чтобы она не читалась, как Брайнер. Так он стал Бриннером!