ИЗБАВЛЯЕМСЯ ОТ ТРАНСФОРМАТОРА
Заняться сочинением данной схемы меня заставило одно явление, обнаруженное случайно. Знакомый принес оживить фирменный предусилитель QUED для МС-головок с питанием от батареек. В каждом канале — пара незнакомых транзисторов средней мощности, включенных параллельно. Схему оживил, запустил, послушал. Неплохо в принципе, но звук показался каким-то серым и скучным, явно слабее варианта с повышающими МС-трансформаторами. Стал искать что-то похожее в Сети, нашел схемы от Хираги и форумчан с «Веги». Собрал, послушал. И обнаружил, что все мои диски, даже в хорошем состоянии, вдруг затрещали песком. А само звучание оказалось либо таким же скучным, либо излишне ярким, либо неузнаваемым, что страшнее всего. Переключение на повышающий трансформатор мгновенно возвращало привычную благодать — слитность, цельность и одномоментность.
Для полноты картины послушал звук МС-головки через встроенный предусилитель JVC AX-400. Ну, играет. Как бы неплохо. Но желания оставить такой звук себе не возникло. Значит, будем искать!
И вот, случайно в переписке вдруг вспомнил про давнюю знакомую, сверхмалошумящую микросхему 538УН3 — я на ней когда-то сочинил УВ для кассетника, и результат порадовал. Микросхемы нашел на удивление быстро, в разном исполнении. Цена невелика, 15 руб. в пластике DIP-8, год выпуска 1983, Таллинн.
По-быстрому смакетил схему, подивился широкой полосе пропускания, устойчивости, размаху полезного сигнала. В типовом включении усиление просто огромное, пришлось убавлять с помощью дополнительной обвески, получилось 20 раз (26 дБ), самое то. Питание взял из того, что было под рукой — контейнер с четырьмя пальчиковыми батарейками, в сумме 6 вольт. Кстати, забегая вперед, скажу. что схема работает и от пары батареек, при 3 вольтах, хотя при этом видна асимметрия ограниченного сигнала, а значит, следует ждать повышенного уровня искажений.
Для первого раза потребовалась макетка типа «дуршлаг», RCA блок на 4 гнезда, несколько неплохих емкостей из старинных японских аппаратов — вот и все детали. Даже без всякого экрана фон не особо велик, можно слушать, но корпус необходим совершенно, микровольтовые уровни обязывают. Также нужно будет изучить варианты избавления от сигнальных петель по земле. С повышающими трансформаторами разобрался, а тут все с нуля нужно было делать.
Таких петель у нас аж две пары, на входе и на выходе. Что с этим делать — покажет время, а пока познакомимся с макетом преда.
Схема любезно облагорожена Сергеем Тороповым, за что ему благодарность.
Сразу уточню, что антизвонный резистор на входе нарисован мной явно с избытком, по привычке общения с ММ-схемами. Здесь же даже один лишний Ом — источник шума, поэтому в реальной схеме его нужно либо исключить, либо взять по минимуму, пару Ом.
Усиление и реальная АЧХ с головкой Ortofon МС 10 Super: напрямую через ламповый корректор с головки (синим цветом) и через данный предусилитель (красным). Усиление, как видим, в районе 20 раз, не много и не мало, в самый раз. АЧХ совпадают, грубых отклонений не видно.
Теперь о главном. О звуке. Макет даже в моно варианте порадовал сразу, особой подачей, живой и ясной, динамичной, треска нет совершенно, музыкальность, узнаваемость, все на месте.
Позже внимательно сравнивая с звучанием через повышающие трансформаторы и в стерео, отметил еле заметное подчеркивание верхушек у преда, и некую смазанность в звучании рояля, и то, если сильно захотеть придраться к чему-то. Прослушал новый пред и давний приятель с отменным слухом, он тоже не ругал, разве что отметил, что Кикабидзе на моем преде как бы помолодел лет на 10, а так очень достойно всё.
А учитывая цену устройства, ему можно многое простить.
Комментарии [16]
АБ
На днях один форумчанин собрал эту схему, получилось не сразу, попались бракованные микросхемы, несмотря на металлокорпус и позолоту. С другой буквой схема запустилась , звук оказался интересный, шума нет, хотя в наушниках и на большой громкости он проявился. Теперь думаем про отбор микросхем по минимальному шуму либо есть другая идея, подать сигнал в точку ООС, на инвертирующий вход микросхемы. Про это нигде ничего нет и можно попробовать.
АБ
Пока рассказывал историю, увидел от Руслана сообщение. Спешка, спешка….
Руслан
Собрал предусилитель по приведенной схеме, дого мучился, радио играло в переывах между песнями, хотя собрано было по правилам ВЧ монтажа. Оказались микросхемы виноваты, заменил на другие с буквой Б и все прекрасно заработало. Звук радует, приедут трансформаторы, сравню в лоб оба решения. Александру большая благодарность за схему. как всегда все его схемы прекрасно работают.
Думаю на основе этой кнструкции собрать полноценный МС корректор.
А.Б.
Предусилитель на К538УН3 нашел счастливого владельца. Обратился давний приятель, страстный меломан и винильщик, с просьбой помочь найти что-то к его Ортофону МС 10 Супер. Предложенные в сети повышающие трансформаторы пугали ценой, к тому же нет возможности послушать лично и решить, стоит ли оно таких расходов. Для начала сравнили звучание его и моего Ортофонов МС10, звучание идентичное, иголка новая без следов износа. И дальше слушали только его Ортофон.
Звук с предом на 538й микросхеме устроил с первых нот, прослушали несколько хорошо знакомых ему пластинок, отметили богатство звучания, эмоциональность, узнаваемость и другие тонкие, но важные моменты , ради которых, собственно , затеяна многолетняя битва. Платка преда работала без экрана, фона и шума нет при выкрученном полностью регуляторе громкости.
Да! Для сравнения послушали звучание МС головки с парой фирменных трансформаторов , работающих в качестве повышающих . Оба они не впечатлили , усиления мало, звук скруглённый и простоватый. Не хватает какого-то витамина.
Все в подаче данного преда устроило моего знакомого и он забрал его себе
, обещав поделиться впечатлениями .
А.Б.
Есть полезное решение, сложилось оно в процессе эксплуатации устройства.
Гнезда RCA оставляем только на входе, к ним подключаем кабель от головки МС.
А выходы делаем короткими, сантиметров 10-15, экранированными проводами с штеккерами на конце. Не придется искать кабели с хорошей экранировкой, которых обычно не хватает .
Есть идея впаять эти выходные штеккеры в плату, с межцентровым расстоянием, как в корректоре , сделать МС пред в виде адаптера , а входные гнезда сделать с противоположной стороны.
Олег
День добрый.
а в чём смысл C5 и R4? в datasheet КР538УН3А их нет.
А.Б.
С5 отсекает постоянное напряжение , примерно половина питания на выходе микросхемы. Иначе оно полетит на вход корректора. наделая дел.
Резистор R4 выполняет роль защиты от непредвиденных замыканий, а также является антивозбудным , поскольку схема с общей ООС иногда нервно реагирует на емкость кабеля. Не помешает.
А.Б.
Одно не помешало бы сделать для порядка. Впаять качественную цанговую сокету и из кучи микросхем выбрать самые малошумящие пары.
Взятые на пробу микросхемы, 2 штуки, на измерениях выдали двукратную разницу по этому параметру. На слух как бы не заметно, но осадочек остался))
ФедорНик
Разве усиления достаточно для МС ? Мне казалось что надо не в 20 раз а в 1000 усилить на 1000 герцах
Александр Ростов-на-Дону
Вам показалось, это так. Pre -pre amp для МС — его задача дотянуть отдачу МС головки до уровня ММ, с чем схема справляется успещно.
Александр Ростов-на-Дону
Добавлю, что после отслушивания данного устройства возникла мысль сочинить на его основе полноценный МС корректор на двух корпусах на канал. Взяв усиление первого каскада примерно 300, а второго 100, с цепями коррекции между ними, получим сквозное усиление порядка 3000 и законный вольт на выходе корректора.
Андрей Николаевич
Возможно данный усилитель действительно обладает хорошим, сбалансированным звуком, но мне так более логичным было бы собрать повышающий усилитель для MC головки на транзисторе с общей базой, а в эмиттерную цепь поставить подстроечник на ом 470, для настройки «верхов».
Попробуйте кто-нибудь такое решение и отпишитесь!
Александр Ростов-на-Дону
Эту схему от Хираги повторил в первую очередь, пристатриваясь к ней несколько лет . Запустилась мгновенно, звук разочаровал так же быстро.
Насчет подстройки верхов у меня большие сомнения. МС обычно не нуждается в подтяжке лица , резонансы подвижки там находятся в ультразвуковом диапазоне и до 20 кгц не проявляются . И от нагрузки АЧХ МС головки не меняется вплоть до КЗ.
Транзистор с общей базой имеет пентодные ВАХи, звук соответствующий.
К тому же, как оказалось, с этой схемой диски трещат , ранее в треске не замеченные, что настораживает.
Александр Ростов-на-Дону
Спасибо Сергею за высокую оценку этого изделия. Хочу добавить, что возможности микросхемы позволяют на её основе сочинить и несложный коректор для МС головок,
правда, с не очень большим усилением. Что не помешает ощутить радость от звучания любимой коллекции. С уважением, АБ.
Александр Ростов-на-Дону
Добавлю к своему предыдущему комментарию, что уже есть предварительные расчеты МС корректора на паре микросхем К538УН3А , с ними помог замечательный специалист по электронике. Он же посчитал примерный уровень шума на выходе устройства, около 5 мкВ при условии плотности шума 1 нВ на корень из Гц.
Схема из двух каскадов усиления с пассивной коррекцией . Высокое исходное усиление микросхемы позволит за счет ООС снизить искажения до очень низких значений, а построение схемы -хорошую музыкальность и реакцию на импульсную помеху .
Для оценки поведения корректора на импульсы с высокой скоростью нарастания есть проверенная методика с примерением цепи инверсной RIAA и генератора меандра.
С. Банковский
Действительно практика!
Прослушав макет предложенного автором предусилителя МС с головкой Ortofon в сравнении с MC трансформаторами Tamura Япония, считаю необходимым отметить:
— компактность и простоту схемного решения, что обеспечивает легкую повторяемость конструкции;
— отличный звуковой результат звучания записей Lp различных жанров, в т.ч. произведений классической музыки.
Устройство существенно поможет тем читателям, кто стремится к минимизации затрат при оцифровке любимых записей в хорошем качестве.
С уважением, С. Банковский.